Ровно год назад в этой рубрике было размещено мое мнение на тему «Как воспитывается нелюбовь к соседям?» Речь в нем шла о польских таможенниках. После тех мытарств я зарекся ездить на автомобиле в Польшу – благо, литовская граница ближе и прохождение границы более приятное. Но время идет. Экономическая ситуация вынуждает делать шаги, чтобы спасти свое предприятие. И если я не хочу, как выражаются здесь некоторые посетители сайта, «валить из страны», то должен найти варианты для продолжения работы издательства.
Именно поэтому состоялись поездки в Россию, Литву и ровно через год в Польшу – все с одной целью: укрепить традиционные партнерские отношения, реализовать новые проекты и, в конце концов, продать подороже то, что в Беларуси в последние месяцы не очень пользуется спросом. Надеюсь, вы понимаете, что речь идет не о каких-то запрещенных к вывозу товарах, а о наших мозгах и профессионализме.
Я страшно не люблю однообразную работу. Как только приходится сталкиваться с необходимостью делать что-то монотонное или, с моей точки зрения, неправильное и нелогичное, сразу же начинаю искать варианты, как ускорить этот процесс, или стараюсь что-то придумать, чтобы сделать его более интересным. Наверное, поэтому и пошел в журналистику и издательский бизнес.
Однако моя постоянно меняющаяся работа, увы, не избавляет от необходимости время от времени стоять в очередях и наблюдать, как другие вынуждены выполнять нудную и, может быть, совершенно не нужную работу.
Но это мое высокое желание поучаствовать в белорусском экспорте в очередной раз наталкивается на серую пограничную действительность, которая выражается в огромных очередях. Зная о них заранее, мы постарались выехать из Гродно пораньше в будничный день. И первые четыре часа стояния я воспринял как неизбежное зло, которое приходит, как холодная зима или дождливая осень. Приходит и все – и никто этот цикл не изменит. Проблемы с восприятием действительности начались на обратном пути. Во-первых, мы быстро и удачно провели переговоры в Белостоке. Во-вторых, как все нормальные деловые путешественники зашли в магазин и, увидев цены на товары и продукты, мгновенно вспомнили, что давно надо было бы поменять телевизор. Да руки все никак не доходили, а здесь он чуть ли не в два раза дешевле. Как не купить по случаю? А как не взять пару килограммов отборного мяса, если оно тоже в два раза дешевле? И так далее, и так далее. Безусловно, мы помнили о злополучных двадцати пяти килограммах и о том, как это унизительно выглядит, когда тебя заставляют взвешивать купленные тобою продукты. Поэтому особенно не злоупотребляли и на границу ехали со спокойной душой. И в очередь стали спокойно, и на все предложения предприимчивых поляков подвинуть нас поближе к шлагбауму отвечали отказом. Раздражение наступило, когда одна за другой машины с гродненскими номерами стали объезжать очередь и вклиниваться где-то впереди. Думалось: неужели в нескольких пропусках через государственную границу поляки не могут навести элементарный порядок? Но когда после трехчасового ожидания польских пограничника и таможенника мы прошли за десять минут, а очередь образовалась вновь, мысль моя пошла в другом направлении: может, не в них проблема?
Ответ стал ясен еще через два часа, когда мы с «зеленого коридора» должны были вернуться на красный, на котором машины практически не двигались, а люди то вытаскивали свои телевизоры, то тащили их на весы, а затем оформляли и переоформляли таможенные декларации. Понятно, там были и какие-то другие предметы в коробках, но сути это не меняет: граждане Беларуси, среди которых почему-то оказалось много молодых семей с маленькими детьми, ввозили в свою родную страну какой-то товар, который ввозить можно, но с определенными ограничениями. Сегодня ограничения одни, завтра – другие. А послезавтра нельзя будет что-то вывозить или вообще выезжать из страны на автомобиле чаще одного раза в восемь дней. Почему, кстати, восьми, откуда взялась именно такая цифра? И вообще, кто-либо просчитывал эффективность всех этих ограничений? Ведь если рассуждать с точки зрения обычной экономики – они не имеют никакого смысла. Из страны вывозится бензин и дизтопливо? Так они же для того и производились, чтобы кто-то их купил! Если это не так, то в чем тогда смысл деятельности наших нефтеперерабатывающих предприятий? Любимые граждане страны везут из-за границы колбасы, мясо и сало? Так почему там продукты – при гораздо более дорогих энергоносителях и зарплатах работников – стоят дешевле? Кое-как можно объяснить разницу в цене бытовых товаров – в Польшу поступают партии побольше, цена, соответственно, может быть ниже. Но не с такой же существенной разницей! И вообще, если этот товар производится где-то в одном месте, то кто мешает Беларуси создать такие условия для торговли, чтобы у нас это было дешевле, чтобы к нам поляки и литовцы рванули за покупками? А заодно бы они вывезли продукцию и белорусских предприятий! Как вам такой поворот?
Но если говорить серьезно и по теме нашего портала, то надо прямо и откровенно заявить высокопоставленным лицам в нашем государстве, которые надеются развивать въездной туризм: ничего, господа-товарищи, у нас не получится! До тех пор, пока на западных границах будет унижаться человеческое достоинство, ни один нормальный автотурист к нам не поедет. А борьба с «хапугами» или мелкими приграничными торговцами – это как бой с ветряными мельницами. Государство устанавливает ограничения, люди просчитывают различные варианты и находят лазейки, чтобы их мелкий бизнес был прибыльным. Государство спохватывается, принимает новое решение. И все снова повторяется. И в этой борьбе у людей выиграть невозможно, так как их много, и все они думают над решением очередной проблемы. Но самое главное – в этой общей массе смешиваются настоящие торговцы, деятельность которых пытается ограничить государство, и туристы с бизнесменами, которые могли бы принести стране гораздо большую прибыль, чем экономия от ограничения приграничной торговли.
По-моему глубокому убеждению, нужно решать реальные экономические проблемы, а не сражаться с их последствиями. И если мы все-таки думаем о развитии въездного туризма, то нужно очень серьезно просчитывать последствия всех принимаемых решений.