На прошлой неделе в двух минских ресторанах при поддержке туристической компании Sunny Travel прошли гастрономические вечера французской кухни. Вместе с «мишленовским» шеф-поваром Сержем Гулуме в Минск приехал и генеральный менеджер французского отеля Le Mas Candille 5* (Прованс, Франция), работающего под известным брендом Relais & Chateaux. О кухне, гостях и вкусах взыскательной публики отеля – наш разговор.
– Господин Космаи, как изменились вкусы ваших гостей за последние годы? Трудно ли удовлетворить современного гостя?
– Сегодня все меняется очень быстро. Меняются и наши гости, меняется и наш сервис, другими стали даже способы бронирования. Появление таких резервационных систем, как booking или expedia, значительно повлияло на наш бизнес. Причем у этого влияния, как у медали, – две стороны. С одной (хорошей) стороны, мы теперь все чаще встречаем гостей из любой части света. С другой (плохой) – мы все меньше работаем с традиционными туристическими агентствами. Сейчас обычным туристическим агентствам уже не так выгодно работать с нами, как раньше. Ведь таким гигантам, как booking, мы вынуждены давать 25% комиссии, а туристическим агентствам – всего около 10%. Что касается вопроса о том, трудно ли удовлетворить гостя, то я отвечу, что да. Сегодня клиента интересует не стоимость номера, а качество предлагаемой услуги. Состоятельные путешественники готовы платить деньги, но они хотят видеть лучшее и лучшее качество. Все, начиная от кроватей в номерах и заканчивая блюдами в ресторане, должно быть на высочайшем уровне. Бренд Relais & Chateaux, под которым мы работаем, является синонимом высокого качества, и мы очень рады, что наш отель – член этого сообщества. Эта «цепочка» отелей появилась во Франции в 50-х годах. Она объединила гостиницы 4 и 5*, которые размещаются в старых усадьбах, замках, поместьях, виллах. Эта – отличительная черта всех наших отелей. Второй главной характеристикой бренда является хорошая кухня. Подчеркну, что все наши отели – независимы, имеют свой управленческий персонал, а объединяет нас общий маркетинг.
– Отличаются ли требования клиентов из Восточной Европы от запросов других гостей?
– О да! Как я заметил, представители Восточной Европы, в частности партнеры из стран СНГ, всегда ожидают быстрого выполнения своих требований. Так, если к нам обращается сотрудник туристического агентства, то он хочет получить ответ в максимально короткие сроки. Если отель не отвечает или реагирует не так оперативно, клиент из Восточной Европы может быстро поменять свои планы и просто уйти. Ваша отличительная черта в том, что вы хотите получить все очень быстро, но при этом готовы за это платить. По сравнению с вами, представители Западной Европы чуть терпеливее, неторопливее. Кстати, американцы в вопросах скорости принятия решения похожи на вас. Они также требуют, чтобы все вопросы были улажены без промедления. В принципе, это нормально: люди платят, и они хотят видеть результат. Получив клиентов из Восточной Европы, мы получили стимул к развитию. Ведь они учат нас работать еще лучше, еще быстрее, еще качественнее. Кроме того, отмечу, что представители Восточной Европы прекрасно разбираются в хорошей еде, хороших винах и знают, что такое качественный продукт.
– Были ли у вас гости из Беларуси?
– Пока еще нет, но мы их очень ждем. Проблема в том, что мы только недавно стали учиться отличать русского от белоруса или украинца. Для нас это был один рынок. Но сейчас мы уже, конечно, начинаем в этом разбираться. Вообще, я думаю, что туристов из Беларуси станет больше, когда появится прямой перелет Минск – Ницца. Туристическая дестинация (курорты, отели, рестораны) раскручивается только тогда, когда у людей появляется возможность добираться сюда прямыми рейсами.
– Как бы вы охарактеризовали концепцию кухни в вашем отеле?
