https://www.traditionrolex.com/8
Массовые отравления детей, которые происходят в этом году в Болгарии, не могут не привлечь внимания к самой процедуре организации детского отдыха. Форс-мажорные ситуации случались и случаются, но для их предупреждения турфирмам очень важно ответственно подходить к своей работе. О том, как белорусские компании стараются обеспечить безопасность на отдыхе доверенных им детей, рассказывает Ирина Лабоцкая, заместитель генерального директора компании «Подевюс».

Ирина Лабоцкая: «Легкий травматизм и отравления – наиболее распространенные проблемы в детских лагерях»


Массовые отравления детей, которые происходят в этом году в Болгарии, не могут не привлечь внимания к самой процедуре организации детского отдыха. Форс-мажорные ситуации случались и случаются, но для их предупреждения турфирмам очень важно ответственно подходить к своей работе. О том, как белорусские компании стараются обеспечить безопасность на отдыхе доверенных им детей, рассказывает Ирина Лабоцкая, заместитель генерального директора компании «Подевюс».

Ирина, как вы бы прокомментировали ситуацию с массовым отравлением детей в болгарских лагерях этим летом?

Болгария никогда не была в зоне риска, не попадала в список стран, посещение которых было не рекомендовано белорусам. В памятках для  путешественников в перечне стран с  неблагоприятной эпидемиологической ситуацией Болгария либо не упоминается, либо упоминается в числе безопасных, либо числится в перечне стран, где нежелательно употреблять воду из-под крана. Но непредвиденные обстоятельства всегда могут иметь место, даже в белорусских лагерях. Видимо это и произошло в Китене. От подобных ситуаций никто не может быть застрахован. С отелем «Грин Парк» в этом сезоне вполне могла бы работать и наша компания, мы осматривали его в прошлом году. И я скажу честно –  лагерь понравился и своим номерным фондом, и территорией, и месторасположением. Но так как для нас это были новые партнеры, и нас не устраивал слишком длительный переезд до курорта на автобусе, мы решили отказаться от этого варианта. Мне искренне жаль и детей, и их родителей, но и туристические фирмы объективно не виноваты в сложившейся ситуации.

Как с болгарскими летними лагерями работает компания «Подевюс»?

Предполагаю, примерно также как и другие белорусские операторы. У нас два проекта для отдыха детей и молодежи в Болгарии: центр «Валко» в поселке Кранево и центр «Дельта Бич» на курорте Солнечный Берег. С «Валко» мы  работаем уже 12 лет, с лагерем «Дельта Бич» сотрудничество было начато в нынешнем сезоне. В организации детского отдыха очень важно доверие партнеру и поэтому многолетнее сотрудничество –  это безусловный плюс.  Хотя даже в случае многолетнего партнерства замечания к лагерю найдутся всегда: можно улучшить организацию досуга, площадки для отдыха, мебель и так далее. Что касается порядка сотрудничества с лагерем, мы можем и должны следовать исключительно согласно действующему законодательству. С 1 января у нас было отменено лицензирование, но действует Закон о туризме, есть сертификация, мы неоднократно ее продляли и подтверждали, неоднократно проходили проверку Госстандарта. Все наши договоры соответствуют требованиям ГОСТА, в том числе и в части безопасности. Подписывая их, принимающая сторона гарантирует безопасность здоровья и жизни ребенка. Соответственно и мы, заключая международный договор с лицензированным оператором, вправе ожидать, что наши дети будут находиться в безопасности. Одно из обязательных требований при организации детского отдыха – круглосуточное дежурство в лагере врача, который может оказать ему доврачебную помощь, оценить состояние ребенка и в случае необходимости вызвать квалифицированную помощь на основании страхового полиса. В лагере «Валко» эти функции выполняет белорусский врач, проживание и питание которого обеспечивает принимающая сторона, она же предоставляет ему комнату для приема детей. Мы и другие туркомпании – партнеры лагеря – в свою очередь берем на себя затраты по оформлению врачу визы, страховки, оплачиваем проезд и командировочные. Врач пользуется той же кухней, что и дети, питается в том же обеденном зале, живет в тех же условиях, ему легче заметить какие-то признаки антисанитарии, оценить сбалансированность питания и сообщить нам об этом. Во втором лагере – «Дельта Бич» – круглосуточно дежурит болгарский врач, владеющий русским языком. Отмечу, что после случая в Китене из лагеря «Дельта Бич» нам сразу сообщили, что вызвали местные эпидемиологические службы для проверки на соответствие всем требованиям. Администрация лагеря «Валко» связалась с областным управлением в Добридже и также пригласила к себе специалиста для оценки санитарного состояния.

