Мы регулярно выкладывали фотографии легендарных личностей белорусского турбизнеса, эти фото хранятся в архивах нашей газеты. А вы заходили на нашу страничку, комментировали и лайкали. Сегодня мы, как и обещали, подвели итоги этого своеобразного корпоративного конкурса и предлагаем вашему вниманию результаты. Конечно, нужно учитывать ироничность нашего мини-конкурса, который, разумеется, не отражает полную «обойму» всех заслуженных и достойных людей отрасли (их, по крайней мере, сотни, мы же, пользуясь архивными данными, успели предложить только 39 участников) и поэтому не претендует на безусловную объективность. Тем не менее, конкурсы всегда интригуют, а результаты, как известно, порой бывают неожиданными.
Итак…
1. Первое место в нашем опросе с большим отрывом занимает… та-да-дам! – руководитель компании «Туссон Вояж» Людмила Сыркина.
Количество просмотров странички – 985! Количество лайков – 37. Количество перепостов – 5.
Ну, и комменты, как говорится, не в бровь, а в глаз: «Гордость турбизнеса, красотка, активистка, настоящая леди…»
Подтверждаем – все характеристики верны! Кроме внешней красоты, подчеркнем и особый внутренний стержень руководителя популярной фирмы. В новую, скажем прямо, непростую «эру» белорусского турбизнеса Людмила Борисовна входит с гордо поднятой головой, диверсифицировав и акционировав свой бизнес (напомним, что в уходящем году под маркой «Туссон Вояж» появилась и еще одна фирма – «Тайм Вояж»), рука об руку с молодыми и амбициозными партнерами-менеджерами. Желаем удачи всей команде в новом году!
P.S. Кстати, большое число лайков и просмотров собрала также страница, на которой мы разместили архивное фото Людмилы Сыркиной в компании с Еленой Янченко. Кто не знает или подзабыл, напоминаем, что Елена блистала в качестве продукт-менеджера в 90-х и начале нулевых в компании «Санни Трэвел». Она стояла у истоков формирования горнолыжного турпродукта в стране. К сожалению, в настоящее время Елена не занимается туризмом, уйдя в иные сферы предпринимательства.
Как говорится, пользуясь случаем, передаем привет!
2. На втором месте уютно расположился директор компании «Аэротрэвел» Александр Працукевич.
Количество просмотров – 707! Количество лайков – 11.
С чем, как думается, связана популярность руководителя туристической фирмы «Аэротрэвел»?
Есть, по крайней мере, два фактора. Во-первых, в руках господина Працукевича находится флагманская компания, консолидирующая рынок чартерных авиаперевозок в Беларуси (Греция, Болгария, Черногория, ну, и так, парочка направлений «по мелочам» – шутка!).
Во-вторых, Александр Михайлович – просто прекрасный, добродушный, искренний, надежный и открытый человек. А это, согласитесь, сами по себе ценные качества.
Не зря генеральный директор компании «Музенидис Трэвел» и давний партнер по бизнесу Георгий Масманидис оставил короткий, но сильный и трогательный коммент под фото нашего героя: «Михалыч!!!» Присоединяемся: «Михалыч!!!»
3. Третье место, буквально наступая на пятки Александру Працукевичу, занимают сразу два человека. Сейчас карьерный поворот развел их по разным компаниям, но когда-то они воспринимались сугубо в тандеме. Это такие известные люди в турбизнесе, как Игорь Клевцов («АлатанТур») и Алексей Стрельченко («Белинтурист»).
Количество просмотров – 705. Количество лайков – 31.
Все-таки «АлатанТур», которым когда-то на пару руководили Игорь Михайлович и Алексей Иванович, – это целая эпоха белорусского туризма. Первые чартерные цепочки на Кипр образца 1993-го, которые в те времена консолидировал «АлатанАвиаТур» (именно так когда-то называлась компания), навсегда войдут в историю отечественного турбизнеса. Ну, и, соответственно, имена руководителей – тоже.
Кстати, не лишне будет напомнить, что идеологом белорусского турбизнеса является третий руководитель «АлатанТура», человек, давно ушедший из туризма, но оставивший в отрасли глубокий след и добрую память, – Александр Нехай.
4. Четвертая позиция досталась еще одной легенде, учредителю компании «Сакуб» – Сергею Букасу-старшему.
Количество просмотров – 499. Количество лайков – 20.
Сегодня Сергей Букас не является активным игроком на туристическом поле, но в свое время он и его компания наделали много шороху на рынке. Его новаторские ходы, склонность вступать в рискованные пулы (в том числе, и с российскими компаниями) в те времена, когда турбизнес в стране шел в гору, внесли свою лепту в формирование своеобразного характера нашего рынка. В настоящее время дело Сергея Букаса-старшего продолжает его сын – Сергей Букас-младший, который, вероятно, следуя отцовским бойцовским традициям, сегодня не дает скучать Республиканскому союзу туристических организаций, предлагая реформировать все и вся! Преемственность, однако!
5. Нам приятно, что популярными личностями в туризме можно считать не только представителей бизнеса, но и журналистов, пишущих о туризме.
