21 февраля на Монмартре в Париже в галерее I-Gallery торжественно открылась международная выставка «Любовь». На ней представлено несколько новых произведений французской белоруски из серий «Сад Любви» и «5 element». А месяцем раньше в этой же галерее художница представила на выставке «Новый импрессионизм и высокая мода» 32 художественных произведения.
Сегодня имя этой незаурядной творческой личности, которая родилась в белорусском Крево на Сморгонщине, известно всему миру. Лариса защитила кандидатскую диссертацию о цвете в архитектуре в Минске и Петербурге в 1988 году, а в 2004 году в Бордо – докторскую. Живет и работает во Франции с 1998 года.
Сейчас белоруска известна в Париже как наиболее оригинальный колорист Монмартра, архитектор, художник, стилист, автор многих публикаций и двух книг о цвете и дизайне городской среды, создатель фильма «Мечта о гармонии».
Лариса Нури – президент и основатель Международной ассоциации колористов «Цвет–пространство–культура», член Академического союза Франции «Искусство–наука–литература», Союза профессиональных художников Франции, Французского центра цвета, Международной ассоциации цвета и Международной ассоциации «Фонд Тэйлора», а также представитель Франции и Беларуси в Международном женском совете художников.
В интервью газете
– Вы родились в Крево на Сморгонщине. Какие воспоминания сохранились об этом месте?
– В Крево встретились, познакомились и полюбили друг друга мои родители Михаил Александрович Мельгуй и Анастасия Филипповна Новик, тогда молодые учителя Кревской школы. Я не помню ничего о Крево – мы переехали жить в Минск, когда мне не было и года. Но симбиоз природы, истории и древнего зодчества на генетическом уровне проходит красной нитью в моем творчестве. Мне приходится бывать во многих странах, посещать различные города, а вот в Крево, даже в Гродно я так и не была. Надеюсь исправить это.
– В каких местах Беларуси вы побывали?
– Мы стараемся приезжать в Беларусь всей семьей раз в год на летние каникулы и с удовольствием проводим эти дни на даче или путешествуем – посетили архитектурные комплексы в Мире, Несвиже. Мирский замок оставил очень яркое, незабываемое впечатление. Знаю, что многие белорусские города расстраиваются и хорошеют. Но времени всегда не хватает, а так хочется посмотреть на обновленные и отреставрированные памятники в Гродно, увидеть достопримечательности других городов. С точки зрения профессионала, архитектура и колористика белорусских поселений оставляет приятное впечатление. Видно, что архитекторы (среди них есть и мои студенты) серьезно подходят к этому вопросу.
– По профессии вы – архитектор, но также заявили о себе как художник и модельер. Вместе со знаменитым кутюрье Жан-Мари Пюжолем создали коллекцию эксклюзивных платьев...
– С детства любила рисовать и придумывать оригинальные наряды. Мечтала поступить в Академию художеств на дизайнера-стилиста, но поступила на архитектурный факультет. Именно в студенческие годы появляются легкие «карандашные» наброски, происходит окончательное определение жизненных приоритетов. Дипломная работа, в которой впервые ставился акцент на цветовой дизайн и художественную трактовку архитектурного комплекса, была отмечена аттестационной комиссией. Получив диплом с отличием, решила посвятить себя науке, пойти по стопам отца. Мой папа, Михаил Александрович Мельгуй, лауреат Государственной премии, заслуженный изобретатель Республики Беларусь, занимался научными исследованиями в области прикладной физики и вдохновил меня на исследования в области архитектурной науки и физики цвета и света. Цветовые гармонии, колористика в прикладном искусстве, дизайне и архитектуре города стали приоритетной тематикой моих творческих поисков в живописи.
После защиты кандидатской диссертации в Ленинграде в 1988 году в моей жизни начинается новый этап – многолетняя работа на архитектурном факультете Белорусской политехнической академии, где, уже доцентом, создала вместе с коллегами базовый курс по колористике.
Одно из направлений, в котором я работаю, – «Символика цвета и высокая мода». Наше совместное творчество с французским кутюрье Жан-Мари Пюжолем давнее и разноплановое. Господин Пюжоль создает платья, я их расписываю. Есть и другой вариант нашего творческого тандема: вначале я расписываю шелк, зачастую вдохновляясь мотивами собственных картин, а кутюрье затем создает композицию, драпируя форму ткани по своему усмотрению. Дефиле моделей зачастую сопровождает мои вернисажи, с музыкой, подобранной по теме живописи; манекенщицы, как живые картины, демонстрируют роспись на уникальных экземплярах высокой моды. Я сама часто выступаю как модель.
– Вы известны в мире искусства и как автор книг по колористике в архитектуре и искусстве. Расскажите, пожалуйста, об этой сфере своего творчества.
