Совсем недавно на территории Украины произошла страшная авария, в которой пострадали белорусские дети, следовавшие на автобусе в Болгарию. К сожалению, ДТП с участием туристических автобусов, которые должны доставлять отдыхающих в Крым или Болгарию, происходят с пугающей периодичностью. При этом, несмотря на то, что проблема безопасности автобусных туров поднимается каждый сезон, ответить на вопросы «что делать?» и «кто виноват?» так и не удается.
На мой взгляд, здесь сходятся сразу несколько факторов. Состояние дорог, состояние транспорта, национальная специфика организации автобусных туров. Начнем с состояния украинских дорог. Они откровенно плохие! Если сравнить европейские и украинские трассы, то это – небо и земля. Состояние дорожного полотна, сервис, стоянки, туалеты – абсолютно другой уровень. Что говорить, даже в Румынии дороги лучше украинских! Теперь второй вопрос – транспорт. Вы знаете, что белорусские перевозчики боятся Болгарии до ужаса?! В Беларуси есть хорошие, надежные, прекрасные автобусы, но никто не хочет на этих прекрасных автобусах ехать в Крым или Болгарию, все хотят в Чехию, Францию, Испанию. Мы их понимаем: кому охота гробить свой транспорт? Ведь, по-хорошему, автобус, который проехал болгарскую цепочку, должен сразу после рейса отправляться на ремонт. А это время и дополнительные расходы. Те же, кто все же соглашается на сотрудничество по черноморскому направлению, выставляют такие цены, что поездка становится просто «золотой». В итоге мы вынуждены делать выбор в пользу транспортных компаний других стран. Вот и происходит то, что происходит. Так, в прошлом году, когда были проблемы с «дозволами», нам говорили: берите белорусские автобусы! Мы бы рады, но стоимость… Простите, но если мы берем свои автобусы, увеличиваем время «отстоя» (а такие требования тоже звучат последнее время), то все это выливается в сумму, сопоставимую с полетом на самолете. А ведь автобусные туры пользуются популярностью именно из-за их экономичности. Для многих родителей – это единственная возможность оздоровить ребенка на море.
Вообще, обидно, когда пишут, что турфирмы наживаются на автобусных турах. Возможно, кому-то кажется, что мы арендовали транспорт, собрали деньги, посадили туристов — и все. Это неправда! Отправляя каждый наш автобус, мы не меньше родителей волнуемся за путешественников. Проверяем, чтобы водители выходили в рейс отдохнувшими, постоянно созваниваемся с руководителем группы, радуемся и вздыхаем спокойно, когда узнаем, что поездка прошла без происшествий. К сожалению, в сезон автобусные туры – это сплошная головная боль. Вот автобус где-то поломался, застрял, группа сидит, ждет, все нервничают, все устали, директор срочно находит другой транспорт, но водители сами только недавно из рейса, у них законный отдых. И, с одной стороны, директор должен дать водителям отдохнуть, а с другой – туристы уже на взводе… Что делать в таком случае? Уговаривать туристов подождать или водителей поторопиться? Я не говорю, что это происходит ежедневно, но в сезон подобные ситуации, к сожалению, – не редкость.