«Десяткам тысяч людей сказали: ребята, вы никуда не летите»
— В ноябре 2015-го для российских туроператоров был закрыт? Египет, в декабре — Турция, обе страны были главными направлениями, по которым работал TEZ Tour. Как вы это пережили?
— Мы не комментируем размер убытков, но это значительная для нас сумма. Она могла бы быть более значительной, если бы мы не предвидели заранее того, что произошло.
— На эти две страны в обороте TEZ Tour приходилось больше 50%?
— Больше.
— То есть для вас рынок схлопнулся вдвое?
— Да, даже больше чем вдвое.
— Как вы узнали, что Египет закрыли?
— В интернете прочитал.
— Что вы предприняли?
— После того, как стали высказываться предположения о возможном теракте на борту самолета, мы уже понимали, что такая ситуация может возникнуть. Когда это все-таки произошло, мы пошли в Ростуризм, и нам там сказали: решение окончательное, всех вывезти — никого не завозить.
— Вы надеялись, что Ростуризм поможет? Чем?
— Мы ходим в Ростуризм, потому что это наш отраслевой регулирующий орган, который нам дает дополнительные разъяснения — что к чему. В принципе, надо отдать им должное, они ведут достаточно понятную политику по отражению интересов госорганов. Ростуризм не влияет на принятие решений, а выступает скорее как проводник информации.
— Что сейчас отвечает Ростуризм: когда возобновятся продажи туров?
— Сейчас мы ждем любого развития событий. Однозначной трактовки высказываний, в том числе [председателя Госдумы Сергея] Нарышкина, что Египет будет в скором времени открыт, у нас нет.
— Но вам же нужно что-то говорить клиентам?
— Мы говорим честно, что если в течение года ситуация не решится, то уж точно мы вам деньги обратно отдадим, потому что ждать так долго никто не будет.
— То есть ориентируете их на год?
— Да, мы установили такой максимальный срок ожидания. В любой момент в течение этого года клиент может выбрать любую другую поездку из нашей линейки стран.
— Если клиенты непременно хотят уехать в Египет или Турцию прямо сейчас, вы объясняете им, что есть альтернативные пути туда, например, через Беларусь?
— Мы предлагать такие услуги не можем, это запрещено — под угрозой приостановки действия лицензии туроператора. Мы такие туры не предлагаем. Но отвечать за то, что делает конкретный человек, не можем. Хочешь лететь в Ирак? Пожалуйста. Хочешь лететь туда, где бушует Эбола? Лети. Мало ли какие интересы у человека.
— Если говорить не про недополученную выручку, а про чистый убыток — велики потери TEZ Tour?
— Мы все-таки рассматриваем деньги, которые были уплачены за неосуществленные туры, не как потерянные, а как замороженные. Нам удалось договориться с партнерами — перевозчиками и отелями, что они запишут эти деньги в счет будущих поездок. Кто-то из клиентов перебросил оплату на другие направления, хотя остались и те, кто ждет отложенных поездок. В целом ситуация по Египту такая: около 80% туристов воспользовались другими предложениями, а 20% ждут открытия направления.
— В суд на вас кто-то подавал, чтобы просто вернуть свои деньги?
— Если и подавал, то это были единичные случаи, мы стараемся договориться. Если человек говорил: «Я не хочу ничего другого, кроме Египта», то в основном возвращали деньги.
Нам важно обсудить с властями другое: мы клиентов экстренно вывезли, потратили на это определенное количество денег. Можем ли мы рассчитывать хотя бы на возмещение этих убытков? Нам изначально сказали: мы, конечно, посмотрим, подумаем. Но понятно: как только мы всех вывезли, тут же со всех радаров все чиновники исчезли. Теперь, получается, побейтесь о наши пороги, мы ничем вам не обязаны — это риски бизнеса.
— Сколько всего россиян обычно ездили в Турцию и Египет?
— Еженедельно в Египет из России в сезон, то есть с осени по весну, выезжали примерно 50 тыс. человек. В Турции зимой объемы значительно меньше, но летом, в сезон, думаю, где-то 100 тыс. человек в неделю выезжали. В общем, для рынка это были десятки тысяч людей, которым сказали: ребята, вы никуда не летите.
— Сколько возил именно TEZ Tour?
