О продажах национального продукта в онлайне, об обстановке на рынке въездного туризма и о том, как оставить деньги от инкаминга в стране, а не вывозить их за границу, рассуждает глава компании «Топ-Тур» Иван Чура.
– Иван Иосифович, не секрет, что выездной туризм в Беларуси очень сильно просел – нехорошим был прошлый летний сезон, судя по всему – еще хуже результаты нынешнего. Причины понятны – экономический кризис, доходы населения падают. В этой ситуации белорусский турбизнес невольно обращает более пристальное внимание на возможности инкаминга. На ваш взгляд, в многопрофильной турфирме инкаминг может стать полноценной заменой выездному туризму?
– Очевидно, что в целом въездной туризм в Беларуси никогда не заменит выезд, никогда не сможет сравняться с ним по объемам. Потому что у Беларуси просто нет таких туристических возможностей – мы не морская страна, у нас нет гор, нет таких крупных достопримечательностей, как в других странах. Но мы можем рассуждать о том, что за счет того, что рынок этот не такой большой, здесь есть возможность зарабатывать. Полностью содержать многопрофильную фирму лишь на доходы от инкаминга, наверное, нельзя, но есть хорошая возможность заработать тем людям, которые занимаются этим продуктом.
– Вы имеете в виду, что на этом рынке по-прежнему мало игроков?
– Да. И здесь нет такой конкуренции и демпинга, которые буквально изматывают наш рынок выездного туризма!
– То есть рынок игроков въездного туризма более спокойный и дружелюбный?
– Пожалуй, да. Здесь нет глобальной конкуренции. И нет такого, чтобы кто-то пытался кому-то насолить. Здесь все зависит от профессионализма, от продукта и от технологий. Сейчас мы заканчиваем наш глобальный проект в сфере онлайн-бронирования, который называется TOPBELARUS.COM. Думаю, он выведет сферу белорусского инкаминга на новый уровень. В настоящее время на нашем ресурсе можно отдельно забронировать три услуги онлайн – размещение, трансфер и экскурсии. В ближайшее время, надеюсь, мы сможем объединить эти услуги, так сказать, в одну корзину – чтобы человек мог бронировать весь пакет одним нажатием. Кроме того, уже сейчас, но пока только оффлайн, у нас можно бронировать охоту, рыбалку, медицинский туризм, джанкинг-туризм, рестораны, билеты на концерты, MICE-мероприятия, прокат автомобилей и другие услуги. Со временем все это мы тоже переведем в онлайн. Что касается размещения – то около 200 объектов у нас уже реально находятся в онлайне – санатории, гостиницы, хостелы, апартаменты и так далее.
– Онлайн-бронирование туристических услуг не противоречит законодательству? Ведь по закону о туризме с клиентом нужно в обязательном порядке подписывать договор?
– В настоящий момент действительно существует законодательная коллизия, которую нужно разрешить, потому что она вступила в противоречие с требованиями времени. Ведь на практике продажи в интернете идут, без этого туризм сегодня не может существовать и развиваться. В интернете продают свои услуги национальная авиакомпания «Белавиа», Белорусская железная дорога, другие структуры и организации. Время шагнуло вперед, закон устарел, сейчас идет работа по его изменению. Мы направили свои предложения в Департамент по туризму, думаю, что к ним прислушаются. Почему в настоящий момент можно без проблем забронировать любую белорусскую гостиницу на «букинге», а белорусская фирма не может продать ту же гостиницу онлайн? Вот в чем главное противоречие, и его надо срочно разрешать!
