Наш разговор с Владимиром Цеслером начинается с обсуждения туристического логотипа Беларуси – василька с разноцветными лепестками, который сейчас красуется на всей полиграфической продукции, призванной продвигать Беларусь на мировой туристический рынок.
– Каким должен быть туристический логотип Беларуси, мы с вами не решим за время получасовой беседы. Это слишком сложная, большая тема. Мне сложно дать анализ этой работы. Любую работу надо еще как-то «довести»… Наверное, она не дает представления о Беларуси, точнее, это какой однобокий взгляд. Итак, василек… Когда-то Вознесенский написал стихотворение «Васильки Шагала» и в нем он сравнивал Беларусь с васильком:
Милый, вот что вы действительно любите!
С Витебска ими раним и любим.
Дикорастущие сорные тюбики
с дьявольски
выдавленным
голубым!
Их витражей голубые зазубрины –
с чисто готической тягою вверх.
Поле любимо, но небо возлюблено.
Небом единым жив человек.
Выйдешь ли вечером – будто захварываешь,
во поле углические зрачки.
Ах, Марк Захарович, Марк Захарович,
все васильки, все васильки...
Так что василек на логотипе Беларуси вполне может быть…
– Богданович тоже называл его «цвятком радзiмы»…
– Ну конечно! Я вспоминаю из более позднего, последнего. У Богдановича тоже есть интересные штуки – вот вспомните «слуцкiя паясы». Я сам родом из Слуцка. «Ад родных нiў, ад роднай хаты»… И вдруг, Богдановичу так захотелось, он так увидел, что пояса ткали женщины. Но женщины никогда в жизни не участвовали в мануфактурах. Это была тяжелая мужская работа! Вы только представьте себе – «восстание лионских ткачих»! Так что «слуцкая ткачиха» – это поэтический образ. Это все художественные образы, не претендующие на достоверность, это все не точно. В принципе, я не против василька. Может быть, он невнятный, но, видимо, сейчас в Европе тенденция такая, такая мода – неряшливые такие штуки…
– Стилизация под детский рисунок?
– Да, под детский рисунок. Да, можно было сделать так. Но, мне кажется, Беларусь – это не только дети. Собственно, почему мы зацикливаемся на этой эмблеме? Как вам щиты, которые сейчас рекламируют Беларусь? Они вам как? Все бездарно, понимаете! Я на днях ехал из аэропорта, и мне эти щиты уже так примелькались, мне казалось, что я люблю Беларусь уже до такой степени, что нужно срочно что-то сделать! У меня был знакомый из Украины, он посмотрел-посмотрел на все это и спрашивает: «А что, у вас с этим проблемы?» С любовью к родине? Обычно такие вещи пишут, чтобы заставить людей любить родину, поскольку сейчас они ее не любят. Это же понятно…
Я не знаю, кто это делал. Но, понимаете, человека, который это делает, мало. Ведь есть же некие люди, которые эту работу принимают. Если работа несостоятельна и несостоятельны люди, которые ее принимали, то у меня создается ощущение, что от этого просто отмахнулись. А с другой стороны, я посмотрел на подобные европейские штуки – они, по сути, такие же и тоже ни о чем не говорят! Какие-то кляксы. Может быть, сейчас такая мода. Наверное, я чего-то не понимаю.
Главное вот что: почему мы должны следовать тем традициям, которые нам навязывают?! Почему боимся рискнуть, создав что-то принципиально новое? Нет, мы решаемся сделать свое только тогда, когда тема уже триста раз пережевана. Я подозреваю, что и Европа отнеслась к созданию своих эмблем, логотипов спустя рукава. Потому что когда мы говорим о стране, мы понимаем, что ее главными символами являются все-таки герб и флаг. У нас они создавались слишком быстро, чтобы быть выверенными, точными. То же самое касалось и прежнего герба – «погони». Ведь прежде чем приступить к разработке, надо поставить перед собой конкретные вопросы и получить четкие ответы. Изображений «погони» – великое множество! Мы должны решить, использовать ли нам «погоню» с этого документа или с этой монеты. У литовцев «погоня» пригнанная, вылизанная, очень четкая. Нам такая нужна или совсем другая – самая нечеткая, дряхлая, рассыпающаяся, полузаметная, как тень? И, уверяю вас, можно было создать настоящий шедевр! Ну и что с того, что никто никогда этого раньше не делал и по стилю это не подходит к другим символам! А у нас было бы, и такая эмблема была бы по-настоящему запоминающейся.
Вот странно: от Минска до Варшавы – 550 км, а до Москвы – 750 км, а мы все время смотрим в сторону Москвы. Надо иметь в себе смелость задавать вопросы. Прежде чем хвататься за создание логотипа, спросить: а нам это надо? Ведь никто этот вопрос не задает. Рассуждают: пускай у нас тоже будет эмблема, пусть тоже будет плохая…
И, кстати, кто даст гарантию, что тот, кто будет отбирать работы, выберет действительно лучшее? Жизнь не однажды подтверждала противоположное. Делаешь знак, разумеется, создаешь кучу вариантов, и наконец возникает то, что нужно: искристый, хороший, запоминающийся. Заказчик смотрит – и возникает пауза. Заказчик мнется и говорит: «Ну, у вас же есть что-то еще, другое?» – «Да зачем вам другое?!» И заказчик выбирает из твоих вариантов худший. Практически всегда.