Как на ваш взгляд, можно было бы предупредить те неприятные инциденты, который сейчас на слуху?

Во многом на этот вопрос ответ есть в комментариях к предыдущему вопросу. Повторюсь, мы соблюдаем законодательство: все наши договоры о сотрудничестве, контракты с сопровождающими лицами соответствуют определенным стандартам. Родители должны понимать, что ни одна турфирма не станет делать бизнес, ставя под угрозу безопасность детей. Мы упреждаем неприятные ситуации, следуя законодательству, рекомендациям МИДа, Минспорта и Минздрава, санитарно-эпидемиологических служб, когда они предупреждают о неблагополучной эпидемиологической обстановке в какой-то стране. Также перед началом сезона лагерь получает и предъявляет нам санитарное заключение.

Вопрос: «можно ли было предупредить ситуацию?» –  звучит всегда, когда происходят какие-либо непредвиденные обстоятельства. Ведь нередко бывает, когда формально требования всех нормативных  документов  выполнены, но форс-мажорная ситуация все равно наступила. Мне представляется, что оценивать подобные ситуации нужно по оперативности действий по устранению и нераспространению негативных последствий.  Мы, компании-партнеры,  всегда должны быть готовы помочь нашим коллегам в подобных ситуациях любыми доступными ресурсами – транспортом, например. Безусловно, все подобные случаи нужно предавать огласке. СМИ здесь принадлежит также не последняя роль. Хотелось бы, чтобы СМИ не только освящали подобные случаи, но и оперативно обращались в компетентные органы за комментариями с рекомендациями для компаний, работающих в этой сфере. Думаю, многие туристические компании были бы искренне Вам признательны за подобную помощь в нашей работе.

В связи с массовым отравлением детей в Минспорте вновь заговорили о необходимости страхования гражданской ответственности турфирм. На ваш взгляд, этот механизм мог бы стать эффективным инструментом в случае подобных ситуаций?

Разговоры о гражданской ответственности турфирм ведутся уже довольно давно. Наверное, в какой-то степени это могло бы больше защитить нашего потребителя, причем не только детей. И какие-то нормы регулирования в сфере туризма, безусловно, должны быть. Если лицензии отменили, пусть будет страхование гражданской ответственности, пусть будет обязательная сертификация, пусть будет что-то еще, что повысит кредит доверия к нашей деятельности. Я подчеркну, что мы за профессионализм и за то, чтобы у компаний были ресурсы для оказания адекватной помощи в случае необходимости. Вопрос в том, чтобы сделать этот механизм мобильным и быстро и адекватно срабатывающим в случае непредвиденных обстоятельств.  

Если речь идет о конкретном случае массового отравления – я, наверное, делала бы ставку на медицинский страховой полис. Страховой медицинский случай предусматривает не только непосредственную медицинскую помощь, но также оплату расходов в случае необходимости на досрочную транспортировку, расходы на сопровождающих лиц, юридическую помощь. Этот вид страхования имеет еще много неотработанных механизмов и широкое поле для их совершенствования.

Кто отвечает за детей на отдыхе в отсутствие родителей и принимает решение о возвращении ребенка в случае болезни?

В типовом договоре с туристом строго прописано, что турфирма должна вернуть путешественника в пункт отправки, а также обеспечить качество, в том числе и безопасность, оказываемых туристических услуг. Официальным представителем ребенка в момент его нахождения за рубежом является педагог. Мы всегда требуем, чтобы при наступлении какого-то страхового случая в медицинские учреждения он лично сопровождал ребенка. Если ситуация серьезная, речь идет о необходимости операции или возвращении ребенка, он немедленно связывается с нами, с белорусской дипмиссией в стране и решает все вопросы. Как видите, ребенок за границей не одинок, там вполне есть кому представлять и защищать его интересы. В Болгарии работает полноценная дипломатическая миссия Республики Беларусь, и в свою очередь мы вправе рассчитывать, что они первые по своим каналам будут узнавать о неблагоприятной ситуации и сообщать нам. Мне кажется, было бы неплохо нашим дипмиссиям запрашивать информацию обо всех лагерях, где отдыхают белорусские дети, и в течение лета устраивать своеобразные рейды с компетентными сотрудниками, проверяя состояние лагерей и их документацию. Думаю, турфирмы будут признательны за предписания по результатам подобных проверок. Если нам будет компетентно рекомендовано прекратить сотрудничество с определенным лагерем – мы последуем рекомендации. А если бы такие проверки лишний раз подтверждали отсутствие нарушений в лагере, это был бы дополнительный знак качества для нашего партнера. Турфирмы не могут знать все особенности болгарского законодательства, может быть, местный сотрудник санэпидемстанции увидел бы в документах то, что мы могли пропустить. Возможно, в том числе и для этого нужно страхование турфирм – для покрытия расходов на подобные исследования. Мы были бы признательны, если бы компетентные инстанции разделили с нами ответственность за пребывание ребенка на отдыхе за рубежом.  

