Работа за рубежом - тема нынче модная. Студенты пачками уезжают на лето по программам международного обмена и познают радости капиталистического труда с самых, что называется, низов: кто заправщиком на бензоколонке, кто официантом в кафе. В туризме нашим светит в лучшем случае работа на рецепции где-нибудь в Англии или Америке, в худшем - транс- ферменом с утра до ночи в Турции или Египте.
Поэтому когда я узнала, что моя знакомая, Татьяна Козлова, четыре года отработала на Мальдивах, я вцепилась в нее мертвой хваткой. Во-первых - Мальдивы. Кусочек рая на Земле. Во-вторых - работа в отеле такого уровня, который нашему белорусскому гостиничному бизнесу пока только снится, - в роскошной цепочке «One&Only»! Ну и, наконец, выбиться даже в мидл-менеджмент в гостинице такого ранга - это совершить почти невозможное. Но она это сделала, пройдя путь от менеджера рецепции SPA до позиции sales executive!
- Татьяна, у тебя за плечами опыт многочисленных собеседований на вакансии в другие, не менее пафосные гостиницы - «Four Seasons», «Ritz Carlton»... Какие обычно задают вопросы?
- Во-первых, слушают, насколько у тебя хороший английский и как ты формулируешь свои мысли. Но первый вопрос, который задают именно на Мальдивах: «Вы понимаете, ЧТО такое Мальдивы? Это замкнутое пространство, остров. Вы не можете никуда уйти (а все контракты 2-3-годичные). Готовы ли вы на 2 года забыть про дискотеки, шопинги, бары, клубы?..» Мне было проще, потому что я до этого 7 месяцев работала на корабле - тоже замкнутое пространство. С корабля людей берут легко. Потому что если ты прошел корабль, ты сможешь выжить в любых условиях.
Спрашивают: как вы удивляете своего клиента? Тут нужны конкретные примеры. У меня их очень много. Например, как-то у нас отдыхала известная ведущая канала ОРТ. Ей очень понравились горелки, которые мы ставим в комнатах, туда добавляются масла, и пахнет вкусно. Я нашла ее дворецкого, узнала, что за масло используют в ее комнате, и попросила сделать ей в подарок упаковочку. Через полгода она приезжает снова. Я, запомнив ее вкус, приготовила то же масло к ее приезду. Она была в восторге!
Чем больше таких историй ты рассказываешь, тем лучше работодатель понимает, что человек имеет понятие, что такое сфера обслуживания и как работать с клиентом. Ведь в моем случае 70% клиентов в отеле - знаменитости: всемирно известные политики, режиссеры, актеры, писатели, модельеры, топ- модели, президенты стран.
- Что спрашивали, например, в «Ritz Carlton»?
- У «Rits Carlton» сложная система. 5 интервью, в том числе психологический тест. Причем они могут говорить с тобой на одну тему, а потом невпопад задать вопрос: а считаешь ли ты себя честным человеком?
- Итак, первая работа на Мальдивах - в отеле «Kurumba». На какой позиции?
- Guest relation. Обычная позиция для русскоговорящего персонала. Хостесс в ресторане, официант, сотрудник рецепции, guest relations. Никто не берет русскоговорящего на менеджерские позиции - это уникальные случаи. Guest relations встречает гостей по прилету, помогает делать регистрацию на рецепции. Русские гости любят, когда с ними говорят по-русски. На этой позиции у меня была зарплата $400. Плюс питание, проживание и один выходной в неделю.
- А в «One & Only» ты приехала на работу в SPA. Другая должность, другие обязанности.
- Изначально я подавала документы на guest relation, но меня взяли на позицию выше уровнем - менеджером на рецепцию в SPA, пять человек в подчинении. Я их обучала, кроме того, курировала всех русских клиентов в SPA и всех вип-клиентов. Зарплата - $800 долларов плюс ежемесячный service charge (он включается клиенту в счет и делится на всех работников SPA) - от $300 в самый плохой месяц до $400-600. Самый большой service charge, который я получила за все время работы, - $900. И чаевые, конечно. Они идут отдельно и зависят только от твоей работы.