– Это – типичная кухня Прованса. Мы используем только местные сезонные продукты и готовим настоящие французские блюда, характерные для данного региона. Повар нашего ресторана Серж Гулуме является обладателем одной звезды Мишлена, и это очень важно и престижно для отеля.
– Что дает отелю, а точнее – ресторану, обладание мишленовской звездой?
– Приведу простые цифры. С тех пор, как 8 лет назад у нас появилась мишленовская звезда, наша доходность увеличилась ровно на 50%. На сегодняшний день половину прибыли нашему отелю приносят не шикарные номера, не замечательный спа, а именно ресторан.
– То есть мнение о том, что звезды Мишлена себя изжили, вы вряд ли поддержите?
– Я думаю, что лучше быть с одной мишленовской звездой, чем вообще без нее. В целом же обладать одной-двумя-тремя мишленовскими звездами – очень непросто. Ведь нужно не только получить звезду, но и поддерживать, подтверждать высокий уровень своего заведения. А это, скажу откровенно, немалые финансовые затраты. Я знаю очень много примеров, когда рестораны, получившие две-три мишленовские звезды, спустя несколько лет теряли их, просто не справившись. Персонал, кухня, атмосфера, сервис, меню, зарплата, дорогие продукты – все это требует денежных вливаний. И если в ресторане с одной звездой главный критерий все-таки кухня и качество блюд, то уже в трех будет учитываться все вплоть до производителя посуды или состояния винного погреба.
– Если это возможно, расскажите о самых знаменитых звездных гостях, которые останавливались у вас в отеле?
– Специально для Минска я сделаю исключение (смеется). Действительно, в нашем отеле порой останавливаются американские или европейские «селебрити». Например, именно у нас жили Бред Питт и Анджелина Джоли. В нашем отеле гостили Джонни Депп и Ванесса Паради, когда они еще были вместе. В Le Mas Candille Relais & Chateaux бывала Пенелопа Крус, одно время жила дочь мистера Сильвио Берлускони. Так как мы удобно расположены, к нам иногда приезжают известные футболисты из Парижа, Марселя. Конечно, особенно много именитых гостей мы принимаем во время Каннского фестиваля. Ведь наш отель находится в 15 минутах езды от Канн и красной дорожки, что очень удобно. Как-то у нас две недели жил знаменитый режиссер Ларс Фон Триер. Это было тогда, когда на фестивале произошел скандал с его участием (режиссер позволили себе высказывания, которые пресса сочла неполиткорректными). Так вот, заселился Ларс Фон Триер к нам еще в качестве почетного гостя фестиваля, а уезжал уже в статусе персоны нон грата. И если первую половину кинофорума мы его практически не видели (он все время уезжал на показы, различные мероприятия), то всю вторую половину фестиваля он наоборот провел в отеле. Скажу, что знаменитый режиссер, в отличие от других своих коллег, сполна насладился всеми прелестями пребывания в Le Mas Candille Relais & Chateaux. Он пользовался спа, ресторанами. Как-то я встретил его на завтраке, и он спросил у меня: «Господин Космаи, если вы боитесь за репутацию отеля или я причиняю вам какие-то неудобства и вы чувствуете себя «unhappy», то я съеду». На что я ответил ему: «Пока вы платите, господин Фон Триер, я чувствую себя абсолютно «happy». К слову, я узнал, что мэтр кино до ужаса боится самолетов и поэтому повсюду путешествует только на машине. Еще у нас жил певец Моби – он очень интересный, но странный человек. Он не допускал никакого постороннего вмешательства и никогда не ел отельную пищу. С ним повсюду ездил его личный повар, который готовил для него исключительно вегетарианские блюда.
– Если говорить об обычных туристах, на сколько дней останавливаются у вас ваши гости?
– Летом где-то пять ночей. В низкий сезон 2-3 ночи. В среднем наши клиенты проводят у нас 3,5 ночлега.
– Я так понимаю, что отель зависит от сезона?
– Да, высокий сезон – это июль, август, средний – май, июнь, а также сентябрь, низкий сезон – с середины октября до апреля.