Один из лагерей, с которым вы работаете в этом сезоне, для вашей компании новый. Как турфирмы, организующие детский отдых, подбирают себе новых партнеров?

Безусловно, вначале оценивается сам объект, его расположение, номерной фонд, территория, анализируется адекватность цены. Не последнюю роль имеет репутация партнера. Каждый новый  партнер  к моменту подписания контракта стремится показать себя и свой объект с лучшей стороны. Каждый выражает готовность быть 24 часа на связи с нами, с нашими педагогами в лагере, привести к сезону все в соответствие с нашими требованиями.  Поэтому к выбору турфирмы подходят очень осторожно. Обычным правилом стали командировки наших сотрудником в лагеря перед началом сезона, а в случае необходимости – и  течение сезона. Я уже говорила, что с Китеном мы не стали сотрудничать не только из-за дальнего переезда, а также потому, что для нас это был бы совершенно новый партнер. Отель «Дельта Бич» и компания IНS («Интер Холидей Сервис») новый партнер для нас, но отнюдь не для белорусского рынка, где он присутствует достаточно давно. Когда речь идет о новом партнере, для нас необходимо, чтобы он принял условия контракта, который включает, в числе прочего, и пункт о безопасности детей. Также задолго до начала сезона мы  несем документы партнера в болгарское посольство для аккредитации, и если его там «узнают» и болгарские консульские службы подтверждают его документы как достоверные, это также своеобразный знак качества. Но относительно реальную оценку мы можем получить только после первого заезда, с которым, кстати, мы отправляем своих самых опытных педагогов, способных провести сравнительный анализ и отреагировать на любые непредвиденные ситуации. У педагогов имеется постоянная мобильная связь с нашей компанией. А по результатам всего летнего сезона будем выстраивать стратегию дальнейшего сотрудничества либо отказываться от него.

Как в детские группы подбираются педагоги, и как оценивается уровень их компетенции?

С очень многими педагогами мы работаем из года в год, поэтому штат у нас довольно устоявшийся. Каждый из них, приходя к нам, был обязан предоставить копии диплома и справку с места работы. Болгарское посольство также требует предоставить на педагога, сопровождающего детскую группу, копию одного из этих документов. Кто-то из педагогов пришел по рекомендации знакомых нам директоров школ. Есть несколько человек без профильного образования, но они ведут при домах творчества кружки для детей и, как правило, приходят уже с компанией своих учеников. Практика показывает, что такие люди часто бывают еще в большей степени неравнодушны, чем штатные школьные педагоги. Хотя и в этом случае есть нюансы. У нас работает ряд педагогов, которые уже очень пожилые и с точки зрения молодежи должны были бы идти на пенсию, но которые оставляют очень хорошие отзывы у детей и родителей, о них часто спрашивают на следующий год. Здесь все очень индивидуально. Поэтому окончательное мнение о педагоге мы составляем, когда анкетируем детей, получаем отчет от самого педагога. Если мы получили негативные отзывы о работе педагога от детей либо их родителей, если мы видим формальный отчет о работе незаинтересованного человека – мы прекращаем сотрудничество. У нас также есть много заказных групп, когда педагоги едут с детьми, с которыми давно работают и которых хорошо знают, и если родители доверяют им своих детей, мы также не вправе сомневаться в их компетенции. В этом случае мы даже допускаем в группы 9-10-летних детей, тогда как в обычные группы мы набираем детей только старше 10 лет.

Может быть, неприятности с детьми на отдыхе случаются потому, что они в большей степени предоставлены сами себе, чем, к примеру, в белорусском лагере?