– Занимаюсь исследованием колористики в архитектуре с давних пор, являюсь доктором архитектуры и искусства, автором многих публикаций, двух книг – «Цвет в городе» и «Символика цвета». Художественные и межкультурные области, зодчество, пластическое искусство, колористика города, дизайн, строительство и современные технологии, охрана и формирование среды обитания человека – это те направления, которые помогают понять особенности, преемственность развития культуры и архитектуры.
– А в каком цвете представляете себя и окружающую жизнь?
– Не представляю окружающую жизнь в одном цвете – это было бы грустно и монотонно. У меня нет любимого цвета, как нет любимых букв в алфавите. Буквы, как цвета, обретают смысл в ассоциации с другими. И важно, что конструкции этих ассоциаций могут построить осмысленные предложения, придать эмоции, изменить настроение. Особенно нравится ассоциация золотистого цвета с бирюзой, в ней скрыта тайна звенящего, щемящего чувства радости.
Миф о Красоте, Любви, Счастье, о Мечте всегда остается своеобразным маяком моего творчества. Верю, что искусство должно дарить людям радость, любовь и мечту, делать их счастливее.
– Кроме Франции, ваши выставки проходят в Южной Корее, Сан-Франциско, в знаменитой галерее VitkovskyFineArt, в Китае. Что там выставлялось – ваши коллекции платьев, картины, дизайнерские работы? Не хотели бы организовать свою выставку в Беларуси?
– Работы мои выставляются с 1999 года в профессиональных галереях и находятся в частных коллекциях Франции, США, Португалии, Испании, Швеции, Японии, Китая, Южной Кореи, Австралии, Малайзии, Камеруна, в Музеях современного искусства во Франции, Китае, Южной Корее, Малайзии, в Болгарии и США. В зависимости от программы и проекта это картины, дизайнерские работы, коллекции платьев. Кроме того, читаются лекции, проводятся презентации книг, демонстрируется фильм «Мечта о гармонии».
Идея выставки в Беларуси очень интересна, возьмусь за реализацию с удовольствием. Но мне трудно без контактов с местными музеями делать какие-либо серьезные проекты.
– Как вы оказались во Франции?
– Постоянно участвовала в международных конкурсах, стала обладателем многих национальных и международных премий: Союза архитекторов в 1991-м, лауреатом премии Шведского института в 1994-м, гранта Фонда Сороса в 1997 годах.
В Стокгольме продолжила самостоятельную творческую деятельность в 1994–1996 годах как исследователь в Скандинавском институте цвета под руководством профессора Ларса Сивика. Многие мои художественные произведения приобретены Шведским центром цветопсихологии в Гетеборге, Норвежской академией искусства и дизайна в Бергене. Поступив в докторантуру и получив грант Французского правительства в 1998 году, приехала во Францию и в качестве профессора на факультете визуальных и прикладных искусств в университете Бордо преподавала теорию и историю колористики. Здесь же в 2004 году защитила докторскую диссертацию, которая получила особую оценку комиссии под председательством профессора Мишеля Пастуро, академика, ведущего специалиста по истории и символике цвета во Франции.
– А как познакомились с мужем?
– С мужем Эрве мы встретились во время презентации во Французском центре по информации и исследованию цвета. С тех пор уже 15 лет продолжается наше совместное творчество. Эрве – музыкант, а музыка и цвет всегда были гармоничной парой. Творческим людям жить вместе и сложно, и легко одновременно. Эрве очень хорошо готовит и любит заниматься приготовлением изысканных блюд.
Мы живем в Париже. Старший сын – инженер по компьютерным технологиям. Младший учится в колледже. В Беларуси у меня живут родители и сестра.
– Пятнадцать лет вы живете во Франции. Привыкли к стране и ее обычаям?
– Жить и работать во Франции очень непросто. Обязательно безупречное знание языка, законов, обычаев, традиций, но надо и не отставать от новшеств. Приходится каждый день вставать и решать, куда и с какой скоростью бежать. В одном только Париже 60 тысяч художников, конкуренция очень жесткая. Но для меня это сравнимо с игрой в шахматы на многих досках. Постоянно держишь в голове несколько стратегий и остаешься в движении. Но с другой стороны здесь самые замечательные музеи и театры мира. Тысячи галерей и выставок, искусство и архитектура на каждом шагу. Основная тема, над которой я работаю уже несколько лет, – «Цветовая палитра Франции». Колорит и пейзажи Франции очень разнообразны: от Нормандии до Лазурного берега, от Бретани до Эльзаса, от таинственных замков Луары до величественных и монументальных пейзажей Андорры и Пиреней.
Ну и, конечно, очень люблю сыры. Говорят, их здесь 330 сортов, и столько же, если не больше, сортов французского вина. Сложно привыкнуть к такому выбору, к зиме без снега. Ездим в горы всей семьей, «заряжаемся» энергией искристого белого цвета в Пиренеях.
Наталия ВОЛЫНЕЦ