https://www.traditionrolex.com/8
<p>Поздравьте меня - я наконец-то вышла замуж! Не случайно говорят, что в рождествен­ские дни происходят настоящие чудеса; вот и мне, видать, «пашчасцша». Мое замужество - как раз из чис­ла наиболее приятных подарков судьбы. Суженого- ряженого зовут простенько, но мило - Терешкой. Мне лично это непритязатель­ное имя очень нравится. Но - обо всем по порядку.</p>

Надежда СУСЛОВА, фото автора

Поздравьте меня - я наконец-то вышла замуж! Не случайно говорят, что в рождествен­ские дни происходят настоящие чудеса; вот и мне, видать, «пашчасцша». Мое замужество - как раз из чис­ла наиболее приятных подарков судьбы. Суженого- ряженого зовут простенько, но мило - Терешкой. Мне лично это непритязатель­ное имя очень нравится. Но - обо всем по порядку.

ter1

…Поздним вечером 7 января, ак­курат в Рождество, небольшая ком­пания, состоящая из представителей БОО «Отдых в деревне», экспертов по этнографии и национальной кухне и прессы, отправилась на Лепельщи- ну, чтобы принять участие в замеча­тельном народном обряде «Женить­ба Терешки». Перенестись «у авую дауншу» нам предстоит всего лишь в 150 километрах от Минска.

Синоптики предупреждали, что бу­дут снег и метель, поэтому мы все с тревогой всматриваемся в дорогу - она скользкая и явно небезопасная. Зато до чего же красиво! Давнень­ко природа не баловала нас такими обильными снегопадами. Все дере­вья, стоящие на обочине, словно из сказки - укутаны белым плотным по­крывалом.

В деревню Оношки на Коляды нас пригласила Ольга Маханенко - хо­зяйка агроусадьбы «Приозерная», координатор зеленого маршрута «Край желтых кувшинок и седых ва­лунов», энтузиастка и главная вдох­новительница большинства фоль­клорных «действ».

Мы ориентируемся на скопле­ние машин возле калитки и ярко ос­вещенные окна. А вот и сама хозяй­ка, одетая в национальный костюм, встречает гостей у порога. Проходим в просторную «залу», где уже все го­тово к проведению праздника: сте­ны убраны настоящими раритетами - рушниками, скатерками, салфетка­ми, вышитыми руками матерей и ба­бушек наших гостеприимных хозяев. В хате тепло - печка пышет жаром. Из соседней деревни Сталюги прие­хала старейшая жительница - Софья Петровна Кузьмич, которая утверж­дает, что во время обрядов сама мо­лодеет душой. Вот и сейчас под гар­мошку она поет веселые частушки, подходящие к случаю. Кстати, слег­ка скабрезные припевки, как гово­рят местные жители, дозволялось и сейчас дозволяется петь только по­жилым женщинам - в их исполне­нии они выглядят забавно, а не по­шло. Все гости собрались, и можно, наконец, приступать к проведению обряда. Ольга Маханенко командует, и все мы становимся в круг, изобра­жая солнце.

Славим Ярило

Такое начало древнего праздни­ка неслучайно. Учитывая, что славян­ские народы всю свою жизнь связы­вали с землей-матушкой, которая их кормила, первые календари были ориентированы на природные рит­мы и циклы. Главным ориентиром и божеством считалось Солнце, поэ­тому в году отмечалось четыре ос­новных праздника - летнее и зимнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие. Весенний праздник назывался Ярило, летний - Семия- рило, осенний - Святовит, а зимний, который отмечался в декабре, - Ко­ляды. Затем добавились праздни­ки, знаменующие смену пор года, - Масленица, Богач и другие. Офи­циальная религия активно боролась против народных традиций и празд­неств, связанных с язычеством, но народ держался стойко - и упорно отмечал и Коляды, и Новый год по новому и старому стилю, и Креще­ние, и Рождество, и Масленицу.

Одним из самых ярких и красивых народных праздников считались Ко­ляды. Им предшествовал пост, кото­рый начинался 28 ноября (по старо­му стилю 11 - декабря). Пост не был строгим, дозволялось употреблять в пищу рыбу, причем бедняки ели, как правило, сельдь, а люди побогаче - осетрину и другую «благородную» рыбу. В Поозерье, в том числе и на Лепельщине, обычной постной едой считалась солодуха - заваренная ки­пятком ржаная мука. Она несколько дней заквашивалась, а затем ее раз­ливали по мискам и ели как первое блюдо. Заедали солодуху толокном. Для приготовления толокна брали зерно - рожь, просо, ячмень, овес, растирали и заваривали кипятком. Полученную густую массу клали на некоторое время между камнями. От получившейся лепешки можно было отламывать куски и есть как хлеб. На Сочельник готовили постную кашу - кутью. На Рождество под скатерть клали сено и ставили нечетное ко­личество блюд: чем больше, тем луч­ше. Среди них в обязательном поряд­ке присутствовали блины - символ Солнца, взвар - компот из сухофрук­тов, кисель, ушки из пресного теста, хлеб, щи или борщ. В гости ждали не только знакомых и родственников, но и души умерших предков, поэто­му на порог клали первый блин и ку­сочек кутьи. После того как все на­едались, начиналось колядование. Народ переодевался в маски и хо­дил по домам, пел колядки и соби­рал угощение. Эта веселая традиция существовала и в языческие, и в хри­стианские времена. После Рожде­ства садились за стол, уставленный скоромными блюдами. Лакомились «богатой» кутьей с мясом, холодцом, колбасами…

ter2

Фоторепортаж смотрите на нашем сайте tio.by

Замуж за Терешку

Коляды в Беларуси сопровожда­лись различными веселыми игра­ми и обрядами. «Женитьба Терешки» как раз из их числа. Этнографы и уче­ные, изучая нравы и традиции древ­них белорусов, пришли к выводу, что на этих территориях существовал эротический культ Терешки - симво­ла мужского достоинства и силы. Ему поклонялись молодые супружеские пары еще во времена Полоцкого княжества, и с помощью этого персо­нажа девочек переводили в разряд девушек. В долгие рождественские вечера молодежь собиралась на по­сиделки - «вячоркЬ, которые заме­няли тогда нынешние дискотеки.