— Порядка 10 тыс. человек в неделю. Многие, как я уже говорил, готовы рассмотреть другие направления. Самое популярное — оно же самое недорогое. Греция, наверное, одна из самых популярных стран, Таиланд и Италия — в какой-то степени. Испания — да, но она достаточно сильно просела в прошлом году. Болгария и Кипр. Все остальное продается уже в гораздо меньших объемах.
— Какой процент от оборота TEZ Tour совокупно приходится на эти страны?
— Где-то 30%. Сейчас — в отсутствие Турции и Египта — в теории должен начаться рост по другим направлениям. С другой стороны, есть вероятность, что Египет не сегодня, так в марте, не в марте, так в апреле, не в апреле, так когда-нибудь в августе все-таки откроют — такая вероятность есть.
К тому же в этом году, наверное, будет смещение — где-то с майских праздников до октября мы получим 70–80% годовой выручки.
— Почему вы не раскрываете свою выручку и прибыль?
— В туризме так общепринято. Мы в свое время участвовали в ежегодных опросах, декларировали примерные цифры, которые соответствовали нашим объемам. Потом посмотрели, что другие дают какие-то странные показатели — и перестали раскрываться.
Могу сказать, что падение выручки по итогам 2015 года составит 30–35%. По прибыли, думаю, будет легкий минус, небольшой.
— Ваш оборот можно оценить исходя из размера страховки, который указан в государственном реестре туроператоров — он ведь должен составлять 12% от оборота. Правда, в реестре могут учитываться несколько дочерних компаний одного холдинга. Сколько компаний у вас оформило страховку?
— Шесть или семь.
— У одной из них, одноименной, есть страховка на 100 млн руб. То есть оборот вашей группы может превышать 4 млрд руб. Это близко к правде?
— Мы не даем комментариев на эту тему. Это сильно меньше, чем то, что есть на самом деле.
— Кто из туроператоров сейчас лидирует по обороту или выручке?
— «Пегас Туристик» и Coral Travel — это такие долгожители. Номер три — «Библио Глобус». Ну и мы где-то здесь рядом, в главной пятерке.
— У TEZ Tour большая агентская сеть?
— У нас есть порядка 300 франчайзинговых агентств — тех, которые работают под вывеской TEZ Tour. А еще есть тысячи туристических агентств, которые работают под собственными вывесками, но продают наш продукт.
— Сколько всего контрагентов?
— Заключено порядка 8 тыс. договоров. У нас в каждом городе есть свои партнеры.
— А собственных агентств у вас сколько?
— Их нет. Мы только по франчайзингу работаем.
— Сколько у вас людей в штате?
— Чуть больше двухсот.
— Вы начали резать расходы после закрытия Турции и Египта?
— Не особенно. Идет естественная оптимизация бизнес-процессов. Например, если кто-то из персонала увольняется, мы не берем на их место новых людей. Сейчас как раз смотрим, думаем, пытаемся осознать, насколько мы дальше будем падать вниз. В первую очередь я имею в виду страну.
«У нас нет серьезных лоббистов, и госденег никогда не было»
— Еще до закрытия двух популярных направлений россияне вроде бы стали меньше путешествовать. По вашим оценкам, насколько сократился выездной турпоток в целом?
— С моей точки зрения — на 35%, может быть, на 40%. Мы только учимся жить с новым курсом доллара. Думаю, что падение рынка в 2016-м продолжится и в сумме за два года составит 60%. Это, конечно, очень много.
— Насколько в рублях подорожали поездки за рубеж за эти два года?
— Два года назад средняя поездка в Европу обходилась в €1 тыс., что составляло примерно 36 тыс. руб. За это время путевка в евро даже подешевела, потому что перевозка немного снизилась в цене: она уже стоит не €1 тыс., а только €900. Но курс евро теперь 80 руб., поэтому нужно заплатить 72 тыс. руб., то есть в два раза больше по сравнению с тем, что платили два года назад. Но клиент говорит: «Я за эти два года получать больше не стал, мои затраты даже выросли. Мне нужно платить больше за бензин, коммуналку, лекарства и т.д. У меня денег на поездку теперь не 36 тыс. руб., как два года назад, а только 30 тыс. руб.».
