Надежда СУСЛОВА, фото автора
Поздравьте меня - я наконец-то вышла замуж! Не случайно говорят, что в рождественские дни происходят настоящие чудеса; вот и мне, видать, «пашчасцша». Мое замужество - как раз из числа наиболее приятных подарков судьбы. Суженого- ряженого зовут простенько, но мило - Терешкой. Мне лично это непритязательное имя очень нравится. Но - обо всем по порядку.
…Поздним вечером 7 января, аккурат в Рождество, небольшая компания, состоящая из представителей БОО «Отдых в деревне», экспертов по этнографии и национальной кухне и прессы, отправилась на Лепельщи- ну, чтобы принять участие в замечательном народном обряде «Женитьба Терешки». Перенестись «у авую дауншу» нам предстоит всего лишь в 150 километрах от Минска.
Синоптики предупреждали, что будут снег и метель, поэтому мы все с тревогой всматриваемся в дорогу - она скользкая и явно небезопасная. Зато до чего же красиво! Давненько природа не баловала нас такими обильными снегопадами. Все деревья, стоящие на обочине, словно из сказки - укутаны белым плотным покрывалом.
В деревню Оношки на Коляды нас пригласила Ольга Маханенко - хозяйка агроусадьбы «Приозерная», координатор зеленого маршрута «Край желтых кувшинок и седых валунов», энтузиастка и главная вдохновительница большинства фольклорных «действ».
Мы ориентируемся на скопление машин возле калитки и ярко освещенные окна. А вот и сама хозяйка, одетая в национальный костюм, встречает гостей у порога. Проходим в просторную «залу», где уже все готово к проведению праздника: стены убраны настоящими раритетами - рушниками, скатерками, салфетками, вышитыми руками матерей и бабушек наших гостеприимных хозяев. В хате тепло - печка пышет жаром. Из соседней деревни Сталюги приехала старейшая жительница - Софья Петровна Кузьмич, которая утверждает, что во время обрядов сама молодеет душой. Вот и сейчас под гармошку она поет веселые частушки, подходящие к случаю. Кстати, слегка скабрезные припевки, как говорят местные жители, дозволялось и сейчас дозволяется петь только пожилым женщинам - в их исполнении они выглядят забавно, а не пошло. Все гости собрались, и можно, наконец, приступать к проведению обряда. Ольга Маханенко командует, и все мы становимся в круг, изображая солнце.
Славим Ярило
Такое начало древнего праздника неслучайно. Учитывая, что славянские народы всю свою жизнь связывали с землей-матушкой, которая их кормила, первые календари были ориентированы на природные ритмы и циклы. Главным ориентиром и божеством считалось Солнце, поэтому в году отмечалось четыре основных праздника - летнее и зимнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие. Весенний праздник назывался Ярило, летний - Семия- рило, осенний - Святовит, а зимний, который отмечался в декабре, - Коляды. Затем добавились праздники, знаменующие смену пор года, - Масленица, Богач и другие. Официальная религия активно боролась против народных традиций и празднеств, связанных с язычеством, но народ держался стойко - и упорно отмечал и Коляды, и Новый год по новому и старому стилю, и Крещение, и Рождество, и Масленицу.
Одним из самых ярких и красивых народных праздников считались Коляды. Им предшествовал пост, который начинался 28 ноября (по старому стилю 11 - декабря). Пост не был строгим, дозволялось употреблять в пищу рыбу, причем бедняки ели, как правило, сельдь, а люди побогаче - осетрину и другую «благородную» рыбу. В Поозерье, в том числе и на Лепельщине, обычной постной едой считалась солодуха - заваренная кипятком ржаная мука. Она несколько дней заквашивалась, а затем ее разливали по мискам и ели как первое блюдо. Заедали солодуху толокном. Для приготовления толокна брали зерно - рожь, просо, ячмень, овес, растирали и заваривали кипятком. Полученную густую массу клали на некоторое время между камнями. От получившейся лепешки можно было отламывать куски и есть как хлеб. На Сочельник готовили постную кашу - кутью. На Рождество под скатерть клали сено и ставили нечетное количество блюд: чем больше, тем лучше. Среди них в обязательном порядке присутствовали блины - символ Солнца, взвар - компот из сухофруктов, кисель, ушки из пресного теста, хлеб, щи или борщ. В гости ждали не только знакомых и родственников, но и души умерших предков, поэтому на порог клали первый блин и кусочек кутьи. После того как все наедались, начиналось колядование. Народ переодевался в маски и ходил по домам, пел колядки и собирал угощение. Эта веселая традиция существовала и в языческие, и в христианские времена. После Рождества садились за стол, уставленный скоромными блюдами. Лакомились «богатой» кутьей с мясом, холодцом, колбасами…
Фоторепортаж смотрите на нашем сайте tio.by
Замуж за Терешку
Коляды в Беларуси сопровождались различными веселыми играми и обрядами. «Женитьба Терешки» как раз из их числа. Этнографы и ученые, изучая нравы и традиции древних белорусов, пришли к выводу, что на этих территориях существовал эротический культ Терешки - символа мужского достоинства и силы. Ему поклонялись молодые супружеские пары еще во времена Полоцкого княжества, и с помощью этого персонажа девочек переводили в разряд девушек. В долгие рождественские вечера молодежь собиралась на посиделки - «вячоркЬ, которые заменяли тогда нынешние дискотеки.
