Реформа на исследованных Travel.ru направлениях в целом прошла по простой формуле: от прежней минимальной цены туда-обратно (со включенным багажом) отняли около 10 евро и назвали это тарифом Light без багажа. А новая цена с багажом (тариф Classic) образована прибавлением к прежней цене примерно 30 евро. Таким образом, входивший в прежнюю минимальную цену набор услуг фактически стоит теперь приблизительно на 30 евро дороже.
К примеру, у Lufthansa на линии Москва–Мюнхен прежний минимальный тариф туда-обратно с багажом составлял 12 359 рублей, нынешний с багажом стоит 14 219 рублей, без багажа – 11 739. На линии Москва–Франкфурт прежняя цена – 13 925, новая с багажом – 16 085, без багажа –13 605. На маршруте Санкт-Петербург–Франкфурт прежний тариф – 12 302 рубля, новый с багажом – 14 162, без багажа – 11 676. На направлении Санкт-Петербург–Мюнхен прежняя цена – 12 296 рублей, новая с багажом – 14 156, без багажа – 11 676 рублей. Стыковочный перелет Москва–Лондон стоил ранее у Lufthansa от 13 892 рублей, новая цена с багажом – 15 845 рублей, без багажа – 13 365 рублей.
Аналогичная картина и у Austrian Airlines. Ранее минимальная цена билета Москва–Вена туда-обратно со включенным багажом составляла 11 478 рублей, теперь – 13 403 рубля, без багажа – 10 923 рубля. На линии Санкт-Петербург–Вена прежняя цена – 10 175 рублей, новая с багажом –12 035, без багажа – 9555 рублей. Следует иметь в виду, что все вышеприведенные рублевые цены подскочат с 29 июля ввиду продолжающегося падения курса рубля.
На внутриевропейских маршрутах картина похожая. Перелет Вена–Франкфурт стоит от 119 евро туда-обратно, новая минимальная цена с багажом – 150 евро, без багажа – 110 евро. На линии Мюнхен–Париж прежняя цена 110 евро, новая с багажом – 139 евро, без багажа – 99 евро. На маршруте Мюнхен–Лондон ранее тарифы начинались от 136 евро, новая цена с багажом – 159 евро, без багажа – 119 евро.
Стоит иметь в виду, что все приведенные цены – минимальный уровень. По мере продажи мест тарифы растут, но разница между багажным тарифом Classic и безбагажным Light всегда составляет 20 евро в каждую сторону. Таким образом, на одном и том же рейсе могут быть проданы билеты по 100 евро со включенным багажом и по 450 евро – без багажа, что для классической авиакомпании выглядит порядочным абсурдом. Добавить к ранее купленному тарифу Light одно место багажа можно за 15 евро (930 или 1125 рублей) в каждую сторону заранее или за 30 евро в аэропорту, выбрать место заранее – за 10 евро (600 рублей). При покупке билета после 1 сентября у части агентов будет взиматься дополнительный сбор в 16 евро.
Напомним, что месяцем ранее аналогичную реформу провела SWISS, также входящая в группу Lufthansa. Следствием стало массовое недовольство пассажиров, главным образом часто летающих. Их раздражение вызвали отмена привычных удобств, хаос с начислением миль, невозможность выбрать класс бронирования.
Напомним также, что на тарифе Light бесплатного провоза багажа лишены все пассажиры, включая элитных участников всех уровней программы лояльности Miles&More и других программ лояльности компаний Star Alliance. Кроме того, норма ручной клади также невелика – одно место в 8 килограммов размерами не более 55х40х23 сантиметров, плюс портфель, компьютерная или дамская сумка с еще более жестким ограничением в 40х30х10 сантиметров. При буквальном применении этих параметров за бортом могут оставаться вполне обычные дамские или компьютерные сумки. Если перевозчик решит, что норма превышена, то сдача сумки в багаж у выхода на посадку обходится в 45 евро.
Начисление миль при этом зависит не от выбранного сервиса (начисления за Light и Classic идентичны), а только от времени бронирования, вернее, от действующей на этот момент цены. В итоге пассажир, покупающий билет задолго до полета, почти всегда купит билет по одному из низких классов и получит минимум миль (обычно всего 125). Пассажир, покупающий впритык к рейсу, как правило, получит один из высоких классов бронирования, даже если выберет вариант Light без багажа, и получит гораздо больше миль – 500, 750 или 1250. То же самое происходит и в бизнес-классе: в начале продаж купить билет можно только по низкому уровню бизнес-класса с минимумом начисляемых миль (обычно 750), а ближе к отправлению продажа идет только в один из более высоких классов с начислением 1250 или 2000 миль.
Эта система более явно привязывает количество начислямых миль к уплаченной за билет сумме, чем это было раньше. Однако следствием стало лишение пассажира возможности выбора класса бронирования и, следовательно, количества миль. Подобный хаос, как и лишение участников элитных уровней бесплатного провоза багажа на тарифе Light, вероятно, негативно скажется на популярности как Miles&More, так и других программ лояльности альянса Star Alliance.
Lufthansa и Austrian Airlines формально анонсировали возможность повышения класса обслуживания с любого тарифа экономкласса до бизнес-класса. Однако в отличие от SWISS, стоимость такого апгрейда неизвестна, в системе бронирования при покупке билета он отсутствует.
Таким образом, теперь почти все крупные классические европейские авиакомпании будут иметь те или иные варианты тарифов без багажа. В частности, в середине июля ими обзавелась Alitalia, ранее – British Airways, Air France, KLM, Iberia, LOT, Brussels Airlines, Finnair. Правда, у группы Lufthansa вариант безбагажных тарифов оказался сверхжестким.