Евгений МАСУРНОВСКИЙ
Прошедший 2010 год был не самым простым для белорусской туристической отрасли. В какие-то моменты ее представителям могло показаться, что мировой экономический кризис позади, ситуация выправляется, клиент есть, он хочет, может, покупает. Но бывало и наоборот, когда казалось, что все снова катится вниз, и вообще продажи туров не поддаются какой-либо логике. Турфирмы зачастую говорили, что в один день телефоны менеджеров буквально разрывались, а на завтра была необъяснимая тишина. И когда эта тишина затягивалась, начинали «подгорать» уже не путевки, а нервы директоров. Потому что как-то уж очень неровно все было.
Что же происходит с белорусским туризмом, куда он будет двигаться в этом году и можно ли что-либо спрогнозировать? Давайте попробуем разобраться. Конечно же, с упором на технологии, которые, начиная с предстоящего сезона, скорее всего, начнут играть первую скрипку.
До технологий и интернета хотелось бы отметить вот что - связывать состояние нашего туризма и уровня продаж с мировым кризисом больше явно не приходится. Да, в какой- то момент белорусы действительно снизили активность по покупке отдыха именно потому, что были напуганы глобальными проблемами и немного попридержали сбережения, так как сложно было расставить приоритеты в расходах. Но если это и было, то где- то на стыке 2008-2009, а все, что было в последующем, не имеет к общемировому кризису практически никакого отношения - просто потому, что наша страна выключена из большинства глобальных финансовых процессов, и уж если на отечественный туризм и влияет экономический кризис, то только наш собственный. К слову, прогрессирующий.
На мой взгляд, относительный успех сезона 2008 года, о котором так часто вспоминают, обусловлен одной простой вещью - тогда люди поверили, что все хорошо. К этому моменту в стране начали раздуваться зарплаты, и какой-то части населения вдруг показалось, что они, наконец, могут себе позволить отдохнуть за рубежом. И клиент, что называется, «попёр». Холодный душ в первых числах января 2009-го остудил людей и задал тон всему последующему сезону.
Наступило время, когда «мы вообще не понимаем, что происходит», признаются руководители турфирм. И им действительно непонятно, где рекламироваться, кто их клиент, какие цены и направления предлагать. Турист пошел «разношерстный», не поддающийся классификации, и абсолютно неясно, чем его завлекать.
Все дело в том, что параллельно с процессом падения платежеспособности населения идет и другой, несомненно, важный для осознания процесс - те туристы, которые находят средства оставаться таковыми, от поездки к поездке учатся и становятся все более опытными.
Два этих явления в связке говорят о том, что потенциала выездного туризма в Беларуси уже нет, количество туристов будет либо держаться на уже достигнутом уровне, либо снижаться. Следовательно, турфирмам придется (уже приходится) делить между собой одних и тех же клиентов. А те, как уже отмечалось, «опытные». И социально активные. И, побывав «там», живут в русле мировых тенденций. И интернет у них есть. Постепенно эти туристы трансформируются - из тех, кто не мог обойтись без турагента, в тех, кому он если и нужен, то только очень квалифицированный. А лучше отчасти «виртуальный» - чтобы помог забронировать отель и билет. Или продал привычный «пакет», но тоже через интернет.
К этому, собственно, и клоню. Мировая практика показывает, что число самостоятельных путешественников неуклонно растет. Растет онлайн-бронирование всего и вся - отелей, авиабилетов, экскурсий. И трансформация белорусского туризма от продаж в офисе к продажам через веб неизбежна. Стремясь найти наиболее выгодные предложения, современные путешественники активно погружаются в онлайн, формируя новый тренд на туристическом рынке. Появилась возможность выбрать новые маршруты, авиакомпании, гостиницы, которые рекомендуют в Паутине бывалые туристы. И количество таких отдыхающих, которых когда-то называли «индивидуалами», в дальнейшем будет неуклонно расти, становясь нормой.
Поэтому игнорировать интернет представителям белорусского туризма больше не удастся - именно он в ближайшей перспективе сможет дать преимущество одним и погубить других. Потому что технология созрела, ее потребители - тоже. В условиях продолжающегося кризиса направление онлайн-продаж получило отличный толчок к развитию, когда, с одной стороны, широкополосный интернет стал доступен по всей стране, а с другой - сокращение доходов заставило путешественников внимательнее отнестись к тратам на отдых.
И если еще вчера технологическое преимущество действительно не могло дать агенту или оператору весомого превосходства на рынке, так как привыкший к выбору туров по каталогам и оплате в офисе потребитель не был готов, то его готовность к покупкам через интернет сегодня - свершившийся факт.
В интернете сейчас доступна вся информация: цены, расписания авиарейсов, детали перелета, карты, фото гостиниц и отзывы о них - все это позволяет спланировать путешествие в удобное время в удобном месте.
Прошло и время, когда многие не доверяли электронным платежам, считая их ненадежными: уже сегодня белорусские эквайринговые компании, принимающие электронные платежи, фиксируют ежемесячный рост, в свою очередь гарантируя клиентам защиту. А доступность из дома 24 часа в сутки делает сервисы бронирования и онлайн-платежей удобными и экономными.
Сеть окончательно проникла во все сферы жизни активного человека, а растущее количество качественных зарубежных онлайн- сервисов значительно упрощает организацию как туристических, так и деловых поездок. Даже мировые сервисы бронирования отелей косвенно уже обратили внимание на Беларусь, введя показ цен на гостиницы в нашей родной валюте - BYR.
«Наши» просто не могут не предложить адекватного ответа - иначе количество обслуживаемых туристов и прибыль будут сокращаться все стремительнее. Ведь новых клиентов брать практически негде, а старые, того и гляди, улизнут на глобальные системы бронирования. Или к тем, кто предложит все полноценные онлайн-услуги первым. Не исключено, что это будут абсолютно новые бренды.
Хочется добавить, что количество агентств, несмотря на возможный всплеск в связи с отменой лицензий, очень скоро начнет уменьшаться. Хотя бы потому, что они не смогут обеспечить покупателю требуемый уровень технологий и качества услуг. Развитие агентского бизнеса в целом будет обуславливаться новыми требованиями, предъявляемыми современными путешественниками.
В ближайшие два-три года все удержавшиеся на рынке агенты будут входить во франчайзинговые сети какого-либо оператора, обеспечивающего стандарты обслуживания и обладающего программным обеспечением. Операторы же, в свою очередь, вынуждены будут становиться все более многопрофильными. Иначе их аффилиатам придется продавать чужой продукт, так как, помимо всего прочего, турист «нового поколения» требует еще и ассортимент.
То, что перемены назрели, мы увидим уже в этом сезоне. И если бы они шли плавно, то их можно было бы даже не заметить. Но возросшая с подачи интернета и других видов связи скорость распространения информации ведет к тому, что трансформации в обществе и различных отраслях бизнеса зачастую происходят весьма бурно и внезапно. Для нас же, несмотря на пожелание древних китайцев «не дай вам Бог жить в эпоху перемен», другого выхода просто нет. Те, кто не готов или не успевает изменяться, - остаются не у дел.