И такой момент: создание логотипа отличается от изготовления какого-то сиюминутного объявления. Есть вещи, которые делаются надолго, навечно, может быть. Человек простой, глядя на идеальный логотип, не сможет понять его сразу. Логотип – немая штука, содержащая энергетику. Ни в коем случае нельзя идти на поводу у заказчика, угождать ему. Если ты угождаешь, ты оказываешь ему медвежью услугу, не продвигаешь, а тормозишь развитие. А нужно подтолкнуть его, подтянуть к своему уровню, чтобы ему захотелось вырасти.
– Хорошая реклама заставляет думать. Я помню ваш с Войченко плакат «В ожидании Пежо»: море и два солнца, две солнечные дорожки на волнах. Пока не прочитаешь название работы – непонятно. А потом – полный восторг!
– Заказчик эту работу не принял! Знаете, что он сказал? «А где машина?»
– Нам не хватает креатива?
– Кому – нам?
– Есть художники, профессионалы, которые могут создать яркий образ, но заказчики к ним не обращаются?
– Значит, не обращаются. Как правило, в нашей стране все хотят получить бесплатно. Бесплатно хороший художник ничего делать не будет. Чем лучше художник, тем он более занят. Соответственно цена его работы будет, естественно, дороже. У нас в стране любят устраивать конкурсы на разработку образов, логотипов. Когда я узнаю, что мои работы будут участвовать в конкурсе – сразу выбрасываю приглашения в мусорку. Ребята, если вам нужен нормальный логотип – вы его получите. Если вам нужна тусовка – извините, я в этом участвовать не собираюсь. Ну, а если бесплатно – то все получается на каком-то любительском уровне. Профессионалы, конечно, есть, и очень солидные. Но в последнее время они все чаще уезжают – кто в Россию, кто еще дальше. Что касается эмблемы – если она есть, значит, она всех устраивает, я так считаю. Что критиковать? Приняли – и приняли. А что, эмблема «Белавиа» лучше, что ли? Смотрите, государственный самолет летает за рубеж. Ну неужели никому не стыдно? Никому до этого нет дела? Это частный случай, маленькая крупица всего остального, что существует. Хоть бы кто-нибудь всмотрелся в борт «Белавиа» и спросил: что у вас на самолете, комар какой-то раздавленный… Мне объяснили, что это реверсивный след самолета. Ну надо же! И почему, собственно, сама национальная авиакомпания должна называться «Белавиа»?! В Польше на борту самолета написано «LOT». Почему в Беларуси авиакомпания не может называться «Неман», к примеру? И внизу – «Belarusian Airlines». Чтобы у нее был какой-то образ. Этим никто не занимается, никому до этого просто нет никакого дела… У нас в Беларуси люди вошли в такую ситуацию, что просто отмахиваются. Доходит до того, что нет дела даже самим дизайнерам! Я спрашивал знакомого, каково его мнение о логотипе заправки работы известного дизайнера Алексея Шишко. «Тебе нравится?» – «Не знаю». – «Ну как не знаю! Смотри!» А он в ответ: «Может, так надо»…
Ну и здесь точно такая же ситуация: может, так и надо… И это проявляется во всем. Другое дело, что так, по большому счету, все-таки не надо.
– А как надо?
– Я же говорю, чтобы ответить на этот вопрос, надо целый год работать! Вы даете заказ, который я буду выполнять на протяжении года. Мне нужно завернуть все свои заказы и заняться только этим. И кстати, что будет, если такой образ страны все-таки будет создан? Ну, сделаем мы роскошный образ, привлечем людей, приедут туристы, и что? Конечно, в Беларуси есть что смотреть – по самому большому счету. Природа, памятники… Но есть исторически сложившаяся ситуация. Едем мы с приятелем по Слуцкому шоссе, он показывает заброшенный особняк: здесь до революции жил знаменитый врач-уролог, звезда мировой величины, к нему из Швейцарии приезжали лечиться. Я говорю: странно, почему ты об этом знаешь, а я нет? Почему в этой стране никто не знает, не помнит своих героев, знаменитостей? Мне кажется, что нужные образы, эмблемы появятся тогда, когда действительно возникнет необходимость в этом.
– На что опираться при создании образов: на историю, традицию или на что-то совсем другое?
– Да Бог с этим со всем, это все равно. Знаете, как появляются граффити? Вот новый красивый дом, здание – у людей не возникает желания пойти туда и покрасить стены… По разным причинам, конечно, в конце концов, такое здание может охраняться. Искусство граффити начинается, как плесень: когда оно появляется, считай, что этому району хана. Она его разъест полностью! Это своего рода протест против анти-эстетики, что ли. Все дело во внутренней эстетике, а начинать надо, наверное, с общей культуры. Сначала произойдет, должна произойти культурная революция.
Ситуация обязательно изменится, – когда появится здоровая конкуренция. Кризисы иногда подталкивают к позитивным изменениям. Сложные времена мобилизуют, люди внутренне собираются и что-то выдают. Так во время войны собралась расхлябанная советская промышленность. Так что кризис может нам помочь. Видимо, они не зря случаются, они призваны подтолкнуть нас, вывести из спячки. Так что рано или поздно все станет на свои места.
Беседовала Людмила ДРИК