Компания «Подевюс» недавно отметила свое «совершеннолетие» - 14 января ей исполнилось 18 лет. За это время турфирма достигла немало, но мирно почивать на лаврах ее руководство пока не собирается. О планах на будущее, новых проектах и о том, как непросто порой претворять их в жизнь, газете «Туризм и отдых» рассказали генеральный директор компании «Подевюс» Виктор Повзун и директор туристического отдела Инесса Масловская.
- Белорусский турбизнес зарождался в 90-х годах. Вашей компании исполнилось 18 лет - это значит, что она была в числе первых. Какими достижениями вы гордитесь и в каком направлении планируете развиваться дальше?
Виктор Повзун: Наше последнее достижение - это, пожалуй, приобретение предприятия придорожного сервиса, существующего с 1997 года. В собственности находится 2 придорожных кафе на 29-м километре трассы Минск - Гродно, правда, в 2009 году одно из них разрушено, а второе требует существенной реновации. Но сейчас это наше детище, у нас очень большие планы по развитию этого проекта - на месте разрушенного кафе мы хотели бы построить новый комплекс придорожного сервиса.
Инесса Масловская: Помимо строительства кафе, в планах мини-гостиница, создание и обустройство детской площадки; и еще мне, как любой женщине, хочется «навести красоту», используя ландшафтный дизайн. Задумок много...
- Не секрет, что придорожный сервис в Беларуси - это вопрос острой необходимости. И хотя государство пытается привлечь в эту сферу частный капитал, бизнесмены в целом не горят желанием вкладывать в нее деньги. Почему вы решили двигаться в этом направлении?
В.П.: Может быть, потому, что я остался без работы (смеется). В жизни турфирмы уже практически не требуется моего участия, в транспортном отделе компании тоже, так что я решил взяться за что-то новое. На самом деле у меня всегда было понимание того, что бизнес нужно диверсифицировать. Туризм - это все-таки сезонная работа, к тому же в какой- то год он может быть на подъеме, а в какой-то - не очень. В целом туризм и ресторанно-гостиничная деятельность идут в очень плотной связке, поэтому мне уже давно хотелось открыть свое кафе, где туристов могли бы обслуживать в соответствии с моими представлениями о сервисе. Я много путешествую на собственном автомобиле и в западном, и в восточном направлении. Мне легко сравнивать придорожный сервис Беларуси и наших соседей. К сожалению, сравнение не в нашу пользу. А я патриот. Все хорошее, что вижу за границей, я хочу видеть и у себя на Родине. Хочу, чтобы наши зарубежные партнеры и туристы могли так же высоко оценить белорусский сервис и почерпнуть что-то для себя. Я не говорю сейчас про роскошные рестораны столицы - там все на уровне, но там и ценник соответствующий, который далеко не всем доступен. А вот если у меня получится удивить людей, которые еще на пути в столицу, значит, я не зря начал это дело. У меня много планов по развитию придорожного сервиса - лишь бы хватило моральных сил на их реализацию и на то, чтобы бороться с бюрократическими препонами. Если все получится, туристов будем кормить в своем кафе, организовывать для них развлекательные программы. У нас большой опыт по этой части, а главное - большое желание это делать.
И.М.: Нам часто приходится устраивать корпоративные праздники - и маленькие, и с большим числом гостей. И к сожалению, непросто найти кафе или договориться с туристической базой, чтобы там накрыли стол по-хозяйски - чисто, вкусно и по доступной цене. И если хочешь, чтобы все было на уровне, ты должен присутствовать на мероприятии и контролировать все, вплоть до салфеток, чтобы потом не было стыдно перед клиентами. Мы делаем работу, которую не должны делать. Во многих наших заведениях общепита качество сервиса, посуды, собственно кухни оставляет желать лучшего. Особенно остро реагируют на это иностранные туристы, которые привыкли к другому уровню. Поэтому, когда Виктор Юрьевич на семейном совете сообщил свое окончательное решение об организации точки общепита, мне ничего не оставалось как поддержать его. Скажу честно, это было не только «волнительно, беспокойно, страшно», но и - как все новое - безумно интересно. А если тебе интересно то, что ты делаешь, то людям будет интересно с тобой.
