Моим главным опасением всегда было то, что анимацией станут заниматься непрофессионалы. Поэтому-то меня в свое время удивил приказ Министерства лесного хозяйства организовать при каждом лесничестве какую-нибудь избушку Лесовика в качестве аттракции для туристов. Я не уверен, что люди, которые никогда прежде не сталкивались с необходимостью развлекать гостей, хорошо справятся с этой задачей.
Любительские представления, организованные непрофессионалами, в большинстве своем только приводят к дискредитации самого понятия аниматор. Одна из самых больших ошибок таких программ – это заблуждение, что туристы «съедят все». Зритель сегодня отличает халтуру на раз, а потом говорит: «Да видели мы эту анимацию, ничего особенного!». Конечно, есть люди, очень артистичные и харизматичные от природы, но если они будут окружены статистами, а в программе не удастся избежать откровенно слабых моментов и провалов, общее впечатление все равно окажется не на высоте. Ведь организовать качественную анимационную программу – задача не из легких.
К примеру, довольно часто мне приходилось слышать от знакомых экскурсоводов не самые позитивные отзывы о резиденции Деда Мороза в Беловежской пуще. Одно дело – красиво оформленное место, и совсем другое – продуманная анимационная программа, которая, как я понял, там отсутствует. Да, там есть ряд персонажей, но это не более чем элементы анимации. Программа же предполагает сюжет и работу со зрителями. На мой взгляд, необходимо отличать 5 видов анимации.
Первый – визуальная анимация. К примеру, на стене замка стоит человек, переодетый стражником, он не взаимодействует с публикой, но создает определенную атмосферу. Второй вид – интерактивная анимация, когда люди в костюмах, к примеру, разучивают с гостями танцы или учат их стрелять из лука. Третий вид – визуальная анимация с театральным эффектом – представление, которое разыгрывается перед зрителями, но в котором они не принимают участия. Четвертый вид анимации похож на третий, только в этом случае зрители также участвуют в игре. А пятый вид анимации – это собственно анимационная программа, в которой задействуются все эти элементы и разыгрывается какая-то история. Наш коллектив работает как раз в последней сфере.
Я поддерживаю идею, что сегодня каждый регион должен иметь свои собственные, не похожие друг на друга программы. Белорусский Дед Мороз обосновался в Беловежской пуще, Зюзя Поозерский – в Поставах, и создавать их резиденции в других местах просто неправильно, это уже бренд конкретной местности. Я сторонник белорусских национальных персонажей, которых у нас немало и помимо традиционных колядных. Мало кто знает, что описание многих персонажей в Беларуси сильно отличается в зависимости от региона. К примеру, когда мы готовили программу «Русалье», мы нашли порядка 10 описаний русалок. И, на мой взгляд, регионы должны ориентироваться на те традиции, которые у них сформированы, и развивать близкого им персонажа.
О необходимости развития анимации в стране и своей заинтересованности в ней часто говорят и туристические фирмы. К сожалению, дальше слов этот интерес обычно не продвигается. Наша студия в свое время создавалась с расчетом именно на туристическую и экскурсионную анимацию, но подобные заказы поступают к нам 4-5 раз за год. Многие турфирмы жалуются, что эти программы дорогие, но качественная анимационная программа не может стоить дешево. Хорошие сценические костюмы сейчас стоят немало, у нас есть, к примеру, платья, которые за сезон еще не отбили свою стоимость. В то же время существует немало путей снизить расходы на анимационную программу. Ее организация обойдется куда дешевле, при условии консолидации нескольких турфирм. Им даже не обязательно везти туристов по одному и тому же маршруту – достаточно выбрать одну точку, где они могли бы пересечься. Стационарное место для аниматоров, где может быть проведено 2-3 представления в день, в разы удешевляет этот продукт, так как снижаются транспортные расходы на перевозку артистов и реквизит. У нас, к примеру, такого места нет, обычно мы привязываем свои выступления к той местности, где нам нужно работать со зрителями. Но если артисты получат возможность провести программу для нескольких автобусов и хотя бы 2 раза в день, не переезжая на другое место, программа покажется куда более доступной по цене.
На самом деле анимацию можно создать практически под любой бюджет. Нам доводилось разрабатывать программы, в том числе для агроусадеб, в которых участвовал только один персонаж. Конечно, и среди владельцев усадеб есть люди более артистичные и менее артистичные, но при условии выбора правильного образа научить вживаться в него можно любого. Кто-то сделает это шикарно, кто-то хуже, но это далеко не сверхъестественная задача.
Сегодня идея анимации нуждается в продвижении. Но мне кажется неправильным утверждение, что анимационные программы должны продвигать их организаторы. Их рекламой должны заниматься туристические фирмы, ведь это тот бонус, за счет которого они могут привлечь туристов на свои маршруты.
В то же время уже существующим анимационным программам необходимо заявить о себе и обменяться опытом. Поэтому в нынешнем году вместе с Геннадием Кононом, директором компании «Святовит», организовавшим анимацию в Лидском замке, мы обсуждаем возможность провести фестиваль анимационных программ в Лиде. Мы хотим предложить людям, которые давно занимаются анимацией, привезти свои выступления и показать их публике в одном месте. Для направления это была бы хорошая реклама, при условии, что на идею откликнется минимум 5-6 программ.
Справка. Творческий коллектив «Мастерская Впечатлений» был создан 4 года назад, в его постоянном составе около 15 человек. Излюбленный жанр – история белорусской шляхты. В настоящее время в репертуаре коллектива порядка 10 готовых анимационных программ для разных экскурсионных маршрутов, еще столько же находится в разработке. Крупный проект, организованный «Мастерской Впечатлений» при поддержке компании «Ивкон», – конфетный фестиваль в Ивенце.