Система «все включено» – это самый дешевый способ обеспечить себе беззаботный отдых на побережье, в течение которого туристу бы всего хватало. Низкие цены туристических пакетов в Болгарии, в которые входят размещение с полным пансионом, буквально «выстрелили» Болгарию в лидерские позиции европейских рейтингов наиболее выгодных туристических направлений. Независимо от усилий государства и отрасли развивать культурный и экологический туризм круглый год, на мировых туристических рынках страна сохраняет за собой славу не одного из самых древних европейских государств с уникальным культурно-историческим наследием, а дешевого места проведения отдыха на море. Наступление системы «все включено», превратившейся в приманку для массового туризма, на пути упрочить это представление, сообщает
Услуга «все включено», которая сегодня заполняет гостиницы на морском побережье, означает, что туристам обеспечена возможность питаться столько, сколько захочется. Если человек забронирует отпуск еще в январе, то он может отдыхать в Болгарии по очень выгодным ценам. Такова практика сотен тысяч зарубежных туристов, которые приезжают на болгарское побережье Черного моря, чтобы насладиться не только ласковым солнцем и песчаными пляжами, но и обильной и вкусной едой три раза в день. Оказывается, что система «все включено» в большой степени введена в туристической практике на Балканах болгарами. Еще в 50-е годы прошлого века, когда были построены первые курорты на болгарском побережье, отдыхающим обеспечивался не только ночлег, но и трехразовое питание в ресторане гостиницы. Только тогда систему «все включено» называли «полным пансионом». Однако когда гостиница не располагала собственным рестораном, туристам приходилось питаться в соседней гостинице. Система имела огромный успех и впоследствии была введена также в Греции и Турции – наших основных конкурентов на мировых туристических рынках. В наши дни туроператоры и владельцы гостиниц соревнуются между собой – кто же предложит наиболее выгодный туристический пакет по системе «все включено». Проблема, однако, в качестве предлагаемой еды и обслуживания.
«Систему «все включено» предпочитают люди, не располагающие большими средствами, – рассказал Румен Драганов, директор Института анализов и оценок в области туризма. – Они интересуются тем, во сколько обойдется их отдых. Они не хотят приехать на море на 3-4 дня и уехать, когда у них кончатся деньги. Одним словом, услуга «все включено» направлена на массовый, низкобюджетный туризм».
Насколько, однако, услуги, предоставляемые такими путевками, качественны, – это весьма спорный вопрос, все зависит от отдельных гостиниц. А местные повара проявляют невероятную фантазию и изобретательность в своих импровизациях. Так, например, жареный цыпленок, оставшийся с обеда, может появиться и на ужин, но уже порубленным в виде тушеного блюда, а на следующий день – как питательный супчик. Но так не только в Болгарии. Поэтому взыскательные клиенты относятся скептически к системе «все включено». А местные жители недовольны, так как она стимулирует отдых в гостиницах, нанося, таким образом, ущерб малому бизнесу. Впрочем, в последнее время начались дискуссии об ограничении этого типа услуг в болгарских гостиницах.
«У Агентства по продуктам питания есть идея ввести ограничение на эту услугу с тем, чтобы ее могли предлагать только 4-5-звездочные гостиницы, – говорит Румен Драганов. – Строгий контроль над едой должен существовать на курортах везде, независимо от категории места для размещения туристов».