20 июня компания Estour официально подала ходатайство о банкротстве, объяснив это тем, что на продолжение деятельности у предприятия нет денег.
Как мы уже писали, эстонский туроператор Estour 17 июня сообщил в Департамент защиты прав потребителей Эстонии, что не имеет возможности выполнить свои обязательства перед клиентами. На тот момент около 270 клиентов компании находились на отдыхе за рубежом. Благодаря скоординированной работе государственных органов и других туристических компаний Эстонии все туристы были возвращены домой – некоторые только в аэропорту узнали, что турфирма, в которой они приобрели путевку, обанкротилась.
Это, конечно, совсем не конец истории – по оценкам профессионалов, туроператор Estour, просуществовавший 8 лет, занимал на туристическом рынке Эстонии примерно 4 место по объемам, к тому же он был держателем чартеров. Владельцем Estour OÜ является фирма BI-Info AS, акционерами числятся Анатолий Липински (44%) и Емилия Константинова (46,3%). Неизвестно, какой глубины были продажи туров на момент банкротства, однако к концу рабочего дня в понедельник Департамент защиты прав потребителей принял 100 претензий от туристов Estour. Общий размер денежных требований пока назвать невозможно – содержанием заявлений еще только-только начали заниматься. По словам пресс-секретаря департамента Ханны Турецки-Тоомик, среди принятых к рассмотрению требований могут быть и семейные заявления, поэтому нельзя точно сказать, планы скольких человек нарушило банкротство оператора.
Опираясь на опыт работы с другой обанкротившейся туристической компанией, фирмой Top Tours, Турецки-Тоомик отметила, что не все заявления могут быть обоснованными. Также опыт показывает, что большинство заявлений клиенты подают в самые первые дни. Однако пресс-секретарь напомнила, что правило «кто раньше пришел, тот и деньги получил» здесь не действует: требования к Estour Департамент защиты прав потребителей будет принимать до 24 июля. Ведомство еще не получило от Estour данные о том, сколько туристических пакетов они продали. Сумма залога в размере 200 000 евро, поступившая в распоряжение Департамента, полностью будет распределена среди клиентов, рейсы которых были отменены.
Естественно, что банкротство туроператора ударило по всему эстонскому туристическому рынку – прежде всего резко упало доверие клиентов по отношению к турфирмам. Между тем, местные профессионалы не исключают, что за Estour могут последовать и другие компании. «Несмотря на общее оживление рынка, в эстонском чартерном туризме и в дальнейшем продолжится консолидация. В летнем сезоне, который продлится до конца октября, все организаторы зарубежных поездок должны будут сильно поднапрячься во имя клиентов», – сказал исполнительный директор компании Novatours Андреэ Уустал.
Он не исключил, что помимо Estour с рынка уйдет еще какой-нибудь мелкий организатор рейсов, продающий путевки по цене ниже себестоимости ради сохранения критических денежных потоков. «Каждое банкротство отрицательно влияет на весь сектор», – сказал Уустал о последствиях банкротства Estour, пояснив, что это злоупотребление доверием потребителей.
Очередное банкротство потрясло не только эстонский, но и российский туристический рынок. Специалисты турбизнеса сравнивают произошедшее с крахом «Капитал Тура», указывая, что главной и общей причиной банкротств был демпинг, на который сознательно шли компании, пытаясь удержаться на плаву.
Сам туроператор Estour объясняет создавшееся положение целым рядом причин. По сообщению компании, самым тяжелым для них стал 2010 год, когда произошло неожиданно много форс-мажорных ситуаций: вулкан в Исландии, из-за которого было приостановлено авиасообщение, банкротство туроператора Top Tours, необычайно жаркое лето, вследствие чего количество покупок туристических путевок сократилось более, чем наполовину, беспорядки и нестабильная ситуация в Египте – стране, которая обычно была основным направлением для Estour.
В сообщении компании также подчеркивается, что переход на евро повысил цены и люди начали тратить меньше денег на путешествия, к тому же политическая ситуации в Ливии и других арабских странах – ведущих поставщиков нефти – повлияла на рост цен на топливо, что вызвало резкое подорожание авиаперелетов.
Отсутствие прибыли и продаж туров ниже себестоимости, у Estour не осталось денег на отправку новых самолетов и продолжения предпринимательской деятельности, что заставило Estour прекратить отправку чартерных рейсов.
«Estour приносит извинения прежде всего своим клиентам, из которых многие оставались верны компании многие годы», – говорится в заявлении компании.