- И какой на деле оказалась поддержка государства, которую обещали тем, кто решил развивать придорожный сервис?
В.П.: Когда приобретал предприятие придорожного сервиса, у меня и в мыслях не было, что при такой поддержке государства и президента (Указ №270 от 15.05.2008 г.) мы столкнемся с такой непробиваемой бюрократической стеной.
За 18 лет работы компании «Поде- вюс» мы никогда ничего не просили, нам никто не дал ни копейки. Поэтому и сейчас мы рассчитываем только на свои силы - лишь бы нам не мешали. И я искренне не понимаю: если государство протягивает руку какой-то сфере, почему чиновники все равно ставят ей подножки? Я не вижу смысла браться за какое-то дело, если нет возможности подойти к нему основательно. Но пока нам дают разрешение на строительство на месте прежнего кафе только временного здания. А что такое временное здание? На месте прежнего вагончика поставить новый? О каком уровне придорожного сервиса в Беларуси тогда говорить? Я хотел бы построить здание, которое простояло бы не один десяток лет. Капитальное здание подразумевает и все коммуникации, и газовое отопление. У нас в проекте кухня 90 кв.м - как ее можно сделать временной?
И.М.: Проект нам делали знакомые архитекторы из Эстонии. Здание с мельницей, с открытыми террасами. На первом и втором этажах два уютных зала, каждый с независимой эстрадой, два банкетных зала с панорамными окнами - для приватных бесед и для переговоров. Прежний владелец кафе год ходил по разным инстанциям, пытаясь восстановить объект придорожного сервиса, и в конце концов сдался, продал фирму. Нам он сказал: «Я желаю, чтобы у вас хватило сил». Даже не материальных - моральных.
В.П.: Сразу мы получили только эскиз, где учитывались все мои пожелания, сейчас проект практически готов, закончены геодезические исследования. Если в итоге нам все-таки не дадут разрешение на строительство капитального здания, будет потеряно столько сил и средств! А главное - вера в то, что в нашей стране можно чего-то достичь. Даже если само государство является инициатором этой идеи. Но отдельные чиновники, прикрываясь различными ведомственными постановлениями или, может быть, устаревшими указами, боятся или же не хотят поддержать инициативу и помочь инвестору узаконить его дело, чтобы он был не на птичьих правах, а с гарантиями какого-то будущего.
Мне кажется, здесь и кроется ответ на ваш вопрос, почему бизнесмены не слишком горят желанием вкладывать деньги в придорожный сервис. На то он и бизнесмен, чтобы считать деньги и вкладывать их в долгосрочные проекты, а не в борьбу с «ветряными мельницами». Но я верю, что здравый смысл победит.
- А почему вы не можете получить такое разрешение?
В.П.: В Указе президента №270 от 15.05.2008 года под объектами придорожного сервиса понимаются как раз капитальные строения, расположенные на придорожной полосе и предназначенные для обслуживания участников дорожного движения. И это правильно. Во всей Европе придорожный сервис для удобства участников дорожного движения размещается как можно ближе к дорожному полотну. Иначе это уже не придорожный сервис. Это я знаю не понаслышке. Мне приходится, как я уже говорил, часто ездить по европейским дорогам, и я останавливаюсь в том кафе (или гостинице), которое вижу вживую с дороги, а не ищу по дорожным указателям.
Прежде чем заняться придорожным сервисом, я долго изучал эту сферу деятельности. И из опыта уже действующих кафе знаю: если оно удалено от проезжей части, то становится намного менее рентабельным и теряет статус придорожного. Мне кажется, прежде чем издать Указ №270, специалисты тоже изучили эту проблему и пришли к правильному выводу: размещать придорожный сервис надо на придорожной полосе, а не в лесном массиве или где-то в поле. Но, как оказалось, в 50 метрах от дорожного полотна строительство капитальных зданий запрещено - на случай, если дорогу в перспективе нужно будет расширять. На этой территории можно строить только временное здание. Разрешение на него дается на 10 лет, потом опять нужно его согласовывать. И не важно, что дорогу может понадобиться расширить лет через 30, если вообще понадобится. Так что, по сути, те придорожные объекты в Беларуси, которые действительно работают при дороге, временные и существуют на птичьих правах. В случае необходимости государство может просто их снести. Капитальные здания можно строить, отступив от шоссе на 50 метров, но в нашем случае в 50 метрах от шоссе начинается лес, а земли Гослесфонда, по объяснениям представителей лесного хозяйства, отпускаются только с личного разрешения президента. В итоге я сейчас хожу по замкнутому кругу: дорожники - райисполком - лесники.
