Она рассказала об истории создания этого учреждения и о его функциях. Одной из важнейших обязанностей Нацагентства является продвижение туристических возможностей страны. Одним из эффективных механизмов являются туристические выставки. Ежегодно перечень выставок определяется и утверждается. Основными турбиржами, представляющими интерес для представителей отечественного туристического бизнеса, остаются выставки в Берлине и Лондоне, а также российские – «Интурмаркет» и «МИТТ». Вместе с тем, Нацагентство готовило организованные выезды и стенды на выставках в Турции и Израиле. В нынешнем году делегации из Беларуси посетили выставки в Париже и Пекине. Буквально на днях немногочисленная делегация, в которую вошли представители Нацагентства, компании «Белагротрэвел», «Дитриб», «Праймтур», «Беларустурист» и информационного центра «Минск» отправятся на выставку в Лондон.
На следующий год среди обязательных запланированных туристических бирж будет снова фигурировать Берлин (в нынешнем году экспозицию на этой выставке организовать не удалось) и московский MITT. По словам Елены Лихимович, экспонирование обходится достаточно дорого, поэтому в последнее время все чаще используется такая форма, как презентации. Знакомство иностранных туроператоров с белорусскими предложениями происходит, как правило, на базе посольств нашей страны за рубежом: «Презентация длится полтора-два часа, затем следует небольшой фуршет с дегустацией белорусских национальных напитков и еды, а затем заключение договоров или просто общение». Эффективность подобных встреч достаточно высока, к примеру, после презентации в Пекине в Беларусь приехали представители китайского турбизнеса, а после этой поездки в нашу страну прибыли две большие группы китайских туристов. И это только начало сотрудничества. Рекламники для коллег из разных стран – это тоже хорошая форма знакомства с белорусским турпродуктом. В нынешнем году Беларусь по линии Нацагентства посетили гости из Узбекистана, России, Китая, Литвы и Польши, причем представители литовского и польского турбизнеса совершили поездку по Витебщине, Гомельщине и Брестчине.
Для того, чтобы презентации были более убедительными и не голословными, Нацагентство готовит разнообразную рекламную литературу, проспекты и буклеты на языках тех стран, где эти встречи проходят. Вместе с тем, подчеркнула Елена Лихимович, организовать экспонирование на той или иной бирже или ярмарке не так просто, и зачастую призывы Нацагентства принять в них участие звучат впустую: «Мы сталкиваемся с явным нежеланием большинства туристических компаний ехать за рубеж, чтобы показать себя и прорекламировать страну. Поэтому создается парадоксальная ситуация, когда из почти двух тысяч туристических компаний на выставки и презентации выезжает 7-10 турфирм».
Участников встречи особенно заинтересовала тема подготовки экскурсоводов и возможность в будущем овладеть этой престижной профессией. Елена Лихимович рассказала, что ребята смогут попробовать свои силы и сделать попытку аттестоваться после окончания третьего курса и посоветовала сразу же «занять очередь» на эту процедуру, учитывая большое количество желающих. Влиться в ряды экскурсоводов можно после прохождения двух этапов: тестирования и собеседования. Недавно в программу тестирования были внесены изменения, в частности, добавились вопросы по истории, природе Беларуси, законодательству в туризме и методике проведения экскурсий. К сожалению, пока нового сборника тестовых заданий и вопросов нет, но, возможно, он появится в будущем. Если компьютерный тест сдан, то необходимо прийти на личное собеседование с аттестационной комиссией.
Студенты спросили, из-за чего обычно соискатели не проходят аттестационную комиссию. Оказалось, прежде всего, из-за плохого знания истории: «К примеру, одного молодого человека спросили, когда в России было отменено крепостное право, и он начал путаться не просто в годах, а в веках!» Для тех, кто сдает экскурсию по Минску, комиссия зачастую готовит достаточно каверзные вопросы, поэтому, например, полезно знать, какое число зеленых насаждений приходится на одного жителя города. Комиссия обращает внимание и на речь, и на манеру поведения. На вопрос, сколько раз можно пытаться получить заветный сертификат и бэдж, Елена Лихимович ответила, что наиболее упорные приходят и по четыре раза. Есть и такие претенденты, которые приходят по принципу «проходили мимо и зашли». Им кажется, что профессия экскурсовода – легкая и доступная. Бывает, что из 25 подобных соискателей аттестовывается 7 человек. Но самое печальное, что многим аттестованным и получившим звание экскурсовода, ни сертификат, ни бэдж оказались не нужны: «Случалось, что в НАТ скапливалось до 100 невостребованных документов!»
Сегодня в стране официально зарегистрировано 1519 экскурсоводов и гидов-переводчиков. Но работает из них только процентов тридцать. Стоит ли готовить новые кадры экскурсоводов, и сколько вообще их нужно для того, чтобы обеспечить потребности туристических фирм и приезжающих туристов? «Да, - ответила эксперт, - возможно, в Минске хватает и экскурсоводов, и гидов-переводчиков. Зато в областях зачастую найти экскурсовода или гида – это проблема. Региональная аттестация не проводится из-за того, что вся база компьютерного тестирования находится в столице, поэтому далеко не все претенденты хотят ехать в Минск, чтобы сдать экзамены».
И еще один важный вопрос: как «продвигать» себя, если необходимые документы и статус экскурсовода получены. В реальности получается так: новички думают, что стоит им стать экскурсоводами, то сразу появятся заказчики. «На самом деле, все обстоит несколько иначе, - отметила Елена Лихимович. - Нужно как-то проявить себя, стучаться в двери туристических компаний, создать какой-то интересный и выдающийся авторский маршрут». Она пообещала, что скоро появится обновленная версия сайта Нацагентства, на котором можно будет легко найти экскурсовода по той или иной теме. Кроме того, есть и другие сайты, где размещены списки экскурсоводов.