Яна ШИДЛОВСКАЯ
В преддверии новогодних праздников мы попросили представителей туристической отрасли рассказать, какие события в уходящем году были самыми важными для туризма. Наши собеседники говорили о разном - о рейсах на Корфу, Сицилию и Копаоник, об открытии Мирского замка, изменениях в законодательстве, крахе крупных и мелких туроператоров, 600-летии Грюнвальдской битвы, извержении исландского вулкана и жестоком поведении акул в Красном море. В результате получилось своеобразное подведение итогов года, который был богат на события хорошие и разные. Впрочем, по-настоящему оценить их последствия - и в этом мнении едины все профессионалы - можно будет лишь в наступающем году.
Дмитрий Платков, директор туристической компании «ВЛП»:
«Самое главное событие этого года - стремительное падение спроса на туристические услуги, ведь это негативно сказалось на нашей работе. Если говорить о хорошем, то стоит отметить появление новых направлений, в том числе тех, к организации которых приложили руку и мы. В частности, это рейсы на Корфу, Сицилию, Копаоник. Думаю, если мы и в дальнейшем будем успешно двигаться в этом направлении, то значительно укрепим свои позиции. Если же пойдем по пути продажи пакетов российских операторов, то неизбежно потеряем очки: из-за демпинга, из-за высокой конкуренции. Белорусские операторы должны создавать и поддерживать собственный турпродукт - в этом наше будущее».
Людмила Мачульская, директор туристической компании «МАТЭП-90»:
«Важными событиями для нас стали изменения в законодательстве о туризме, отмена ваучеров и лицензирования. Чем это чревато, будет понятно лишь с течением времени. Сегодня сложно сказать, на какой компании остановит свой выбор турист. Это особенно важно в свете последних событий. Многих шокировал крах операторов Karya Tour и Capital Tour, потрясла нехорошая ситуация с компаниями «Рестмаркет» и «Мир фантазий». Из последних происшествий потрясли трагические события в Египте, где акулы смертельно ранили отдыхающих. Пока отказов от туров в Шарм- эль-Шейх немного, но они есть. В будущем ситуация, сложившаяся на курорте, может сильно повлиять на белорусский туристический рынок. Ведь если зимой не будет хороших продаж туров в Египет, многие фирмы останутся без работы. В данный момент неизвестно, чем все это кончится. Как выяснилось, ограждение зоны купания сетками - тоже не выход, ведь это может повредить коралловые рифы. А, как мы знаем, 80% туристов летят в Шарм- эль-Шейх ради дайвинга. Туризм - это такая сфера, на развитие которой влияет все: снег, его отсутствие, дожди, засуха, извержение вулкана, забастовки авиадиспетчеров, акулы... Хочется верить, что в будущем году чрезвычайных ситуаций в туризме будет меньше».
Татьяна Белоусова, глава представительства airBaltic в Беларуси:
«В белорусском туризме одним из главных событий стало изменение законодательства, которое добавило неопределенности в работу туристических компаний. К новому сезону нужно решить все спорные моменты, чтобы белорусский рынок выглядел более стабильным - тем более что в России и Европе участились случаи банкротства туроператоров. Изменилось поведение потребителя. Не на руку отечественному туризму и ситуация, которая сложилась вокруг въездных виз. Так, вначале дорожают визы в аэропорту, а затем МИД и МСиТ РБ решительно заявляют о необходимости отмены въездных виз хотя бы для определенных категорий туристов. Если ситуация с визами останется прежней, качественного «скачка» во въездном туризме не будет.
Если говорить, в частности, об авиакомпании airBaltic, то важными событиями для нас стали осуществление программы лояльности Baltic Miles, организация компании наземного сервиса North Hub Riga, запуск маркетингового проекта Live Riga и создание онлайн-тура- гентства airBalticTravel.com. В Беларуси в этом году мы стали активно предлагать Лапландию как новое - или хорошо забытое старое - зимнее направление. А в будущем году хочется верить в качественные перемены на белорусском авиарынке».
Андрей Захаренко, арт-директор музейного комплекса «Дудутки»:
«Думаю, главным событием этого года для Беларуси стал юбилей Грюн- вальдской битвы. И мы рады, что нам удалось внести свою лепту в празднование этого события. Летний сезон начался с фестиваля-открытия «Накануне Грюнвальда», а кульминацией стал фестиваль «Наш Грюнвальд». Мы не претендовали на большой размах, но для нас 3,5 тысячи гостей в день фестиваля - это значительная цифра. Более того, в этом году музей стал площадкой для музыкальных проектов, многие из которых были экспериментальными. Каждый из них так или иначе был приурочен к знаменательной дате».
Валерия Клицунова, руководитель БОО «Отдых в деревне»:
«Мы давно ждали подписания Указа №614, в котором содержатся изменения и дополнения к Указу №372 «О мерах по развитию аг- роэкотуризма в Республике Беларусь», принятому 2 июня 2006 года. Для нас это очень важно, поскольку действие документа актуально до 2021 года, а десять лет - срок немалый! Теперь хозяева сельских усадеб смогут сдавать не пять, а десять комнат. К нашей компании присоединяются сельхозпредприятия и СПК, которые также смогут внести свой вклад в туризм, в частности - в развитие инфраструктуры. Кроме того, достижением этого года стал проект ПРООН «Устойчивое развитие на местном уровне». В его рамках было разработано восемь зеленых маршрутов. Создается все больше экомузеев, открывается больше ресторанов, которые смогут эти маршруты дополнить. Нам следует и в дальнейшем развивать сельский туризм: с нашим богатым нематериальным наследием - обрядами, традициями и фольклором - отдых в деревне станет еще более привлекательным».
Христофор Хилькевич, журналист, постоянный автор издательства «Рифтур»:
«Прежде всего хотелось бы отметить открытие Мирского замка. Его реставрация длилась 27 лет, и открытие замка в декабре станет важным событием для всех, кто участвовал в работах или же наблюдал за ними. Поскольку я специализируюсь на истории Минска, то еще одним не менее важным событием я бы назвал восстановление церкви Святого Духа в историческом центре города. Ее реставрация началась еще в прошлом году, однако изменения стали заметны лишь в этом. Для развития туризма в Минске это играет большую роль - с появлением нового экскурсионного объекта картина Верхнего города теперь выглядит более полной. Этот храм был первой каменной святыней, возведенной на холме Верхнего города. И, если говорить возвышенно, церковь вполне можно назвать нашим священным Граалем...»
Анатолий Варавва, экскурсовод:
«Пожалуй, самый важный тренд этого года - осознание того, что рынок окончательно уходит из рук белорусских туроператоров и переходит в руки российских, которые обладают совершенно иными финансовыми возможностями. Кроме того, отрасль находится в напряжении из-за неопределенности в связи с полной сменой законодательной базы. А вообще, туристический рынок живо откликается на все, что происходит в обществе и экономике: человек готов потратить деньги на отдых, только если у него достаточно средств на одежду, жилье и еду. Каким будет для Беларуси наступающий год в экономическом плане - думаю, сейчас предсказать не возьмется никто. Но о печальном повороте событий в преддверии праздников как-то не думается».