…Сегодня в Оношках у нас все как тогда, а вместо гитар и саксофонов - волынка, гармошка и хоровое пение. Хозяева подчеркивают, что это не ху­дожественная самодеятельность. Местные жительницы поют и пляшут так, как пели и плясали их бабушки и прабабушки, они - живые носите­ли уходящих традиций деревенской культуры. Отрадно, что на Лепельщи­не есть кому передать бесценные не­материальные артефакты - ими се­годня очень интересуется молодежь.

Для правильного проведения об­ряда нужно выбрать «мать» и «отца», благословляющих на «брак». Нашей общей «матерью» становится Вален­тина Ивановна, которая вырастила 9 детей, имеет 7 внуков, поэтому впол­не достойна «женить», а «отцом» - ее муж. Мы все разбиваемся на пары и по очереди подходим к «родителям», которые, припевая, разрешают нам «жениться». К примеру, «мама» про­износит такие слова:

– Цярэшка, Цярэшачка,

Цераз бор дарожачка,

Бітая, таптаная,

Я ў мамкі каханая,

Тры гады кахалася

І Цярэшкі дачакалася.

Цярэшку жаніць, жаніць,

Галоўка баліць, баліць…

Затем нужно потанцевать друг с другом и с «родителями», пригубить «чарочку». Когда все парочки связали себя узами брака, начинаются игры и испытания, которые носят ярко вы­раженный эротический характер. К примеру, посередине «залы» ставит­ся длинная скамейка. «Молодые» са­дятся спиной друг к другу. Затем по команде нужно повернуться и поце­ловаться. Главная «фишка» - повер­нуться одновременно и в нужную сторону. Для «женихов» приготовле­но и более серьезное испытание, ко­торое называется «сорвать вишен­ку». Суть в следующем: «невеста» взбирается повыше - на стул или ска­мью. Рядом становятся помощники «жениха», подставляющие руки. «Мо­лодой» должен разбежаться, вспрыг­нуть на подставленные руки и поце­ловать свою суженую. Все это очень забавно, потому что некоторые «же­нихи» весьма увесисты, и бедным по­мощникам приходится нелегко.

Дискотека по-лепельски

После организуются танцы, но не простые, а свадебные. К примеру, все «невесты» становятся с одной сторо­ны, а все «женихи» - напротив. Муж­чины по очереди поют: «Ты ж мая ба- булечка, а я твой дзядулечка.» В этот момент «молодая» старается улизнуть от объятий «мужа», а он ее догоняет. Затем поют «невесты», что-то вроде:

– Ты жа мой дзядулечка,

я твая бабулечка,

А як жа мне дзядульку злавіць?

Хаця ж я і павалюся,

Але ж за дзядулькай паганюся.

    Женихи при этом тоже убегают. В толпе образуется «броуновское дви­жение», шутливая толчея, и это очень весело. Еще веселее, когда обнару­живается, что одному представите­лю сильной половины человечества не хватило пары. Его называют бо­былем, дают в руки посох, заставля­ют встать в круг и исполнить сольный танец. Все остальные парами танцу­ют под волынку. Когда музыкант пе­рестает играть, «невесты» идут по кругу, касаясь рук «женихов». Музы­ка звучит снова - «жених» старается схватить ту «невесту», которая косну­лась его последней.

В нашем случае девушек не хва­тает, поэтому начинается настоящее сражение за прекрасных дам. Да. Такого бешеного успеха у меня дав­ненько не было!

За многие столетия существования обряда он постоянно пополнялся но­выми развлечениями и играми. Поэ­тому мы танцуем до упаду падеспань, краковяк, польку и другие танцы. Впрочем, неплохо было бы и поужи­нать. Наша «свадьба», как и положе­но, заканчивается веселым пирком. На столе быстро появляются дере­венские «прысмага» - квашеная ка­пуста и соленые огурчики, блинчики, домашняя колбаса, студень, грибоч­ки, солянка, котлеты. Трапеза со­провождается прибаутками, шутками и припевками. К примеру, принято звать Мороза. Его завлекают и при­глашают принять участие в застолье: «Што самi ядзiм, таго i табе дадзiм!» Хорошо, что есть перерывы на пес­ни. С удовольствием слушаем и поем «Дробна драбнща», «Дзе ж я хадзта», «Ружа», «Маруся», «Овы конь».

В далекие времена подобная «свадьба» затягивалась на пару дней. Очень поздно, и нам пора уезжать. Хозяева уже поют: «Чар­ка на посошок, на пороге кожушок». Прощаемся и желаем, чтобы замеча­тельный обряд «Женитьба Терешки» поскорее был внесен в Список не­материальных ценностей ЮНЕСКО и привлекал на Лепельщину как мож­но больше туристов, как отечествен­ных, так и иностранных.

https://www.traditionrolex.com/8