Несколько лет назад я, находясь еще в декретном отпуске, практиковала поездки в Заболотье, пишет Ольга Орлова в «
Каждый раз возвращалась домой как выжатый лимон, но существенная разница в ценах на товары и дешевизна дороги делали эти шоп-туры привлекательными.
А вскоре после моей поездки, в марте прошлого года в Беларуси начался экономический кризис. Валюта из обменников пропала, цены в магазинах и на рынках стали стремительно расти, а зарплаты обесцениваться. На фоне резко подскочившего курса доллара целесообразность поездок в Украину оказалась сомнительной, и я от этой практики отказалась.
Но вот спустя полтора года услышала восторженные отзывы соседки, которая съездила в Заболотье и накупила на всю семью кучу вещей по смешным ценам. После этого тема поездок в Украину снова актуализировалась. Взяв с собой для компании коллегу, я вновь отправилась на «забугорный» шопинг.
Часть 1. Борьба за место
Суббота, 6 октября, почти 7 утра. На платформе в ожидании поезда Брест–Заболотье толпится народ. Большинство опытных шопоголиков стремятся во что бы то ни стало попасть в первый или последний вагоны. Дело в том, что когда поезд останавливается на таможне в Заболотье, двери всех вагонов открываются одновременно, и две людские волны устремляются к пограничным «будкам». Чем ближе к одной из них ты окажешься, тем больше шансов быстро пройти погранконтроль и, соответственно, больше времени на покупки. Поэтому борьба за места в поезде начинается еще на вокзале. Борьба – это давка, ругань и порой даже рукоприкладство.
Мы же выбираем для себя 4-й вагон, места в самом начале. Расчет делаем на то, что, выскочив первыми из вагона, быстрее добежим до пограничников.
Сама дорога проходит относительно спокойно. Многие еще досыпают. Оживляются люди после слов: «Совсем белая, сейчас сознание потеряет» – кому-то стало плохо. На станции Закрутин женщине помогают выйти, мы наблюдаем за ней через окно. Она вроде собирается остаться на перроне, но в последний момент вдруг быстро бросается в двери соседнего вагона...
Часть 2. Дикари
Наш поезд притормаживает, появились деревенские домики. Вот оно – Заболотье. Пассажиры готовятся к последнему рывку. Двери распахиваются, мы выскакиваем из вагона и что есть сил несемся на погранконтроль. Наша тактика сработала – оказываемся совсем недалеко от терминала. Но и эту позицию не так просто удержать: народ напирает со всех сторон, каждый хочет побыстрее. Опять ругань. Вот где слышно, что думают белорусы и об отечественной экономике, и о политике, и о чиновниках, и о государственном ТВ. Одна женщина вдруг вспоминает о советских временах, когда не было границ. Словно в ответ на ее слова в моей памяти всплывает рассказ мамы, выросшей в приграничной деревне. В детстве она на велосипеде беспрепятственно каждую неделю ездила в украинские Кортелесы, где продавали вкусный свежеиспеченный хлеб...
Между тем украинские пограничники не торопятся, проверяет паспорта лишь одна девушка в форме. Остальные наблюдают за «дикарями», а на традиционный вопрос: «Что ж вы так издеваетесь над людьми?» – отвечают: «Не нравится – не ездите!» В какой-то момент толпа напирает на стол с компьютером, техника шатается. Пограничница молча встает с рабочего места и выходит на улицу. Теперь и вовсе не пропускают. Через несколько минут она возвращается, бросив короткую фразу, что «первые станут последними», и продолжает свою работу.
Часть 3. Базар
Наконец мы минуем границу и тут же попадаем в окружение женщин-валютчиц. За доллар они предлагают 8,05 гривны. Продавцы товаров считают «зеленый» по курсу 8,10 гривны. По вторникам и субботам в Заболотье, кроме местного маленького рынка, работает и большой привозной. Палатки разбросаны прямо вдоль дороги, где постоянно ходит скотина, – того и гляди, можно «подорваться на мине».
На входе на большой рынок уже «движуха»: бойкие торгаши неславянской наружности зазывают к себе покупателей смешными ценами и большими скидками. Качество товара у них соответствующее, но спрос все равно есть. Торгуют и взрослые, и дети. Бойкий пацаненок предлагает полупальто за 100, потом за 80 гривен. Товар свален на столах, на него моросит дождик. В одной из палаток хозяйка-украинка спрашивает у нас, много ли людей приехало этим поездом. На ответ «Море!» удовлетворенно кивает головой. Именно белорусы в базарные дни дают хорошую выручку.
В Украине на рынках можно и нужно торговаться. У них не услышишь привычного белорусам «Не могу уступить, я не хозяйка, а только продавец». Причем скидка может быть как 5–10 гривен, так и все 100: при начальной цене за демисезонное пальто 300 гривен моя знакомая выторговала два (себе и дочке) за 200 гривен каждое.
Кроме одежды, обуви, постельных принадлежностей и т. д., многие белорусы покупают конфеты. Цены на них приятные, ассортимент – на любой вкус. В винно-водочном отделе магазина традиционно очередь за спиртным: белорусы охотно берут украинскую водку, особенно на праздники. На улице идет продажа сезонных овощей. Например, болгарский перец стоит 3 гривны за кило.
Часть 4. Домой
Пора обратно. Снова проходим таможню. Давки уже нет: украинцы теперь работают быстро, белорусы тихо переговариваются, делятся впечатлениями. В поезде люди переупаковывают сумки, достают, у кого есть, ссобойку. По вагонам туда-сюда ходят продавцы всякой мелочевки. Среди них знакомые лица: пару лет назад видела их в этом же поезде за этим же «бизнесом». В который раз убеждаюсь, что за время моего перерыва почти ничего не изменилось. Уже закрыв глаза, слышу за спиной женский голос: «Вот, говорят, что украинцы плохо живут, бедно. Однако ж не они к нам полными вагонами закупаться едут, а мы!»
Наступит ли когда-нибудь такое время, что белорусы перестанут находить выгоду в этих поездках и будут спокойно, без давки, нервотрепки и унижений делать покупки у себя дома?
Цены* на некоторые товары в Заболотье
Одеяло 2-спальное (тройной синтепон) – 130 гривен
Комплект белья 2-спальный, х/б – 160 гривен
Тонкий плед (флисовый) – 65 гривен
Демисезонная куртка, мужская (утеплитель – флис) – 250 гривен
Брюки женские, утепленные, с ремнем – 210 гривен
Ботинки/сапоги женские (осень, ИК) – 190–285 гривен
Сапоги женские (зима, НК) – 500–600 гривен
Смеситель для ванной (на коробке – Польша) – 240 гривен
Калоши из полиуретана (утепленные) – 50 гривен
Силиконовая форма для кекса (большая) – 30 гривен
* Цены стартовые, в процессе торга могут уменьшиться существенно.