— Если взять условную путевку за €1 тыс., то сколько из этих денег достается вам?
— В среднем задача по маржинальности у нас — 2% с оборота. В авиации то же самое — у них те же проблемы, что и у нас: обороты большие, а маржинальность крайне невысокая.
Получив деньги, стараемся их сразу же конвертировать в валюту и переводить дальше. Держать их в руках рискованно, потому что можно потерять — на курсовой разнице. Кроме того, услуги раннего бронирования подразумевают некие платежи, которые производятся заранее. Так что деньги у нас не лежат.
— Кто из авиаперевозчиков ваши основные партнеры?
— Мы работаем с большинством перевозчиков, в том числе с зарубежными. Наш большой партнер — «Аэрофлот», мы работаем с S7, с «Уральскими авиалиниями», «Оренбургскими авиалиниями», «Россией». Большинство регулярных перевозчиков имеет плюс-минус близкие условия. Туроператоры сейчас в значительной степени стали строить полетные программы на регулярной перевозке, так как в этом случае меньше жестких обязательств.
— Эксклюзивных соглашений нет?
— Они возникают по отдельным направлениям в разные промежутки времени. Допустим, нужна «Аэрофлоту» конкретная загрузка на Мальдивы — мы договорились и получили какие-то спецтарифы, а «Аэрофлот» закрыл определенную квоту мест — мы ее должны загрузить. Кто первый пришел, тот и получил квоту. Раньше «Аэрофлот» делал тендеры...
— Сейчас тендеров нет?
— Нет, они отказались от этой идеи, как-то не пошло.
— Кто кого уговаривает сейчас — авиакомпании к вам ходят или вы к ним?
— То мы, то они. Мы все друг друга достаточно хорошо знаем, понимаем, кто, что и когда может сделать. Поэтому если возникает потребность у одной или другой стороны, начинается обмен мнениями, а дальше заказчик сидит и думает, насколько ему это интересно. И принимает решение на основании анализа некоего собственного рынка продаж, ситуации, которую он в динамике видит.
— У авиакомпаний и отельеров не самые простые времена, поменялись условия, на которых с вами работают перевозчики и гостиницы?
— У нас планирование теперь не идет на несколько лет вперед. Никто не понимает, каким будет рубль, куда дернется экономика, вообще говоря, куда можно будет летать, а куда нельзя. В связи с этим, конечно, механизм по оценке и по принятию решений немножко утерян.
Сейчас горизонт планирования — год вперед с корректировкой за несколько месяцев до начала сезона. То есть мы говорим нашим партнерам, что в следующем году планируем такие-то объемы, но окончательно договоримся уже за несколько месяцев до сезона, когда все будет более понятно. Потому что сейчас очень сложно сказать, насколько летом национальная валюта будет иметь покупательную способность и смогут ли люди поехать за рубеж.
— В чем заключается ваша стратегия выживания? Будете работать в меньших объемах или искать какие-то варианты?
— Есть несколько вариантов развития событий: оптимистичный — Египет есть и Турция есть; пессимистичный — нет ни Египта, ни Турции, выездного потока вообще нет. Есть разные бизнес-планы. Вы про какой из них спрашиваете? Баррель нефти по $25 или хотя бы по $40? Самый пессимистичный сценарий — это падение рынка в десять раз. Выезд из страны можно закрыть в два счета, что происходило уже в России. Это не такая большая проблема, как кажется на первый взгляд. В принципе, к этому мы идем семимильными шагами.
Конечно, у нас есть утвержденная стратегия развития. Мы в том числе будем предлагать направления внутреннего туризма. Этот рынок относительно недорогой, к тому же страна у нас большая, ездить есть куда.
— Население России — примерно 146 млн человек. Сколько людей путешествует внутри страны?
— Оценить это очень сложно. Например, ваша поездка выходного дня в подмосковный отель — это туристическая поездка? А экскурсионный тур по Золотому кольцу на автобусе? А если вы на своем автомобиле поехали в Ярославль? Вот таких оценок практически нет. Чиновники пытаются оценить по проданным билетам в краеведческий музей, но опять же: если местные школьники пришли в этот музей на экскурсию, это считается туризмом? Сложно дать адекватную оценку. [Премьер-министр Дмитрий] Медведев оценивал объем внутреннего туризма в 2015 году в 50 млн человек.
