Историю про потерянные нервы и потраченные сверх меры деньги рассказала жительница Мостов Екатерина:
– Пусть другие учатся на моем опыте и не совершают те же ошибки. Мы поверили хозяину на слово, за что и поплатились.
Свадьба была назначена на середину августа, но поиском места, где ее справить, будущие молодожены и их родители начали еще в феврале. Выбирали тщательно, ведь изначально планировали отметить торжество где-нибудь за городом. Так в поле зрения попала усадьба в соседнем районе: отзывы были неплохими, да и хозяин заверил, что и сотня персон на празднике для него не проблема. Мол, и зал достойный найдется, и кухня справится.
– Приехали, посмотрели, нас убедили, что и зал украсят так, как мы пожелаем, и меню согласуют. Намерения свои скрепили типовым договором, где не были указаны ни суммы, ни перечень оказываемых нам услуг, – рассказывает Екатерина. – Тогда это нас не насторожило, хотя, прояви мы настойчивость, неприятностей можно было бы избежать.
Сюрпризы начались на стадии подготовки. По словам Екатерины, квалификация поваров и тех, кто занимался сервировкой стола, оставляла желать лучшего. Хозяева, пообещав одно, в итоге уперлись и сказали, что все останется как есть. Пришлось нанимать своих поваров и идти на дополнительные траты.
Украшением зала предложили заняться родне молодоженов, но при условии, что сразу после свадьбы помещение их же силами вернется в состояние «как было».
– А самым большим ударом стало то, что за сутки (!) до свадьбы нам объявили, что аренда помещения выросла с 250 до 500 долларов! Ответом на наши возмущения было одно: не нравится, можете не праздновать. А как за сутки найти другой ресторан или кафе? – вспоминает женщина. – Попытки сослаться на договор понимания не нашли, тогда и стало понятно, почему там отсутствовали цены за услуги.
Причиной же повышения цены стал отказ арендовать номера в усадьбе на ночь. Молодоженов и их родителей понять можно. Им выставили ценник в 15–20 долларов за койко-место, предложив исключительно многоместные номера. Буквально в 10 километрах от усадьбы в небольшом мотеле за ночь с одного человека просили всего 100 тысяч рублей.
К тому, как прошла свадьба, у Екатерины претензий нет. Гости, казалось, ничего не заметили. Кроме одной родственницы, которая посетовала на антисанитарию. Второй день, к слову, свадьба гуляла там же. Тут празднество омрачили хозяева: несколько раз в довольно грубой форме просили гостей помолчать, так как в соседнем помещении бракосочеталась очередная пара. Свадебное дело здесь поставлено на поток: то и дело появлялись кортежи с гостями и молодоженами, приехавшими на фотосъемку в живописные места.
– Мы со многими поговорили, всем за одни и те же услуги называли разные суммы. Попросила хозяина объяснить принцип ценообразования, но нарвалась на грубый отказ. Кстати, уже вернувшись домой, поняла, что чек после того, как я расплатилась, мне никто не дал, – отметила Екатерина.
Что-то доказать, повлиять на хозяина или добиться компенсации женщина не может. Нет документов, а значит, нет и доказательств, что услуги не оказаны или оказаны не в полном объеме.
– В летний сезон к нам часто обращаются те, кто пострадал от недобросовестных владельцев агроусадеб. Лидируют жалобы на неоказание услуг, заявленных принимающей стороной, на низкое качество обслуживания, отступление от условий договора и, как и в данном случае, на изменение стоимости услуг, – отметил Вадим Рыжкевич, председатель гродненской городской организации общественного объединения «Белорусское общество защиты прав потребителей». – Необходимо заранее требовать составления договора с подробным указанием всех услуг и их стоимости. Тогда доказать свою правоту будет проще.
Впрочем, в случае с историей, рассказанной нашей читательницей, вопрос надо ставить куда шире. Вряд ли свадьба, юбилей или корпоратив – это настоящий агроэкотуризм. Скорее хозяева быстро сориентировались и заняли выгодную нишу: не все хотят праздновать в ресторанах, а усадьба может предложить выгодные условия. Правда, проблемы с ценообразованием – самое минимальное из того, что может случиться.
– Мы неоднократно выступали с инициативой, что агроэкотуризм и обычную сдачу помещений и жилья внаем, чем занимается часть усадеб, следует разграничить. Но пока в министерстве понимания не нашли, – отметил Михаил Кажуро, заместитель начальника управления спорта и туризма облисполкома. – Сегодня недовольны рестораны и кафе. Они создают все условия, выполняют жесткие санитарные требования, а им дорогу переходят владельцы агроусадеб. Причем прозрачным такой бизнес не назовешь.
Жалуются на шумные вечера в агроусадьбах и те, кто живет по соседству. Кому приятно терпеть каждые выходные под своими окнами шумные посиделки сотен человек с танцами до полуночи и обязательным фейерверком?
Сложно сказать, насколько легален такой вид агробизнеса. Но присмотреться к нему пристальнее необходимо: все-таки платящий налог в 1 базовую величину в год владелец усадьбы и ресторан, выполняющий десятки различных требований и в большинстве случаев отвечающий по закону и репутацией за безукоризненное выполнение услуг, находятся в разных весовых категориях. А бесконтрольность и безответственность еще никогда не давали хорошего результата.
Впрочем, если есть спрос на такие услуги, глупо было бы просто их запретить. Наоборот, все надо привести в легальное и цивилизованное русло. И лучше, конечно, не доводить ситуацию до критической и ждать, например, случая массового отравления гостей на какой-нибудь свадьбе в агроусадьбе. Как и скрывать под вуалью агротуризма такой вот вид очень прибыльного бизнеса. Так, может, стоит и соответствующим структурам заглянуть за эту ширму и разобраться, что же у нас действительно агротуризм, а что просто его вывеска?
Сергей ГАВРИЦКИЙ