Заместитель директора по гостиничному хозяйству рассказал, сколько стоит ремонт отеля, как много туристов гостиница приняла в прошлом году и что нужно сделать, чтобы въездной туризм в Беларуси развивался активнее.
- Олег Владимирович, каковы итоги работы в 2011 году? Довольны ли вы наполняемостью гостиницы и сколько туристов ожидаете в 2012 году?
- В прошлом году загрузка гостиницы составила более 70%, в 2012-м ожидаем увеличения на 3–5%. Мы довольны своими показателями, ведь из года в год цифра увеличивается. На рост загрузки определенное влияние оказало, конечно, и закрытие на реконструкцию гостиниц «Беларусь», «Октябрьская». И хотя 2011 год был непростым для турбизнеса в целом, мы сработали хорошо, гостиница не пустовала.
Неплохо начали мы и этот год. Уже традиционно самое «горячее» время – от 31 декабря до 7 января. Приезжает очень много туристов из России, в эти дни мы принимаем более 350 человек.
- На сайте гостиницы размещен прайс – цена номера в зависимости от категории колеблется от $91 до $272 в сутки. Насколько это приемлемая цена для туриста? Ведь такие же цены предлагают отели в странах с очень развитой туристической инфраструктурой - Греция, Турция…
- Цены в минских гостиницах класса 3 «звезды» практически везде одинаковы. Они сформированы и вполне устраивают и наших клиентов, и нас. Дешеветь проживание не будет, для этого существуют скидки, которые мы предоставляем нашим партнерам, а размер скидки может быть значителен.
Просто для привлечения гостей нужно формировать интересные программы, тогда они будут приезжать в Беларусь так же охотно, как в Грецию, Турцию или Болгарию.
- Удовлетворяют ли они белорусских туристов? Ведь по самым оптимистичным подсчетам, средняя зарплата по стране составляет всего $300.
- Белорусский турист – это, как правило, командированный работник, который приехал в Минск по делам. Понимая, что в таких ситуациях бюджет клиента, а правильнее сказать организации, командировавшей своего работника, зачастую ограничен, мы предлагаем белорусам скидку в размере 40% при расчете наличными. Так что наших граждан мы не обижаем.
- Есть ли у гостиницы стратегия по привлечению клиентов, и в чем особенность «Юбилейки» на фоне других столичных 3-звездочных отелей?
- Прежде всего мы выигрываем за счет месторасположения – центр города, развитая инфраструктура, живописный вид из окна. По номерному фонду и оснащенности существует стандартизация гостиниц, поэтому здесь все гостиницы имеют похожие предложения. Мы, правда, уделяем особое внимание интерьеру и комнат, и холлов, стараемся сделать все в теплых и уютных тонах, регулярно обновляем оборудование номерного фонда. У нас работает бизнес-центр, конференц-зал, комнаты для переговоров, поэтому для деловых встреч и конференций созданы все условия.
Что касается стратегии по привлечению туристов, второй год у нас работает сектор маркетинга. Он занимается поиском клиентов и рекламой. Специалисты сектора делают рассылки компаниям, рассказывают о наших новых предложениях, заботятся о том, чтобы информация появилась в СМИ, в каталогах и на порталах наших партнеров, а также уделяют вниманию сайту – здесь можно получить подробную информацию о комплексе, совершить виртуальную прогулку по номерам.
Кроме того, у нас разработана широкая сетка скидок – от 5 до 40%. Клиенты, которые останавливаются в нашей гостинице 10 и более раз в году, получают специальную карту, которая дает право на более значительные скидки. В этом году в нашей базе добавилось более 50 таких клиентов. Мы также предлагаем дополнительные услуги: аренда автомобилей, такси, прачечная, организация экскурсий. Некоторые услуги предоставляем мы, по другим у нас заключены договоры с партнерами. Экскурсии для туристов, например, заказываем у «ЦентрКурорта».
- Эту компанию вы выбрали, потому что у вас один учредитель - Управление делами президента?