— Многие говорят о внутреннем туризме, включая сторонних инвесторов — Владимир Потанин, например: у него есть отели в Сочи, он осенью не исключал, что создаст туроператора...
— Возможность инвестирования в этот бизнес любых структур нами только приветствуется. К чему это приведет, давайте посмотрим. Дать денег не подразумевает сделать бизнес. Потанин готов — давайте посмотрим. Возможно, речь шла о создании какой-то госкорпорации? Всех манит возможность освоить какие-то бюджеты. Наверное, я бы тоже что-то такое сказал, будь у меня знакомый дядя в верхах.
— Вы сейчас продаете туры в Сочи и Крым?
— Мы сейчас смотрим, что мы можем организовать в этом направлении. Пока продаем только туры в Санкт-Петербург и Екатеринбург. На курорты Краснодарского края и по другим направлениям, надеюсь, запустим продажу в ближайшее время. Мы пытаемся сейчас осознать, как создать правильно тот продукт, который нужен.
В целом спрос есть. Сезон 2015 года в Крыму и в Сочи был очень неплохим, кроме того, эти курорты будут постепенно повышать качество своих услуг. А повышение качества подразумевает повышение стоимости. Сочи вырастет примерно на 15% в рублях, мне кажется. Но это экспертная оценка: если попросите доказать — не докажу. Анапа, думаю, сильно не вырастет. А вот цены в Крыму поднимутся где-то на 20%.
— Может ли Черноморское побережье России заменить Турцию?
— В целом вопрос отдыха на нашем Черноморском побережье упирается не в людей, не в отели, а в климатические особенности, поскольку сезон там короткий. И это не позволяет нормально окупать любые капиталовложения. Для окупаемости требуется круглогодичная загрузка — тогда это экономически начинает быть интересным.
Продавать путевки можно 12 месяцев в году, вопрос не в этом. Все-таки отдых на побережье подразумевает возможность купания. То есть мы говорим о температуре воды от 22 градусов. Теперь открывайте интернет и смотрите, когда на Черном море температура выше 20 градусов.
— Вы не можете так организовать досуг туристов, чтобы им было интересно приезжать круглый год?
— Это не вопрос. Но это не то, ради чего вы едете. Пойти в бар и поиграть в бильярд вы можете и дома. А отдых на море подразумевает солнце, песок, купание. Если этого нет, то экскурсия, конечно, вам поможет на первый-второй день, а потом вам станет скучно.
— То есть вы убедительно доказали, что масштабного внутреннего туризма быть не может. На что же вы собираетесь переориентироваться?
— Вы когда последний раз были в Санкт-Петербурге? Белые ночи, музеи, бары, финны пьяные на улице...
— Но кто будет покупать путевку, если не нужен чартер, а языковая среда привычна?
— Вы куда угодно можете сами поехать, проблемы как таковой нет. Но в теории вам нужны определенные гарантии проживания, качества. Это как поход в ресторан. Зачем ходить в ресторан, если можно приготовить еду самому, и это будет дешевле? Любите готовить сами — готовьте, проблем нет. Но если вы хотите пойти в ресторан, чтобы вокруг вас суетились, бегали, это тоже ваше право.
— В случае поездки в Петербург вы вряд ли получите €20–25 с €1 тыс.?
— Маржинальность внутренних поездок, конечно, ниже, чем зарубежных — она будет где-то 1%.
— Это совсем копейки.
— Совсем копейки, да. С другой стороны, и рисков меньше. Визу не дали, кто отвечает? Оператор. Почему не дали визу? Пойдите в посольство и спросите, почему вам не дали визу. Виноват все равно оператор. Мы говорим: «Страхуйтесь». — «Не будем страховаться, навязанная услуга — не хотим, принципиально не хотим». — «Почему не хотим?» — «Не хотим — и все. Здоровье страховать тоже не хотим». Но если что-то произойдет с клиентом, кто будет бегать и им заниматься? Туроператор. Почему? Ну как же, он же привез, он за него отвечает. В России же человек сам пойдет в аптеку и купит лекарства. Он ведь дома.
— Если бы вы решили выйти из этого бизнеса, то смогли бы продать его? Раньше вы говорили, что ваш основной актив — это технологии...