Почетное пятое место в рейтинге, по нашему опросу, занимает Наталья Плыткевич, директор издательства «Рифтур».
Количество просмотров – 320. Количество лайков – 19.
Мы уверены, что многим хорошо знаком тонкий, изящный, «кружевной» стиль, который присущ материалам Натальи Плыткевич. Ее увлекательные и познавательные путеводители, посвященные разным странам, могли бы войти в антологию лучших материалов на туристическую тематику, если бы таковая когда-нибудь была бы составлена. Кстати, в последние годы, после основательных мастер-классов у одного известного фотомастера, Наталья совершенствуется и в жанре фоторепортажей, которые, безусловно, украшают наш TIO.BY.
6. Еще одна Наталья – Наталья Михайлова, представляющая известную фирму «Смолянка», занимает шестую строчку в нашем рейтинге.
Количество просмотров – 305. Количество лайков – 8.
На наш взгляд, абсолютно неудивительно то, что у такой фирмы и такого представителя есть свои поклонники. Туристическая компания «Смолянка» – еще одна славная страница в истории белорусского туризма. Вопрос знатокам: кто открыл Черногорию для белорусского рынка? Какая-нибудь акула турбизнеса? Крупный игрок на направлениях? Нет! Эту миссию в конце 90-х – начале 2000-х осуществила небольшая (даже по белорусским меркам) туристическая фирма «Смолянка». За это «Смолянку» любят и знают не только в Беларуси, но и в самой Черногории.
7. На седьмом месте расположилась медиа-персона белорусского турбизнеса, участник некогда ежегодно составляемого списка ста самых влиятельных бизнесменов страны – глава компании «Санни Трэвел» Александр Ванюков.
Количество просмотров – 299. Количество лайков – 10.
Александр Степанович – пожалуй, единственный представитель люкс-сегмента не только в этом рейтинге, но и, в целом, на нашем рынке. Подчеркнуто респектабельный учредитель туристической компании «Санни Трэвел» и гламурного журнала «Дольче Вита» всегда стоял и продолжает стоять немножко особняком в отрасли. Но пусть никого не вводит в заблуждение нарочитый персональный лоск этой незаурядной личности. Кроме внешней составляющей бизнеса, заточенного некогда под luxury-клиентуру, у Александра Степановича четко просматривается резкая гражданская позиция, рыночная и проевропейская, которую он не боится озвучивать. Респект!
8. Восьмую строчку заняло замечательное трио – представители старого состава фирмы «Беларустурист» (в те времена еще не было запрещено высочайшим указом использовать в названиях слово «Беларусь», и фирма называлась «Беларусьтурист») – Фаина Муравская, Полина Хадкевич и Лариса Короткевич.
Количество просмотров – 268. Количество лайков – 8.
Жизнь развела этих прекрасных представительниц «старой гвардии» белорусского турбизнеса по разным фирмам. Например, Полина Хадкевич уже много лет руководит белорусским представительством российского оператора «Пегас Туристик». Но профессиональные навыки закладывались именно в том, старом «Беларусьтуристе», который когда-то и чартеры ставил, и новые направления открывал и, что называется, играл главную скрипку во внутреннем белорусском туризме. Сегодня былые кадры «Беларусьтуриста» – это известные гиды, руководители турфирм, в общем, успешные личности, которые не забывают, откуда они «родом».
9. Согласитесь, удивительно, если бы этого человека не оказалось в рейтинге. На девятой позиции рейтинга мы видим главу компании «Топ-Тур» Ивана Чуру.
Количество просмотров – 210. Количество лайков – 8.
Держать фирму в пятерке, а то и тройке лидеров рынка на протяжении как минимум полутора десятка лет – это безусловное достижение. Конечно, такое стало возможным только благодаря особому бизнес-таланту руководителя «Топ-Тура», его способности постоянно развивать дело, смело шагать на все новые направления, ну, и, конечно, делать ставку на новые технологии. Куда ж в наше время без технологий?!
10. Замыкает нашу «десяточку» учредитель компании «Внешинтурист» Владимир Маковский.
Количество просмотров – 190. Количество лайков – 7.
Сейчас мы больше знаем Владимира Брониславовича как предпринимателя, близкого к отельному бизнесу. А когда-то Маковского называли «дуайеном» белорусского турбизнеса. Именно он озвучивал позицию отрасли в те времена, когда, скажем так, к этой «позиции» в стране еще прислушивались. Умный, импозантный, красноречивый Владимир Маковский был лицом и голосом белорусского турбизнеса. Сейчас, скажем прямо, персонификация отрасли как-то пошла на убыль. Кругом одни «манагеры», а хотелось бы видеть яркие звезды. Впрочем, все еще впереди. Будем надеяться, что и нынешние 2000-е дадут такую же россыпь «легенд турбизнеса», которую нам подарили славные и лихие 90-е!
Всех – с Рождеством и Новым годом! Желаем всем оптимизма и бодрости духа в новом, 2016-м году, а белорусскому туризму – подъема и расцвета! Ну, и, конечно, – оставайтесь с нами!!!
Ваш TIO.BY