- Как тебя вводили в систему?
- «One&Only» - это действительно система. Любой сотрудник сначала проходит вводный курс: в течение недели тебе рассказывают, что такое «One&Only», знакомят с топ-менеджерами всей цепочки. Ты должен знать в лицо всех генеральных директоров всех отелей. Один день полностью отводится на знакомство с отелем. А когда ты уже приходишь в свой департамент, тебе составляют отдельную программу обучения.
- Каковы стандарты отеля?
- Их очень много! Во-первых, стандарты самого отеля, затем в каждом отделе свои стандарты. Например, по стандартам SPA мы обязаны задать клиенту несколько обязательных вопросов: какой вид массажа он хочет, какой силы (сильный, слабый), какого массажиста - мальчика или девочку (для многих клиентов это принципиально), есть ли какие-нибудь противопоказания по массажу. Нужно также непременно предупредить клиента, что он должен прийти в SPA за 45 минут, чтобы воспользоваться нашими дополнительными услугами, и предупредить, что отменить массаж можно за 12 часов. В конце разговора нужно резюмировать: итак, мистер Смит, вы заказали такие-то процедуры 5 августа в 10 утра, ваша массажист девушка, и прочее. Это ты должен обязательно проговорить клиенту. По стандарту необходимо в течение разговора упомянуть имя клиента минимум три раза. Кроме того, так как отель входит в цепочку «The leading hotels of the world», нужно было знать их стандарты. Плюс есть еще стандарты «Richey» - очень авторитетной организации, занимающейся инспекцией отелей. Инспекторы «Richey» - это люди, которые сами работали на высоких позициях в отельном бизнесе, например на позиции генерального директора в каком-нибудь высококлассном отеле. У них очень жесткий контроль. Инспекторы всегда приезжают инкогнито, под видом гостей.
- Расскажи про свой опыт такой проверки.
- Инспектор забронировал SPА по телефону и пришел в 10 утра - фактически опоздал на массаж, хотя мы всегда предупреждаем, что приходить нужно заранее. Но это тоже может входить в проверку - как ты действуешь в такой ситуации. Опять-таки, у нас есть стандарт встречи гостей. Мы им предлагаем чай, влажную салфетку, заполняем регистрационную карту, переобуваем, даем ключ, сопровождаем в раздевалку, открываем шкафчик, рассказываем, что есть в раздевалке, где сауна и прочее.
Сижу на рецепции, льет страшный дождь. Подъезжает велосипедист, и что-то в этот момент внутри меня кликает: это он! Я быстро нахожу его имя в системе, подбегаю к двери, открываю ее: «Good morning, Mister Smith!» Он был поражен, не ожидал такого приема. Причем он не был единственным клиентом в тот момент. Кстати, он приехал без зонтика, сиденье велосипеда промокло, и мы его высушили феном. После проверки инспектор обычно идет к генеральному директору с отчетом, а потом они вместе ходят по отделам и расставляют оценки. Когда он пришел к нам, то сказал: ребята, вы меня просто поразили!
- Много ли стажировок проходит в «One&Only»?
- К нам постоянно приезжают студенты-практиканты из школы гостиничного бизнеса в Лозанне. В нашем отеле им платили зарплату (около $400); но, например, в «Four Seasons» денег за стажировку не платят - студенты полгода работают бесплатно. Так сказать, отрабатывают еду, жилье и опыт, который получают. Студенты приезжают с гонором - «я тут на менеджера учусь!», для многих это уже второе высшее образование. Их очень быстро «опускают на землю», объясняют: ребята, чтобы стать, например, менеджером ресторана, вы сначала должны научиться креветки чистить. У нас был парень 26 лет из Австралии: он поднялся от уборщика до front office менеджера! В 2б лет! Прошел все ступеньки! И благодаря этому прекрасно понимал нужды людей, c которыми работал.
- Какая система наказаний и поощрений применяется в отеле?
