О работе в условиях валютных неурядиц, прошедшем сезоне и перспективах зимних направлений рассуждает директор компании «Мастер Путешествий» Евгения Зубкова.
«Так тяжело, как в этом сезоне, белорусским турфирмам не было никогда, за всю историю работы. Первый удар пришелся по массовым экономичным направлениям, прежде всего по автобусным турам – они просто «легли», выражаясь профессиональным сленгом. Очень непросто пришлось тем, кто пытался сохранить цепочки в Европу, в Крым, Одесскую область. И хотя сегодня, пожалуй, ни одна турфирма не катается как сыр в масле, тем, у кого есть какой-то дополнительный вид деятельности, выживать гораздо проще. Наша компания занимается только туризмом, однако мы задумываемся об открытии параллельного бизнеса – возможно, в сфере оптовой торговли.
Что касается выживания непосредственно в турбизнесе, в несколько более выгодном положении оказались компании, ориентирующиеся на наработанную базу vip-клиентов, а также многопрофильные фирмы, умеющие оперативно перестраиваться. Выживанию нашей компании также очень способствует многолетняя работа по организации корпоративных поездок: выставок, семинаров, презентаций. Конкуренция в этой области очень высока, за корпоративных клиентов на рынке идет жесточайшая борьба. Мы стараемся привлекать иностранные компании, предлагать им проведение корпоративных мероприятий и обучающих семинаров в Беларуси. Однако здесь тоже есть ряд сложностей: тем же россиянам даже с учетом стоимости виз бывает выгоднее провести семинар в Вильнюсе и Белостоке, причем там проще найти подходящую гостиницу, а сервис будет на более высоком уровне.
Прием иностранных туристов в условиях валютных неурядиц становится значительным подспорьем . Однако и на направлении въездного туризма в нынешнем сезоне, к сожалению, мы вынуждены констатировать спад порядка 40%. Во-первых, основная часть приезжающих к нам туристов – россияне, а в нынешнем году имела место мощная антиреклама Беларуси в российских СМИ, поэтому нередко наши российские клиенты просто отказывались от поездки. К тому же сопредельные государства, например Польша или Литва, могут предложить практически те же природные условия и те же цены.
К сожалению, даже на наши санатории уже нет того ажиотажного спроса, который наблюдался еще в прошлом году: цены в них приблизились к ценам в аналогичных российских здравницах. Разумеется, отдыхающие продолжают приезжать, особенно в санатории неподалеку от Минска: кто-то по привычке, кто-то хочет совместить оздоровление со знакомством с белорусской столицей или встречей с живущими здесь родственниками. Тем не менее поток значительно сократился.
30% поступающей к нам валюты мы, как и все экспортеры, продаем государству по курсу Нацбанка. Остальная часть валютной выручки идет на расчеты с иностранными контрагентами. Конвертируем мы ее только в том случае, если нам не хватает белорусских рублей на расчеты с белорусскими контрагентами, выплату заработной платы, налогов – к счастью, сейчас мы можем продать валюту на бирже по коммерческому курсу. Необходимости в покупке валюты у нас почти нет: большинство клиентов сегодня рассчитывается валютой. Ведь если турист хочет платить в белорусских рублях, мы вынуждены либо рассчитываться с туропеоператором в белорусских рублях по неинтересному для клиента курсу, либо покупать валюту на бирже по «курсу интересному» в том смысле, что курс этот заранее просчитать невозможно. Это риски, которые наши турфирмы в данный момент не могут себе позволить.
Крайне остро также стоит проблема «разных курсов» при взаиморасчетах с партнерами – резидентами РБ (туроператорами, турагентами ,заказчиками). Возможность взаморасчетов в валюте значительно облегчила бы жизнь всем указанным выше субъектам хозяйствования.
Без валютной лицензии работа компании в этом сезоне и вовсе могла быть парализована, ведь длительный срок белорусские рубли вообще невозможно было конвертировать.
Я не сторонница категоричных заявлений о том, большинство турфирм в ближайшем будущем закроется, но идти в зиму и следующий сезон, «проев» золотой запас, очень сложно.
Прогнозы на будующий сезон? Основной сегмент, в котором массово зарабатывали белорусские компании, – это отдых по формуле «солнце + море», семейный отдых с детьми. По этому сегменту мои прогнозы не очень оптимистичны: в следующем сезоне очень большой процент этих клиентов, вероятнее всего, не сможет позволить себе прежний отдых. Фирмам, имеющим постоянных vip-клиентов, будет несколько легче.
Мы надеемся, что клиенты, которые могли позволить себе Кубу, Доминикану , Кению, Мальдивы, Малайзию, придут к нам и в этом сезоне, тем более что мы готовы порадовать их эксклюзивными тарифами по многим экзотическим направлениям.
Такие зимние направления, как горнолыжные туры, также в меньшей степени подвержены кризисным явлениям. Горнолыжники – вообще специфическая аудитория: это люди, которые могут себе позволить не одно путешествие в год; их не так много в нашей стране и, как правило, они постоянно ходят в одну и ту же турфирму – точнее, к одному и тому же менеджеру. Впрочем, в этом сегменте тоже будут определенные потери, хотя и не столь масштабные, как на массовых направлениях. Уже сейчас те люди, которые в прошлом году могли позволить себе отдых в горнолыжной Франции, Италии или Андорре, выбирают более экономичные варианты: Чехию, Болгарию, Словакию. А иногда и вовсе отказываются от поездки.
Так или иначе, чтобы пережить зиму, турфирмам придется приложить максимум усилий».