Отдел информации
С 1 ноября один из ведущих белорусских операторов - компания «Мерлинтур» - изменила график работы офиса. Теперь менеджеры на связи с клиентами с 8.00 и до 22.00. О необходимости такого шага, о работе онлайн-агентств, о белорусском рынке бронирования авиабилетов и о ближайших перспективах классических агентств рассказывает глава компании «Мерлинтур» Борис ВЛАСОВ.
- Борис, что подтолкнуло к изменению графика работы офиса?
- Жизнь подтолкнула. В вечернее время поступает много запросов от клиентов - в основном по онлайн-бронированию авиабилетов и гостиниц. Не секрет, что многие агентства, чтобы в вечернее время обеспечить сервис своим корпоративным и VIP-клиентам, просто дают менеджеру мобильник, и менеджер, сидя у себя дома, отвечает на вопросы клиентов. Агентство «Мерлинтур» реально работает до 22.00. Мы обеспечиваем информационную поддержку клиента, который может находиться на другом континенте. И самое главное, благодаря новому графику мы имеем возможность моментально обрабатывать онлайн-заявки, пик которых приходится именно на вечернее время. Современная тенденция турбизнеса - это увеличение количества онлайн-бронирований. Но поскольку на сегодняшний день технологии еще несовершенны да и многие клиенты не столь опытны, частенько происходят бронировки таких вариантов, которые не всегда 100-процентно соответствуют предъявленным запросам. Наш менеджер анализирует, насколько это бронирование выгодно для клиента и реально, после чего связывается с клиентом, и происходит финализация сделки. Все это может занять от 2 до 5 минут - в зависимости от того, какие вопросы хочет задать турист. Мы не хотим, чтобы человек ждал до утра или искал билет на другом сайте. Если запрос сделан, ответ должен быть немедленным. Вот поэтому мы и вышли за рамки «административного режима» (9.00-18.00) и теперь работаем с 8 утра и до 22 вечера. А рабочий график в субботу-воскресенье - с 9.00 до 18.00.
- Новый график - это «заявка» на статус онлайн-агентства? Кстати, как в мире работают подобные агентства?
- Естественно, они работают 24 часа в сутки. Но офиса у онлайн-агентств нет. Нет, так сказать, витрины. На сегодняшний день компания «Мерлинтур» работает и в режиме офиса, и в режиме колл- центра.
- По вашему мнению, классические агентства в перспективе исчезнут?
- Нет. Они не могут исчезнуть, потому что главные функции агентства не исчезнут никогда. Думаю, турбизнес просто видоизменится. Исчезнут агентства с широкими сетями представительств и филиалов по стране, по областям и регионам. Это будет нерентабельно и непродуктивно. Думаю, туристический рынок будет состоять из недорогих виртуальных и «супервиртуальных» агентств, сотрудники которых никогда не увидят своего потребителя и станут ориентироваться только на технологии. Но будут и достаточно дорогие агентства, работающие исключительно для VIP-клиентов, которые желают персонифицированного сервиса; впрочем, и в этом случае продукт будет предлагаться полувиртуальный. А в данное время белорусские агентства, если хотят выжить, должны переходить на «мини-онлайн-продукт».
- Что происходит на белорусском рынкеонлайн-бронирова- ния авиабилетов?
- Он растет в геометрической прогрессии. Конечно, наш рынок начал с маленькой цифры. Но очевидно, что в ближайшие два-три года онлайн-бронирование авиабилетов в Беларуси достигнет 90% от общего числа продаж.
- Мы сильно отстаем от других стран?
- Что касается ситуации в России, то наоборот - опережаем. От Западной Европы и Штатов, конечно, отстаем, но, думаю, очень быстро догоним и пойдем вместе со всеми. А как только платежные схемы станут более доступными, мы легко обгоним наших соседей. К банкам все еще много вопросов, но главное, что для самого пассажира стал привычным факт приобретения билета со своего обыкновенного счета. Кстати, еще один положительный момент - за последнее время в стране многое изменилось в налогообложении. Все стало проще и прозрачнее.
- Быстро ли прогрессирует платежная система, необходимая для онлайн-бронирования?
- Она, безусловно, прогрессирует, но все еще дорого обходится. Мы надеемся, что с развитием национального платежного средства «Белкарта» стоимость трансакций по кредитным карточкам, выпущенным в Беларуси, будет снижаться. На сегодняшний день стоимость обслуживания кредиток достаточно высока. Мало того, что мы принимаем карточки на свой страх и риск, так еще и комиссия за обработку карточек часто сопоставима с комиссией, которую мы имеем на продаже билета. К счастью, тенденция такова, что банковская комиссия снижается. Безусловно, наш главный потенциал и главная перспектива - это расширение использования именно национальных платежных средств, а не международных, которые всегда будут дороги.
- Каковы будут следующие шаги вашей компании?
- Далее нам надо будет продлить время работы офиса и, соответственно, время обработки заявок по онлайн-бронированию с 10 вечера до 8 утра. И как только назреет необходимость, мы такой график работы обязательно установим. Сейчас ставим на наш сайт движок нового поколения, который позволит выйти на внешние рынки - причем не только на русский и английский. На сегодняшний день у нас прекрасные возможности по коммуникациям, достаточно квалифицированного персонала. Компания «Мерлинтур» будет динамично развиваться и ориентировать свои усилия как на внутренний, так и на внешние рынки.