Как сообщает «Наша газета»:
Результат референдума 11 марта, на котором швейцарцы большинством в 50,2% голосов поддержали инициативу Фонда Helvetia Nostra Франца Вебера об ограничении числа вторичных резиденций, местного варианта загородных домов, стал более чем неожиданным сюрпризом для тех швейцарцев, что проголосовали против. А ведь их тоже практически половина!
Эколог Франц Вебер предложил лимитировать число шале и загородных квартир, которые стоят пустыми большую часть года – доля таких резиденций не должна превышать 20% в каждой коммуне. Тогда как сегодня в некоторых популярных горных местечках в Вале, Тичино, Граубюндене такого жилья больше 80%. Оно принадлежит богатым иностранцам, приезжающим сюда на каникулы, либо местным жителям, которые периодически сдают его туристам. В любом случае, конечно, Вебер прав – эти дачи, шале и квартиры большую часть года стоят пустыми.
Жители и застройщики Вале не стали смиряться с ситуацией. Больше 50 заявок на строительство индивидуальных шале было зарегистрировано в Вале к концу первой недели после референдума и еще почти столько же – к концу второй (эти заявки публикуются в Официальном бюллетене Вале).
Поль-Альберт Клива, президент коммуны Рандонь (Randogne), входящей в группу коммун горнолыжной станции Кран-Монтана, опубликовал там шесть заявок на строительство шале, три – по эскизам предпринимателя Кристиана Константена, президента и владельца футбольного клуба «Сион». Коммуна Векс (Vex), включающая горнолыжную станцию Тион 2000 (Thyon 2000) и Коллон (Collons), где доля вторичных резиденций уже давно превышает 20%, получил за последние дни десяток новых заявок на строительство, и еще 20 последует в ближайшее время. Обычно раньше здесь строилось 3-4 новых шале в год. Сейчас активизировались владельцы земель, которые боятся, что земля обесценится, если на ней нельзя будет ничего построить.
Интересно, что началась эта лавина заявок еще за неделю перед референдумом – многие оказались предусмотрительны. Например, в местечке Шамозон (Chamoson) 15 зарегистрированных заявок поступило от двух фирм по строительству и торговле недвижимостью. Как пояснил владелец одной из них, Кристиан Дюбуи, для газеты Le Temps: «Так как я единственный, кто получит разрешения, эти шале я смогу продать легко и скорее всего за хорошую цену».
Сразу после референдума министр окружающей среды Дорис Лойтхард заявила в телевизионном интервью, что инициатива Вебера будет принята к исполнению немедленно, 20-процентный лимит входит в силу сразу и накладывается на все заявки на строительство, которые будут поданы после 11 марта. Она же рекомендовала властям кантонов приостанавливать процесс выдачи разрешений на строительство в случае возникновения сомнений.
Но валезанцы не хотят принимать мнение министра всерьез. «Дорис Лойтхард выступила перед прессой, и я не воспринимаю ее слова как законодательное или административное указание, – сказал Поль-Альберт Клива, президент коммуны Рандонь. – Пока я не получу директив в письменной форме, я буду продолжать работать над заявками по-прежнему». Не скрывает он и своего мнения по поводу инициативы Вебера: «У меня совершенно нет мотивации исполнять правило, которое несправедливо и неумно». Он считает, что «вполне возможно разрешить принимать заявки на строительство до января 2013 года».
Самое обидное, что именно Поль-Альберт Клива и его коллеги, главы других коммун, уже проделали большую работу, убедив своих сограждан ограничить с 2007 года строительство на горных станциях нового жилья для каникул.
«Я ожидаю директив из Сиона или Берна, чтобы знать, что мы можем разрешить, а что нет, интерпретация текста инициативы Вебера нечеткая, – заявил Данни Дефаго, президент коммуны Векс. – Мы завалены заявками, и один сотрудник мэрии не в состоянии с ними справиться». Руководство кантона Вале уже подтвердило, что будет поддерживать интересы горных коммун и сообщать обо всех законодательных изменениях.
Федеральный департамент окружающей среды, транспорта и энергетики сейчас занимается созданием рабочей группы, которая разработает все аспекты применения закона, предложенного инициативой Вебера. Результаты будут известны не раньше лета.
Людмила Клот