- Три выговора - и вместе с четвертым теряешь работу. Это крайние меры, конечно. Вообще, мне кажется, люди, которые работают в сфере обслуживания, буквально живут этим. Если ты не болеешь тем, чем занимаешься, тебе нечего делать в сфере обслуживания. Рабочий день нормированный. Overtime оплачивается только на низких позициях, менеджерские позиции не оплачиваются. Как работники SPA мы имели право на один массаж раз в месяц, и можно было ходить к парикмахеру. Для других работников отеля SPA предоставлял скидку в 50%. Отпуск - раз в год 30 дней. Если отработал год, компания оплачивает билет домой в обе стороны. На позиции супервайзера к этим 30 дням отпуска добавлялись еще 6 дней, которые можно было использовать, отработав полгода. На позиции менеджера - два раза по 6 дней через 4 месяца работы.
- В больших корпорациях всегда особое внимание отводится корпоративному духу. Как обстояли с этим дела в «One&Only»?
- Каждый год отель широко празднует свой день рождения. Это всегда огромное событие, масштабное мероприятие, чуть ли не с фейерверком. Накрываются столы на весь обслуживающий персонал 800-850 человек, организовывается праздничная программа, выбирается лучший сотрудник года по отделам, лучший отдел года. Наш SPA-департамент два раза становился лучшим отделом. Когда мы победили, нам организовали барбекю на необитаемом острове. Лучшим сотрудникам дают денежные призы, менеджеров могут премировать поездкой в другой отель: в «One&Only» в Дубаи или на Маврикии или к «конкурентам» в «Four Seasons» здесь же, на Мальдивах. Личные дни рождения мы всегда праздновали на уровне отдела. Еще у нас были свои, так сказать, слоганы, призванные сплотить нас ради единых целей, например: «Вместе мы достигнем большего!» (Together we will achieve more!) или «Good ENOUGH never is!» - «Довольно хорошо - это не есть хорошо».
- Сколько персонала работает в отеле?
- 800 человек. Отель рассчитан примерно на 400 человек - 130 номеров. Получается, на одного гостя 2 человека персонала. У нас была своя staff-территория. Свой тренажерный зал, компьютерный клуб (wi-fi по всему острову бесплатный), бар с очень дешевым спиртным, бильярд, свой staff-пляж.
- Как тебе удалось перейти с уровня «менеджер рецепции SPA» на уровень sales-marketing department?
- У меня закончился контракт, и я собиралась уезжать. Знала, что в SPA оставаться не буду, хотя мне очень нравилась моя работа. Но было ощущение, что большего на этой позиции я уже не достигну и ничему больше не научусь. Генеральный директор вызвал меня к себе и сказал: мы хотим, чтобы ты осталась в отеле. И предложил попробовать себя в sales. Точнее, сначала в PR. Меня это немного испугало. PR-менеджер у нас всегда был один и делал все. Когда ты не носитель языка, это довольно сложно. Генеральный как раз собирался в Москву в sales trip - встречаться со всеми туроператорами. Когда я узнала об этом, то пришла к нему и сказала: хочу поехать с вами и помогать - вам в любом случае нужно, чтобы рядом был русскоговорящий человек. Билет оплачу сама.
Мы приехали в Москву, встретились со всеми крупными туроператорами, которые нас продают. Из москвичей больше всего наш отель продают «Люкс-тур» и «Содис», также довольно большой объем продаж у «Мальдивианы».
Эта поездка была переломным моментом. После этого меня взяли в sales department на позицию sales executive, это middle-менеджмент среднее звено. Понятно, что я должна была еще многому научиться. Когда меня вот так, без опыта, взяли, на свой страх и риск, - естественно, я не должна была упасть в грязь лицом. Приходилось работать больше, чем остальные. Меня учили делать анализ рынка по разным позициям, по странам, национальностям. Это бумажная работа, в которую я вникала. Также у меня было много работы с особыми клиентами - телевизионщиками, журналистами из известных изданий. В общем, PR меня таки коснулся.
Беседовала Елена ЦВЕТКОВА