Складывается впечатление, что наши чиновники боятся принимать решения. Хотя справедливости ради хотелось бы отметить, что районные власти всячески пытаются мне помочь. Но пока безрезультатно. Мне даже пришлось рассказать о своей ситуации журналистам. В итоге после статьи лесники уничтожили зону отдыха, которая находилась в лесу еще при прежнем хозяине. Беседки разобрали и сожгли, детские качели сломали и увезли. Деревянный туалет сожгли тоже, «чтобы люди не останавливались и не мусорили». Через 1,5 километра на этой же дороге, на территории другого лесничества, уже в Воложинском районе, лесники сами сделали аналогичную зону отдыха, и никому она не мешает. Эти беседки тут столько лет стояли - а после выхода статьи в газете «СБ» вдруг оказалось, что я эту территорию экспроприировал.
Между тем для придорожного сервиса это очень хорошее место. Рядом бьет криница, и проезжающие здесь люди десятилетиями у нее останавливаются, чтобы набрать воды. А вот в туалет теперь сходить - только в лес.
- А второе кафе сейчас работает?
В.П.: Работает. Честно признаться, когда я увидел его впервые, у меня возникло желание просто снести его и построить новое. Прежний хозяин изначально больше развивал то кафе, с правой стороны дороги, от которого теперь ничего не осталось, а этому внимания уделял меньше. Это временное здание: железнодорожный вагончик с пристройками. Правда, большой плюс - там работают хорошие повара. Я периодически проверяю кухню и постоянно интересуюсь мнением посетителей.
И.М.: Сейчас мы реновируем сохранившееся кафе. Меняем все, начиная от электрики, канализации, водоснабжения и заканчивая посудой, мебелью и внесением элементов декора. И, честно сказать, каждое нововведение лично мне доставляет большое удовольствие. Может, потому, что результат этой работы (пока не получение дохода) виден сразу. Это как у хозяйки, которая делает генеральную уборку - переставляет, вычищает, моет, - а потом, уставшая, но удовлетворенная, видит итог.
Уже успели отметить там 18-летие турфирмы. Волновались, как перед экзаменом, но, к счастью, сотрудники были приятно удивлены и благодарны.
На наш взгляд, кухню нужно предлагать как европейскую, так и белорусскую. Если человеку нужно выпить чашку хорошего кофе, нужно дать ему такую возможность. А если ему хочется местной экзотики, он может попробовать лечебный чай, настоянный на белорусских травах. Чем больше у гостя выбор, тем лучше.
В.П.: Основной упор все-таки хочется сделать на белорусскую кухню. Традиционные блюда - это часть культуры страны, и всегда интересно их пробовать, если ты в поездке. Очень хочется приятно удивлять людей, которые еще только находятся на пути в столицу. Опять-таки, придорожный сервис - это не такая сезонная работа, как туризм. Отдыхать у нас в основном едут летом, а кушать люди хотят независимо от времени года.
И.М.: По большому счету, мы уже достигли того уровня, когда можно было бы успокоиться и просто жить размеренной жизнью. Если раньше я не могла представить, как можно уехать вдвоем в отпуск и оставить работу, то теперь все налажено, и в любой момент можно упаковать чемоданы и уехать хоть на две недели. Но, наверное, у нас с Виктором у обоих в характере есть «буравчик» - что-то, что не дает останавливаться. Хочется идти вперед, развиваться, чтобы оставить что-то после себя. Но, учитывая наш возраст, хочется все это делать уже с удовольствием. Знаете, как у Сенеки: «Делайте все с увлечением, это страшно украшает жизнь!»
Беседовала Ирина ШПАКОВСКАЯ
Если в итоге нам все-таки не дадут разрешение на строительство капитального здания, будет потеряно столько сил и средств! А главное - вера в то, что в нашей стране можно чего-то достичь.