– Можно ли сказать, что высокий сезон кормит низкий?
– Мы работаем в таком регионе, где сезонность имеет значение. Основную прибыль нам дают четыре месяца: июнь, июль, август и сентябрь. Действительно, мы зарабатываем летом, а зимой – только тратим. Если мы хорошо поводим сезон, то тогда мы путешествуем, делаем промоушен, имеем возможности для развития. Так, сейчас в рамках нашего гастрономического тура мы собираемся посетить Нью-Йорк, Лондон, Копенгаген, Санкт-Петербург и Москву. Это – часть нашей стратегии. Через кухню о нам узнают агентства, клиенты. Отель и ресторан – это прибыльный бизнес, но он не прощает ошибок.
– Какое фирменное блюдо вашего повара?
– Татан де фуагра. Это истинно гасконское блюдо Серж Гулуме будет готовить и в Минске. Меня радует, что у белорусов появился интерес к французской кухне. Насколько я знаю, на последний вечер свободных мест уже нет.
– Каковы планы вашего отеля на ближайшее будущее?
– Нашему отелю уже больше 10 лет, поэтому мы планомерно проводим реновацию номеров. Этой зимой, не закрываясь, мы собираемся несколько изменить интерьер некоторых комнат. Полностью провести реновацию отеля мы планируем в течение двух лет. Некоторые изменения ждут и наши рестораны: так, из одного летнего ресторана мы будем делать круглогодичную «брассери». Я немного расскажу про ту местность, где находится наш отель. Местечко Мужан – это очень маленькая, но потрясающе красивая типичная прованская деревня. На мой взгляд, без такого привлекательного места, как Мужан, наш отель не стоил бы ничего. У нас потрясающие виды, а как выглядит городок в вечернее время… Это просто надо видеть! Я возглавляю ассоциацию туристических дестинаций Мужана, которая продвигает и отели, и гольф-клубы, и рестораны, и спа. Сегодня в Мужане есть все для отличного отдыха. Даже небольшой античный музей. Кстати, именно в Мужане уже восемь лет подряд проходит гастрономический фестиваль Франции. В это время в сентябре все рестораны, в том числе и наш, снижают цены и приглашают всех, кто хочет попробовать мишленовскую кухню. А через неделю после фестиваля в Мужан приезжают около 130 шеф-поваров со всей страны, которые проводят различные мастер-классы, демонстрации, фуд-шоу. На это время мы становимся по-настоящему гастрономической столицей Франции. В следующем году мы хотим немного изменить концепцию этого мероприятия и пригласить в Мужан профессионалов из других стран. Собственно именно поэтому я сегодня и путешествую, ищу новые имена, новые кухни, новые впечатления. Возможно, меня заинтересуют и повара из вашей страны. Вообще, гастрономическая составляющая путешествия, на мой взгляд, это один из самых важных моментов поездки. Через кухню ты порой можешь узнать о стране больше, чем написано в путеводителях.
– Каков ваш прогноз на развитие отелей такого уровня, как ваш? К чему идет гостиничная индустрия?
– Главное – никогда нельзя останавливаться. Услуги, персонал, оснащение номеров. Все должно двигаться вперед. Только так можно оставаться лучшими. То есть первое – это качество. Второе – это персонифицированный сервис. Наш гость должен чувствовать себя не «одним из», а «единственным». В Le Mas Candille мы подчеркиваем, что каждый наш клиент для нас – «первый и единственный». Третье – это технологии. Например, мы поняли, что для гостиниц сегодня очень важно не только иметь отлично работающий сайт, но и присутствовать во всех популярных соцсетях: фэйсбук, твиттер и других. Сегодня мы развиваем и это направление. Ну и конечно, все современные технологии должны быть доступны и в самом отеле. То есть качество, персональный сервис и технологии – вот на чем будет держаться успешная гостиничная индустрия.
Подготовила Екатерина Апарина