Уже достаточно времени прошло с момента падения знаменитого «железного занавеса», который очень жестко ограничивал возможности туристических путешествий. Советского Союза уже не существует, а сфера туризма с того времени перетерпела очень серьезные изменения и стала намного более открытой для туриста, желающего посетить зарубежные страны, в том числе и Европу.
Сегодня открытие шенгенской, европейской визы, которая позволяет путешествовать по практически всем странам Евросоюза, уже не является слишком сложной задачей, чем собственно и пользуются многие современные туристы, желающие отправиться в экскурсионный тур в Европу. Помимо важных формальных законодательных изменений, очень серьезные изменения претерпела и всесторонняя туристическая инфраструктура, позволяющая сегодня с минимумом забот, затрат и организационных трудностей купить экскурсионный тур практически в любую страну Европы. Для примера скажем, что только из российских городов и только в Чехию сегодня летает более 10 регулярный рейсов, а если взять во внимание множество остальных стран Евросоюза, то сложно недооценить объем туристов, пересекающих границы стран Европы.
Каким же образом эти тенденции влияют на рынок европейского туризма, и как это влияет на конечного потребителя, т.е. на туриста?
Прежде всего, современный турист уже достаточно хорошо понимает и знает, что экскурсионный тур в Европу уже не роскошь, а более чем доступная возможность интересного отдыха для всех и каждого. Современный турист старается отправиться в экскурсионный тур напрямую, минуя множество посредников, которые, безусловно, влияют на конечную цену поездки. Старается сам бронировать отели, покупать экскурсии и т.д. В связи с этим на современном туристическом рынке возникает достаточно много прямых поставщиков услуг и прямых сервисов, через которых можно без лишних забот купить или составить для себя тур по более выгодным ценам, чем в любом турагентстве. Это и ресурсы резервации отеля, ресурсы, напрямую продающие экскурсии и организовывающие трансферы, но к сожалению, на сегодняшний день существуют лишь единицы интернет-ресурсов, на которых имеется возможность составить экскурсионный тур самостоятельно, организовать себе досуг на отдыхе.
Современный рынок европейского туризма, безусловно, старается брать во внимание эти тенденции и развивать туристические услуги в этом направлении, предлагая прямую продажу услуг посредством интернет ресурсов, однако большим вопросом по-прежнему остается уровень владения интернетом конечного потребителя, который, к сожалению, пока остается на не очень высоком уровне. Но если брать во внимание, что у сферы интернет-технологий в русскоязычных странах большие перспективы, то с уверенностью можно сказать, что и у туристической сферы очень серьезные перспективы на просторах рунета.