– Все-таки один из главных тормозов на пути развития въездного туризма – это визы. И тут онлайн вряд ли поможет…
– Наша система TOPBELARUS.COM генерирует в том числе и визовую поддержку. Запрос автоматически идет в нужное консульство – в ту страну, откуда он приходит. Мы написали письмо в Министерство спорта и туризма с просьбой, чтобы наши консульства принимали приглашения в электронном виде. Ведь многие посольства по-прежнему требуют оригинал приглашения – а это дополнительные 50–70 евро, потраченные на почтовые услуги. И самое главное – тратится лишнее время! Для разрешения этой проблемы не надо даже никаких законодательных актов, просто – решение МИДа. Мы ведь не просто так визы открываем, мы оказываем визовую поддержку только в том случае, если человек как минимум заказывает размещение. Если турист бронирует отель, система задает ему вопрос: нужна ли виза? Если нужна, появляется дополнительная форма, которую турист должен заполнить. И, после того как человек заплатил за размещение, приглашение уходит в наше консульство. Туристу остается только позвонить в посольство и спросить, когда можно прийти за визой. Я был в нашем Министерстве спорта и туризма, объяснил эту схему, надеюсь, меня услышали и помогут нам с решением этого вопроса.
– В сфере туристических услуг в Беларуси действительно мало онлайна!
– Национального продукта в онлайне нет. На данный момент только наш ресурс позволяет бронировать в интернете национальный турпродукт – я имею в виду бронирование нескольких услуг – размещение, трансферы и экскурсии. В стране в какой-то момент образовалась странная ситуация: есть различные иностранные сервисы, где можно забронировать Беларусь, – «букинг», «броневик» и так далее, но все эти ресурсы находятся за границей, соответственно, деньги уходят за рубеж. Если белорусский отель бронируется через «букинг», то деньги переводят в Нидерланды. Если через «броневик» – в Россию. Но если иностранцы будут бронировать белорусские отели через такие ресурсы, как TOPBELARUS.COM, – деньги будут оставаться в Беларуси.
– Кроме вас, в этом сегменте работает и «ЦентрКурорт», который разрабатывает свою систему бронирования, на сайте компании «Виаполь» можно онлайн забронировать экскурсии и так далее... Чувствуется ли какая-то конкуренция на этом поле?
– Нет тут конкуренции. Каждый, кто разработает хороший продукт онлайн, получит свой кусок пирога. Рынок небольшой, но и игроков немного. Работы хватит всем! Ну, а клиент будет выбирать тот ресурс, где ему удобно, где все понятно и доступно. Ясно, что систем бронирования может быть несколько, пусть их будет много – это хорошо для рынка!
– Когда вы почувствовали, что Беларусь как направление для въезда может приносить деньги?
– Отдел приема мы открыли 15 лет назад. Когда-то в «Топ-Туре» отдел приема возглавлял легендарный Игорь Чернозипунников – большой профессионал в сфере инкаминга. В свое время у нас работала Наталья Лисовская и многие другие профессионалы отрасли. Мы давно и успешно занимаемся приемом иностранцев. Всегда печатали много разной продукции на разных языках, возили на выставки по всему миру. Но все эти годы мы фактически шли к той самой системе, которую создаем сейчас. Речь идет о национальной системе онлайн-бронирования всех туристических услуг в Беларуси. Разговоры об этом шли давно. И вот, наконец, мы ее создали. Система создана для профессионалов и для клиентов, то есть мы работаем как с агентами, так и с частниками. Цена представлена в четырех валютах – белорусские и российские рубли, евро и доллары. Система сама распознает, откуда идет запрос и сразу выдает сумму в необходимой валюте. Мы хотим продвигать нашу страну и дать возможность бронировать любые услуги, связанные с нахождением гостей в Беларуси.
– Много ресурсов требует создание такой системы?
– Конечно! Это дорогостоящий проект. Какую-то часть программного обеспечения покупали в России, что-то делалось силами белорусских специалистов. Система работает уже год, подключаем все больше и больше отелей и других объектов размещения из регионов Беларуси.
– Легко с ними работать?
– Очень сложно. Объясняем, обучаем. Рассказываем, что это дополнительный инструмент продаж, что это выгодно прежде всего для самих объектов размещения. У них есть собственные кабинеты в системе, они могут в любой момент поставить стоп-сейл, поменять цену, управлять всем. Конечно, ощущается консервативность нашего рынка. Ездим по регионам, работаем. Где-то больше понимания, где-то меньше, но процесс идет. Мы подписали договор с Министерством спорта и туризма, и ждем от них информационной поддержки – надо, чтобы и отраслевое министерство объясняло гостиницам и санаториям, что на дворе 21-й век, без технологий не может быть успешных продаж. Многие гостиницы говорят: а мы продаемся на «букинге», зачем нам TOPBELARUS? Мы отвечаем: а что вы теряете? Мы же не берем деньги за то, что гостиница будет представлена на нашем портале. Наоборот! Мы обучаем пользоваться этим инструментом продаж. Гостиницам когда-то дали команду заключить договора с «букингом». Но ведь таким образом деньги уходят за границу! Зачем? Я предлагаю оставить деньги в стране!