В болгарских лагерях, точно также как и в белорусских, существует распорядок дня и план мероприятий на заезд. В обязательном порядке мы их запрашиваем у партнеров, включаем в программу тура и обязательно знакомим с ними родителей. Разумеется, этот распорядок соблюдается, и все мероприятия проводятся, но очень многое тут еще зависит от команды аниматоров и их подготовленности. В лагере «Валко», к примеру, у нас несколько лет работала команда из преподавателей и студентов университета культуры, которые могли увлечь даже самых пассивных детей. К сожалению, в нынешнем году эту команду пришлось обновить – студенты выросли до преподавателей и ответственных сотрудников и востребованы на своих рабочих местах. Педагоги, которые посещают центр «Валко» не первый раз, отмечают, что на прежнем фоне новая анимация выглядит слабее. Те, кто поехал в первый раз, может быть, этого и не заметят. Все упирается в человеческий фактор. Проводятся заявленные мероприятия, есть пляжная анимация и другие виды «активити» в течение дня, но насколько они приходятся по вкусу детям – судить им самим. Анимацию и мероприятия они также оценивают в анкетах, а мы делаем соответствующие выводы для оперативного реагирования и на перспективу. Отзывы об анимации в лагере «Дельта Бич» очень позитивные – и в анкетах ребят и в отчетах педагогов.

Расскажите, пожалуйста, какие неприятности чаще всего случаются с детьми в лагерях?

Не обходится без легкого травматизма: ссадин, царапин. Бывают пищевые отравления, солнечные ожоги. К счастью, в лагерях случаев пищевого отравления не было, в основном они происходили потому, что дети купили и съели что-то вне лагеря. Пытаемся запрещать это делать, но избежать этого практически невозможно. Два года назад было очень жаркое лето, началось цветение морской воды и заболели дети, которые ее наглотались. Однажды дети нашли в оптовом магазине очень выгодное предложение – кило мороженного обходилось им там, как порция в лагере. Пока педагоги сориентировались и передали друг другу сигнал SOS, несколько человек заработало заболевания горла. Бывают простуды из-за холодной погоды, после переезда, так как автобусы с кондиционерами, поэтому мы специально просим педагогов по возможности контролировать необходимость работы кондиционера.

В каждом лагере ребята никогда не оставляют попыток нарушать дисциплину.  Один из самых болезненных моментов – постоянные попытки самостоятельно оставить территорию лагеря.

В памятках, которые мы отдаем на руки родителям, мы всегда расписываем необходимый багаж, а кроме того желательный и категорически запрещенный. К примеру, мы не рекомендуем давать ребенку дорогую бижутерию, ювелирные украшения, дорогие телефоны, большие суммы денег, так как в детском коллективе все это может стать предметом зависти и спровоцировать негативные поступки. Бывают ситуации, когда у детей что-то пропадает – тогда вызывается полиция, детей опрашивают в присутствии педагога. В каких-то случаях пропавшая вещь действительно находится в соседском чемодане, и это ужасно деликатный момент – мы стараемся не предавать такие случаи огласке, чтобы провинившийся ребенок мог нормально жить в лагере до конца заезда.

В какой мере за детей несут ответственность сами родители?

В своей памятке мы прописываем также ответственность родителей за действия ребенка, за которые мы будем депортировать его за счет родителей. В первую очередь это касается ситуации, когда ребенок систематически нарушает меры своей безопасности либо безопасности других детей. Родители также должны понимать, что лагерь – это не санаторное учреждение. Порой все документы и справки ребенка формально в порядке, а при личной беседе оказывается, что у него есть аллергия, какие-то хронические заболевания, травмы. Хорошо, когда ребенок может сам себя проконтролировать и на шведском столе отказаться от апельсинов либо других продуктов, вызывающих аллергию. Всегда присутствует необходимый сбалансированный набор блюд, но специальной диеты и ухода при заболевании ребенок не получит. Детский лагерь – это не лечебно-оздоровительное учреждение. Поэтому сами родители должны задаться вопросом, подойдет ли такой отдых их ребенку. Причем учитывать в этом случае нужно не только его физическое, но и психическое состояние. Бывает, в лагерь попадает ребенок, которому  некомфортно находиться в детском коллективе. Здесь бывают межличностные конфликты, которые не могут так просто потухнуть, потому что дети не могут разойтись по домам и остыть, они постоянно рядом. К примеру, однажды две подружки рассорились и порезали друг другу купальники. И как оценить эту ситуацию? Слава богу, обошлось без драки, без серьезных повреждений, но родители должны адекватно оценивать характер своего ребенка.

Беседовала Ирина ШПАКОВСКАЯ

https://www.traditionrolex.com/8