В конце уходящего 2011 года эксперты туристического рынка подвели его итоги и дали прогнозы на предстоящий сезон.
Корреспондент инфогруппы «
Как оказалось, для большинства экспертов главным событием уходящего года стало низвержение Египта с пьедестала основных туристических направлений и одновременное перераспределение «египетского» турпотока по другим странам. Не менее запоминающейся оказалась и эпопея с протаскиванием через Госдуму непопулярных поправок в Закон о туризме о «крепостном праве туроператоров над турагентами». А главным трендом будущего года многие эксперты назвали неизбежное ожесточение демпинговых войн, которое будет подогрето авиакомпаниями, второй волной кризиса и колебаниями курса валют, в результате чего на туристическом рынке может произойти сразу несколько крупных банкротств. Итак, приводим мнения опрошенных экспертов:
Владимир Канторович, первый вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР): «Самое сильное отрицательное впечатление уходящего года – попытка властей надругаться над здравым смыслом и индустрией, внедрив в туристическое законодательство «поправку Бельтюковой». А самое сильное положительное впечатление – реакция на это со стороны всего нашего сообщества: мы продемонстрировали ту самую гражданскую позицию, ту самую зрелость, которые теперь демонстрирует вся страна. Надеюсь, что в 2012-м мы сможем настоять на принятии действительно актуальных для отрасли законов. Еще надеюсь, что туротрасль сможет занять единую позицию и противостоять диктату авиаперевозчиков и положить конец демпинговым войнам».
Александр Цандекиди, гендиректор туркомпании «Музенидис Тревел»: «Темпы роста туристического рынка в предстоящем 2012 году будут сопоставимы с 2011 годом. Но в связи с переориентацией турпотока из проблемных стран Африки я ожидаю усиления конкуренции в ряде стран Европы, прежде всего по Греции, Испании и Италии. Федеральным туроператорам придется компенсировать объемы Египта на таких направлениях, в результате чего это станет причиной жесткого демпинга, поэтому стоит ожидать банкротств среди игроков. Уверен, что столь серьезный демпинг смогут пережить не все».
Тарас Кобищанов, гендиректор туркомпании «Русский экспресс»: «При всем сочувствии к коллегам, работающим по Египту, отток оттуда туристов сыграл существенную роль в повышении спроса по многим странам, с которыми мы работаем. В первую очередь это ОАЭ, в результате чего этот год оказался для нашей компании рекордным как по объему отправленных туда туристов, так и по прибыли. Однако 40%-ное падение турпотока в Египет сильно ударило по тем операторам, которые были ориентированы на данное направление. Другой важный тренд – это начавшаяся вторая волна кризиса, причем текущая ситуация с переизбытком предложений на НГ лишь подтверждает наступление кризиса. Безусловно, он будет отражаться на турбизнесе и в следующем году. При этом кризис в экономике будет для туризма усилен другим фактором: в 2012 году туристический рынок России столкнется с сильнейшим переизбытком перевозки. Дело в том, что ряд ведущих авиакомпаний, например, «Аэрофлот» и «Трансаэро», получат в ближайшие месяцы целый флот широкофюзеляжных самолетов, которые начнут использоваться в 2012 году на многих направлениях. Только у «Трансаэро» с учетом поступления новых лайнеров объем парка увеличится на несколько тысяч кресел. На фоне сокращения потребления во время второй волны кризиса резко расширившийся авиапарк приведет к наложению друг на друга сразу двух тенденций на туристическом рынке – кризиса потребления и кризиса перепроизводства. А для столь ослабленной туротрасли новые поправки в законодательство, настойчиво лоббируемые нашими властями, могут стать фатальными».
Екатерина Айзерман, замдиректора компании «Солвекс-Трэвэл»: «Уходящий год для нас запомнился сильнейшим демпингом, особенно по греческому направлению. При этом снижение спроса по Египту очень четко показало, что не всегда такой турпоток полностью распределяется по другим направлениям. Многие ожидали, что «египетская» часть туристов перераспределится по другим странам, но в итоге часть из них, не найдя достойной альтернативы, вообще предпочла никуда не ехать. Еще один тренд конца уходящего года – снижение спроса по всем зимним направлениям. Я прежде всего связываю это с ситуацией в мировой экономике. Скорее всего влияние кризиса на турбизнес продолжится и в следующем, 2012 году».
Эдуард Кузнецов, экс-президент туркомпании «Мегаполюс-Турс»: «Хочу обратить внимание на два момента. Во-первых, кратковременное падение курса рубля во второй половине августа в интервале 2-3% вызвало падение продаж, особенно в сегменте массового турпродукта, на 10–15%. Эти цифры должны заставить туроператоров задуматься при планировании объемов турпродукта на 2012 год. Для меня более вероятным представляется продолжение ослабления рубля в перспективе года. Это важный негативный звоночек. Во-вторых, значительное снижение крупными игроками объемов чартерных программ, особенно из регионов в конце ноября–декабре. Это говорит о смене тренда: становится «модным» или просто необходимым думать об актуальной прибыли от реализации программ, а не о захвате сегментов рынка любой ценой. Это положительный момент.
Что касается прогнозов, то модель кризиса, построенная на предположении об искусственном за последние 25–30 лет завышении спроса за счет кредитования не только производителя, но и покупателя, находит все большее подтверждение. В соответствии с этой теорией платежеспособный спрос будет существенно падать. Сейчас это падение компенсируется значительной эмиссией центробанков, что в конечном итоге приводит к нарастанию долгового бремени национальных экономик, но не может развернуть обратно тренд последних 3-х лет – с момента начала кризиса 2008 года. Таким образом, продолжение падения конечного спроса, риски, связанные с девальвацией рубля, будут оказывать значительное влияние на экономику, в т.ч. на туризм. Положительным здесь может стать то, что у операторов появится возможность минимизировать риски, подписывая более мягкие договоры с поставщиками услуг. Т.е. авиакомпании, отели и другие контрагенты должны, наконец, перестать выкручивать руки туроператорам и больше идти им навстречу, бороться за них. Возможно, хотя бы сейчас операторский бизнес сможет выступить консолидированно, отстаивая свои интересы перед отельерами, авиакомпаниями, скинув с себя, таким образом, бремя значительных рисков при создании турпродукта», – добавил Эдуард Кузнецов.