В частности, она отметила, что сертификаты, которые турфирмы уже получили сейчас, будут действительны и впредь. По словам Галины Кобяк, нынешней осенью число турфирм, которые хотели бы сертифицироваться, увеличилось. Объясняется этот всплеск просто: многие туристические предприятия хотят аккредитоваться в посольствах зарубежных стран, а наличие сертификата качества в таких случаях обязательно. Перечень необходимых документов турфирмы могут найти на сайте Нацагентства. Особое внимание нужно обратить на различные изменения в статусе или форме собственности туристической компании: «Об этих изменениях следует сообщить в Нацагентство, и они будут внесены в реестр, который там ведется». В пакете документов, которые предоставляются при сертификации, должны быть справка от санэпидемстанции и МЧС (если помещение собственное) и только от санэпидемстанции (если помещение арендованное). Если фирма открывает еще один офис, то справка нужна уже по этому новому помещению. В последнем случае необходима ксерокопия договора аренды. Как правило, если турфирма уже работает на рынке давно, то замечаний к ней немного. Вместе с тем, если на следующий год эти замечания не будут учтены, тогда специалисты НАТ, проводящие сертификацию, вправе составить протокол несоответствия. Среди распространенных недочетов, выявленных в процессе сертификации, Галина Кобяк назвала отсутствие вывески, а также свидетельств, подтверждающих прохождение курсов по повышению квалификации. Необходим журнал по технике безопасности, где расписывается клиент, с кем заключен договор на обслуживание. Инструктаж по технике безопасности необходимо проводить и с сотрудниками (два раза в год), а по пожарной безопасности – один раз в год. Инструктаж, как правило, проводит сотрудник, у которого это записано в должностных обязанностях, либо тот, кому это вменено в обязанности отдельным приказом.
Важно, чтобы технологические карты маршрутов были подписаны разработчиком и утверждены руководителем фирмы. Необходимы также журналы инструктажа для экскурсоводов и руководителей групп. На вопрос руководителя компании «Солвекс» Оксаны Бичун, не слишком ли забюрократизирована работа турорганизации: «Журнал такой, журнал сякой», Галина Кобяк ответила, что турфирма – это такая же организация, как и всякая другая. Вместе с тем на следующий год пересмотр основных ГОСТов планируется.
В заключение специалист призвала турфирмы чаще использовать значок сертификации на своей рекламной продукции, в том числе бланках, конвертах и других бумагах.