- Мы работали со многими компаниями, но услуги «ЦентрКурорта» больше всего пришлись по душе и нам, и нашим клиентам. У них хорошо организована работа с туристами - как индивидуально, так и с группами. Как результат - только положительные отзывы.
- Как вы считаете, справляется ли сегодня город с потоком туристов, и на какие шаги пойдет ваша гостиница, чтобы к Чемпионату мира по хоккею-2014 в Минске привлечь как можно больше туристов к себе?
- Случается, что все отели столицы переполнены, но это бывает не так часто. К 2014 году появится еще 14 гостиниц. С одной стороны это хорошо, потому как Минск сможет принять гораздо больше туристов, чем сейчас. Но с другой стороны эти гостиницы ведь и потом нужно будет заполнять. Тогда успешность уже будет зависеть от стратегии отельеров. Любопытно, но, когда проходила Олимпиада-80 в Москве, никто не строил новые гостиницы. Была возведена «Олимпийская деревня», куда и расселяли спортсменов и гостей. Когда мероприятие подошло к концу, центр отдали под жилой дом.
В то же время в Минске должны открываться гостиницы эконом-класса. Существуют разные туристы, и для кого-то проживание за 90 долларов – это дорого. Для такого туриста должен быть выбор среди 2-звездочных отелей либо хостелов.
Что касается нашей гостиницы, то мы не стоим на месте и стараемся идти в ногу со временем. В этом году будет закончен ремонт фасада, который выполняется с применением самых современных материалов. Впереди – ремонт и техническое переоснащение ресторана. Обновление номерного фонда «Юбилейной» близится к завершению. На всех остальных этажах проведен капитальный ремонт: мы заменили всю сантехнику, мебель, ковры, текстиль, поставили новые телевизоры, мини-бары и кондиционеры.
Ремонт делаем за собственные средства. В 2011 году выделили на эти цели более 5 млрд руб., в 2012-м планируем израсходовать более 6,5 млрд руб.
Также с нового года мы предлагаем нашим клиентам размещение по системе полупансион, которое при доплате $10 дает право на обед либо ужин, шведский завтрак уже включен в цену проживания.
В планах – сотрудничество с крупной компанией Boоking.com, через которую многие туристы бронируют отели во всем мире, сейчас на этом сайте представлен только один белорусский хостел. Мы также намерены расширить свободный доступ к интернету в отеле. Сейчас наши клиенты покупают карточки Wi-fi, но в будущем турист при заселении будет получать пароль для бесплатного пользования интернетом. Кроме того, мы продолжим совершенствовать сервис в нашей гостинице. Мы установили систему учета пожеланий клиентов, поэтому наши сотрудники заранее знают о предпочтениях туриста по проживанию и питанию. Любой каприз любого гостя мы готовы удовлетворить.
- Кстати, а как вы набираете сотрудников? Какие основные требования?
- Самое главное – это желание и способность работать в индустрии гостеприимства, высшее образование и знание как минимум одного иностранного языка. Что касается специального образования, то у нас довольно слаженный коллектив, сотрудники делятся своим опытом. Любой новичок сначала проходит испытательный срок, только после этого мы принимаем его на постоянную работу. Кроме того, наши сотрудники проходят стажировки в Беларуси и за границей.
- Как вы считаете, что должно измениться в Беларуси, чтобы увеличился турпоток, чтобы наша страна стала более привлекательной для иностранных туристов?
- Есть проблема во въездных визах. Я считаю, нужно, чтобы процедура оформления была проще и сама виза дешевле, тогда турист приедет в Беларусь и оставит здесь гораздо больше денег, потратив их на питание, проживание, сувениры. Также важно развивать качество обслуживания, предлагать необычные программы. Например, россияне, которые гостили у нас на Новый год, признавались, что в следующем году опять приедут в Минск. А почему? Потому что туристическая компания разработала хорошую экскурсионную программу, каждого туриста сопровождали и работники турфирмы, и наши сотрудники. Мы организовали хорошее питание, развлекательную программу, удобное и комфортное проживание, поэтому пустовать «Юбилейка» не будет!
Беседовала Дарья ГУШТЫН