– С минскими отелями, полагаю, нет проблем?
– Тоже есть. В столице в общей сложности около 50 отелей, с большей половиной у нас заключены договора, но есть часть отелей, которые, так же как и региональные средства размещения, почему-то не желают иметь дополнительный канал продаж. Над этим вопросом нужно еще работать – и нам, и государству.
– Если говорить не только о въезде, но и о выезде, вы считаете, что туристические продажи в Беларуси глобально могут уйти в онлайн?
– Давайте поднимем наше интервью 5–7-летней давности, и вы увидите, что уже тогда я говорил, что когда-нибудь офисы продаж будут значительно сокращены. Сегодня для потребителя важен продукт. Продажи уходят исключительно в технологическую сферу. Фронт-офисы в фирмах неизбежно будут уменьшаться, а вот бек-офисы, где продукт создается, по-прежнему сохранят свои функции. Это касается всех направлений, в том числе, естественно, и Беларуси. За авиабилетами к нам уже мало ходят, покупают на topavia. Заплатил карточкой, купил, распечатал – удобно!
– Работа каких компаний на рынке белорусского инкаминга вам импонирует?
– Я считаю, что очень профессионально работает «Вокруг света». Это, без сомнения, один из топовых игроков на этом рынке. Отлично работает в нише экскурсионного туризма «Виаполь». Можно сказать, в спину им дышит «Белагротрэвел/Западный тракт». Я считаю, что наша система будет и им полезна. Они создают продукт, мы создали механизм продаж. Естественно, система будет зарабатывать, но мы дадим людям еще один канал дистрибьюции. Это канал для всех – для отелей, для фирм, для любой организации, у которой есть турпродукт. Все будут зарабатывать. Что лучше – бегать по России, искать партнеров, давать комиссию или уже готовая система будет продавать продукт и давать ту же комиссию?! Мы в данном случае – не конкуренты, мы просто даем дополнительную возможность продать свой продукт.
– Не слишком ли Беларусь зациклилась на российском рынке? И на какие виды туризма, на ваш взгляд, сейчас стоит делать ставку?
– Зациклились не мы, не компании, занимающиеся приемом, зациклились санатории. В свое время они не хотели работать с белорусскими туроператорами, поскольку было очень много российских клиентов. Мы говорили: ребята, придет время, и россиян будет гораздо меньше! Так и случилось. Сейчас объем российских туристов резко упал – россияне стали отдыхать у себя, да и денег у них теперь гораздо меньше. Санатории не хотели иметь дело с отечественными операторами еще и потому, что мы платим белорусскими рублями, которые «портят» показатели экспорта туруслуг. А россияне привозят валюту. Это еще одна проблема, которую надо срочно решать. Все средства размещения получают планы по показателям. Эти показатели душат туризм, не дают ему развиваться.
Что касается векторов работы в инкаминге, то я, думаю, что все-таки один из самых перспективных – это MICE-туризм. У нас появились большие площадки, хорошие конференц-залы. Мы уже можем принимать большое количество корпоративных клиентов. Скорее всего нужно рассчитывать на MICE-группы из России и на поток гостей, индивидуальных клиентов из разных стран. Вот как раз на гостей и рассчитан наш ресурс. Пока он на двух языках – русском и английском. Но со временем будут появляться и другие языки. Мы делаем шаг навстречу открытию страны, предлагаем быстро и удобно бронировать туруслуги онлайн. Это необходимо, чтобы продвигать Беларусь и ее прекрасные туристические возможности на международный рынок.
– Спасибо за беседу!
Беседовала Лилия КОБЗИК