— Это много чего. В том числе и технологии. Это какие-то ноу-хау, знание рынка. Наверное, наши основные активы — это бренд, софт и многолетние отношения с рынком.
— Кто-то интересуется покупкой этого всего?
— Вряд ли. Во что инвестировать? В то, что неизвестно куда движется? В любой сделке, которая сейчас случается, надо искать подоснову. Просто так инвестировать в непонятную отрасль, которой стал туризм, рискованно. А рисковать, не имея на то никаких серьезных видимых причин, люди не готовы.
Возможно, в будущем туроператорству в том виде, в каком оно существует сегодня, места на рынке вообще не будет. Но у меня должно возникнуть такое видение, что да, пора закрываться. На сегодняшний момент мы предлагаем продукт, который востребован.
— Изначально у TEZ Tour было три собственника: вы, Александр Синигибский и гражданин Турции Левент Айдын. Айдын вроде бы продал свою долю?
— Мы с Синигибским не являемся единичными владельцами TEZ Tour. У компании очень разветвленная структура собственности. В разных странах она абсолютно разная.
— Никто из ваших 8 тыс. партнеров не собирается закрываться?
— Они не сообщают. У них есть открытый договор, просто по нему перестают поступать заявки. При перезаключении договоров на следующий год мы видим, сколько «мертвых»...
— Как вам кажется, большим будет сокращение числа турагентств?
— Я думаю, на 25–30%.
— Одна из претензий к рынку со стороны правительства — в том, что деятельность турагентств в отличие от операторов никак не регулируется. Как вы думаете, нужны дополнительные правила?
— Наверное, имеет смысл оградить потребителей от злоупотреблений, когда агентства собирают деньги, а потом куда-то с ними пропадают. Как это правильно сделать, сказать сложно. По сути, есть желание хотя бы понимать, что человек, который тебе продает тур, — это не мошенник, который просто деньги забрал и убежал с ними в кусты. И у нас как у оператора тоже есть такое желание.
Но думаю, что реестр турагентств не защитит потребителя. Можно страховать компании, давать какие-то банковские гарантии, но банки и страховщики у нас валятся так быстро, что не успеваешь даже глазом моргнуть.
— На строительном рынке обсуждается возможность создания санатора для девелоперов на случай появления обманутых дольщиков. В туристической отрасли такое возможно?
— Это очень интересная идея, но мы не в розовых очках здесь сидим. Наверное, есть схемы освоения общественных денег под видом санации, но у нас нет серьезных лоббистов, и государственных денег у нас практически никогда не было. Поэтому никто в это не лезет.
Три партнера
Tez Tour был основан в 1994 году выпускниками Московского инженерно-физического института Александром Синигибским, Александром Буртиным и турецким бизнесменом Левентом Айдыном.
Идея развивать туристический бизнес появилась у Синигибского и Буртина после отдыха в Турции в 1993 году. На тот момент партнеры пять лет руководили небольшой фирмой по ремонту квартир, писал Forbes. Для развития нового бизнеса предприниматели выкупили участок в два гектара в курортном местечке Сиде. Долгое время партнеры использовали турецкую землю в качестве залога при получении кредитов.
С бизнесменом Айдыном Буртин и Синигибский познакомились через друзей. Российские предприниматели предложили турецкому коллеге открыть фирму по приему туристов из России. Формально компания работала в Турции, а в Москве действовал ее филиал. По сообщению Forbes, за первый же год работы компания отправила отдыхать в Турцию 6,5 тыс. туристов.
В 2012 году Айдын, на тот момент — директор турецкого офиса, продал свою долю российским партнерам.
Tez Tour отправляет туристов из России и Украины, Болгарии и Румынии, Беларуси, Казахстана и прибалтийских стран по 18 направлениям, среди которых: Австрия, Греция, Доминикана, Мексика, ОАЭ, Таиланд, Турция, Шри-Ланка и другие. Больше 50% оборота компании складывалось за счет Турции и Египта, рассказал в интервью РБК Александр Буртин.
Финансовые показатели Tez Tour не раскрывает. По словам Буртина, выручка холдинга не достигает 4 млрд руб., прибыль в среднем составляет 2% от оборота.
Подробнее на РБК