Программой визита была предусмотрена разработка направлений дальнейшего сотрудничества по организации и проведению совместных учебных специализированных и производственных практик, академический обмен студентами и преподавателями, чтение лекций и проведение семинаров.
Мы попросили старшего преподавателя исторического факультета БГУ Ирину Олюнину ответить на несколько вопросов, касающихся этого визита.
– Каким оказался первый контакт с российскими студентами? Что они знали о нашей стране? Чего не знали вообще?
– Мы восприняли друг друга вежливо, внимательно, но немного настороженно. Да и понятно: ни мы, ни они не знали, чего от нашего общения ждать. Но напряжение быстро спало: мы подготовили викторину о Беларуси (чтобы выяснить уровень их знаний), а призами сделали продукцию «Коммунарки» и «Спартака» – так сказать, попробуй страну на вкус. Ребята – а это были третьекурсники – активно включились в борьбу за призы, хотя знали очень мало – например, даже не смогли назвать все шесть областных центров, вспомнили только Минск, Брест и Витебск.
– Как они восприняли информацию о нашей стране, которую получили во время ваших лекций на тему «Туристические ресурсы Республики Беларусь»? Что им было особенно интересно?
– На некоторых слайдах – например, когда мы показывали Троицкий костел в Гервятах или меловые карьеры под Волковысском – у ребят в буквальном смысле отвисала челюсть. Поскольку практически вся информация была новой, они слушали предельно внимательно. Курс был коротким – всего 24 часа, но мы постарались успеть вложить все – и музеи, и агроусадьбы, и замки... Получился такой «интенсив на выживание» – по 8 часов в день! Могу сказать, что все получилось; ребята благодарили, говорили, что знают теперь места, куда хотят приехать, и собираются сделать это в ближайшее время.
– Насколько мне известно, одновременно вы выполняли миссию, возложенную на вас Центром стратегического развития «Маркетинговые системы»…
– Да, этим центром была подготовлена развернутая анкета, в которой содержались вопросы, касающиеся туристических запросов москвичей в отношении Беларуси. Надеюсь, что в будущем результаты анкетирования помогут эффективнее формировать турпродукт и точнее адресовать его определенной целевой аудитории.
– Намечены ли следующие шаги в направлении сотрудничества между двумя учебными заведениями?
– Во время переговоров с руководством института мы констатировали: этот процесс идет, хотя и медленно. На сегодняшний день в рамках действующего с 2013 года договора о двустороннем сотрудничестве мы активно посещаем туристические выставки и конференции друг друга, обмениваемся публикациями. В этом году наладили академический обмен – осенью к нам приедут московские преподаватели, чтобы прочитать курс «Технологии организации туроперейтинга в Российской Федерации». Студенческие практики состоятся в следующем году. На интенсивность академической мобильности, безусловно, влияет сложившаяся экономическая ситуация. Однако вступление Беларуси в Болонский процесс и продолжающееся формирование единого образовательного пространства стран СНГ, на наш взгляд, дадут новый импульс нашему сотрудничеству. В частности, на переговорах шла речь о возможности сотрудничества в обучении российских и белорусских студентов по программе двойных дипломов. Кроме того, мы оставили коллегам пакет учебно-методических материалов для студентов. Так что, надеемся, сотрудничество продолжится и будет плодотворным.
Беседовала Надежда СУСЛОВА