…Сегодня в Оношках у нас все как тогда, а вместо гитар и саксофонов - волынка, гармошка и хоровое пение. Хозяева подчеркивают, что это не художественная самодеятельность. Местные жительницы поют и пляшут так, как пели и плясали их бабушки и прабабушки, они - живые носители уходящих традиций деревенской культуры. Отрадно, что на Лепельщине есть кому передать бесценные нематериальные артефакты - ими сегодня очень интересуется молодежь.
Для правильного проведения обряда нужно выбрать «мать» и «отца», благословляющих на «брак». Нашей общей «матерью» становится Валентина Ивановна, которая вырастила 9 детей, имеет 7 внуков, поэтому вполне достойна «женить», а «отцом» - ее муж. Мы все разбиваемся на пары и по очереди подходим к «родителям», которые, припевая, разрешают нам «жениться». К примеру, «мама» произносит такие слова:
– Цярэшка, Цярэшачка,
Цераз бор дарожачка,
Бітая, таптаная,
Я ў мамкі каханая,
Тры гады кахалася
І Цярэшкі дачакалася.
Цярэшку жаніць, жаніць,
Галоўка баліць, баліць…
Затем нужно потанцевать друг с другом и с «родителями», пригубить «чарочку». Когда все парочки связали себя узами брака, начинаются игры и испытания, которые носят ярко выраженный эротический характер. К примеру, посередине «залы» ставится длинная скамейка. «Молодые» садятся спиной друг к другу. Затем по команде нужно повернуться и поцеловаться. Главная «фишка» - повернуться одновременно и в нужную сторону. Для «женихов» приготовлено и более серьезное испытание, которое называется «сорвать вишенку». Суть в следующем: «невеста» взбирается повыше - на стул или скамью. Рядом становятся помощники «жениха», подставляющие руки. «Молодой» должен разбежаться, вспрыгнуть на подставленные руки и поцеловать свою суженую. Все это очень забавно, потому что некоторые «женихи» весьма увесисты, и бедным помощникам приходится нелегко.
Дискотека по-лепельски
После организуются танцы, но не простые, а свадебные. К примеру, все «невесты» становятся с одной стороны, а все «женихи» - напротив. Мужчины по очереди поют: «Ты ж мая ба- булечка, а я твой дзядулечка.» В этот момент «молодая» старается улизнуть от объятий «мужа», а он ее догоняет. Затем поют «невесты», что-то вроде:
– Ты жа мой дзядулечка,
я твая бабулечка,
А як жа мне дзядульку злавіць?
Хаця ж я і павалюся,
Але ж за дзядулькай паганюся.
Женихи при этом тоже убегают. В толпе образуется «броуновское движение», шутливая толчея, и это очень весело. Еще веселее, когда обнаруживается, что одному представителю сильной половины человечества не хватило пары. Его называют бобылем, дают в руки посох, заставляют встать в круг и исполнить сольный танец. Все остальные парами танцуют под волынку. Когда музыкант перестает играть, «невесты» идут по кругу, касаясь рук «женихов». Музыка звучит снова - «жених» старается схватить ту «невесту», которая коснулась его последней.
В нашем случае девушек не хватает, поэтому начинается настоящее сражение за прекрасных дам. Да. Такого бешеного успеха у меня давненько не было!
За многие столетия существования обряда он постоянно пополнялся новыми развлечениями и играми. Поэтому мы танцуем до упаду падеспань, краковяк, польку и другие танцы. Впрочем, неплохо было бы и поужинать. Наша «свадьба», как и положено, заканчивается веселым пирком. На столе быстро появляются деревенские «прысмага» - квашеная капуста и соленые огурчики, блинчики, домашняя колбаса, студень, грибочки, солянка, котлеты. Трапеза сопровождается прибаутками, шутками и припевками. К примеру, принято звать Мороза. Его завлекают и приглашают принять участие в застолье: «Што самi ядзiм, таго i табе дадзiм!» Хорошо, что есть перерывы на песни. С удовольствием слушаем и поем «Дробна драбнща», «Дзе ж я хадзта», «Ружа», «Маруся», «Овы конь».
В далекие времена подобная «свадьба» затягивалась на пару дней. Очень поздно, и нам пора уезжать. Хозяева уже поют: «Чарка на посошок, на пороге кожушок». Прощаемся и желаем, чтобы замечательный обряд «Женитьба Терешки» поскорее был внесен в Список нематериальных ценностей ЮНЕСКО и привлекал на Лепельщину как можно больше туристов, как отечественных, так и иностранных.