На прошлой неделе в Лондоне завершилось одно из наиболее знаковых событий в мировой туристической индустрии. World Travel Market – не просто влиятельная и обширная туристическая ярмарка. Это главный модный подиум туризма, где считают своим долгом показать себя основные бренды, где земной шар кроится под маршруты и формируются новые тренды. Прошедшая выставка была знаковой вдвойне – год минул с того времени, когда кризис потряс практически все мировые финансовые рынки, затронув и рынок путешествий. На WTM 2009 была сделана попытка заглянуть в будущее туристической отрасли – впервые на таком высоком уровне, и судя по этому факту, вопрос «что будет с туризмом завтра?» сегодня крайне актуален. Прогноз развития мирового туристического рынка по состоянию на 2009 год (The 2009 World Travel Market Global Trends Report) составлен ведущим в мире аналитиком рынка Euromonitor International. Кроме оценки последствий экономического кризиса для отрасли, в нем выделено семь ключевых направлений ее дальнейшего развития в мировом масштабе. Прокомментировать этот прогноз и его возможное влияние на наш туристический рынок мы попросили директора минского представительства «Натали Турс» Ольгу Вышинскую.
- Сразу скажу о собственных впечатлениях: из семи трендов, представленных в качестве долгосрочных перспективных направлений развития туризма, большинство показались мне любопытными, но страшно далекими от наших реалий.
- Действительно, наш рынок (имеется в виду и белорусский, и российский, и в целом рынок СНГ) в силу специфики своего развития пока довольно далек от мировых тенденций. О некоторых из них мы вообще можем рассуждать только гипотетически. Возьмем, к примеру, первый из обозначенных в прогнозе трендов: «Северная Америка: удовольствие от безработицы». Он основан на том факте, что многие американцы, потерявшие во время кризиса работу, решили использовать этот период для тех целей, на которые раньше у них не хватало времени, – в том числе и для поездок по стране и миру. Тем более что среди североамериканских безработных много молодых, активных людей, не обремененных семьями, а размеры пособия по безработице позволяют им путешествовать. Возможно, это действительно является тенденцией, которая, учитывая количество населения Северной Америки, может повлиять на развитие мирового туризма в целом. Но для нашего рынка она значения практически не имеет. То же можно сказать и о втором озвученном в прогнозе тренде – «Великобритания: мобильные гостиницы pop-up». Речь идет о появлении специфического предложения размещения: pop-up – это гостиницы, представляющие собой модульные конструкции, которые устанавливаются в легко разбирающийся стальной каркас. Они быстро строятся, а при необходимости могут быть также оперативно перемещены в другое место. Стоимость размещения в них весьма доступна, что может обеспечить им хорошую заполняемость. Это, конечно, новинка, но, как мне кажется, в развитии мирового туризма она играть ключевую роль не может.
- Зато следующий тренд «Европа: клубные путешествия» находится в непосредственной близости от нашего рынка.
- С этим прогнозом я согласна – клубные путешествия действительно все больше популярны во всем мире. Клубный отдых – это своего рода дифференциация предлагаемых услуг. Формируется продукт, рассчитанный на определенную категорию туристов, а точнее, продукт, предполагающий определенный стиль отдыха. Например, французский Club Med специализируется на семейном отдыхе: в отелях этой системы созданы все условия для детей – работают клубы для детей разного возраста, для них есть специальные развлечения, меню, в то же время взрослым предлагаются активный отдых, экскурсии, занятия спортом, оздоровительные программы. Немецкий Robinson Club предлагает активное времяпрепровождение в компании огромного количества аниматоров, находящихся в постоянном движении. Sandals специализируется на романтическом отдыхе для пар. Сегодня клубный отдых в какой-то мере является альтернативой как индивидуальному, так и массовому туризму. С одной стороны, это – эксклюзивный продукт, «заточенный» под определенную категорию туристов. С другой стороны, его стоимость приближается к стоимости обычных туров, а объемы продаж весьма внушительны.
- Можно ли ожидать появления клубной системы отдыха, специализирующейся на русских туристах?
- Думаю, можно. Как показывает наш успешный опыт с созданием и выводом на рынок программы «Взрослые и Дети», спрос на специализированный продукт достаточно высокий. Возможно, в скором будущем на российско-белорусском рынке появятся предложения клубного отдыха, аналогичные европейским.
- Следующий прогноз – «Ближний Восток: женский туризм, мужчинам вход воспрещен».
- Очевидно, речь идет об увеличении числа гостиниц, рассчитанных только на особ женского пола, где персонал тоже исключительно женский. Действительно, таких отелей на Ближнем Востоке становится больше, что возможно приведет к росту количества путешественниц в исламских странах. Для нас это тоже может сыграть положительную роль – в плане более лояльного отношения к одиноким туристкам из стран СНГ. Хотя хочу заметить, что открыть визу, к примеру, в ОАЭ для женщины, путешествующей в одиночку, уже давно не проблема.
- Тренд пятый – «Африка: к истокам вслед за африканцем Обамой».
- Еще один пример того, как порой далеки от нас общемировые тенденции. Если наш турист и едет в Африку, то уж никак не потому, что «африканец» Обама стал президентом Америки! Но и здесь можно найти долгосрочную перспективу: если поток американских туристов в Африку ощутимо вырастет, то это приведет к увеличению инвестиций в местную сферу туризма. Значит, появятся новые гостиницы, улучшится инфраструктура, будут разработаны новые маршруты, и тогда Африка имеет все шансы стать направлением массового туризма, в том числе и на нашем рынке. Примерно то же самое можно сказать и о следующем прогнозе – «Азия: гольфтуризм». У нас поклонников этой игры мало, так что играть в гольф в Азию, скорее всего, поедут европейцы. Однако развитие гостиничного сектора и инфраструктуры полезно всей отрасли в целом. А вот с последним трендом, «Латинская Америка: новое направление в секторе люкс», я полностью согласна. Опыт работы в кризисное время показал: дальнемагистральные направления пользуются устойчивым спросом. Например, Доминикана, с которой компания «Натали Турс» работает второй сезон, демонстрирует завидную глубину продаж и стабильность спроса. В целом Латинская Америка вызывает большой интерес у туристов – привлекает ее девственная природа в сочетании с сервисом, по уровню близким к европейскому.
- Если оставить в стороне общемировые тенденции, какие выводы можно сделать по итогам работы WTM 2009?
- Мне кажется, что ситуация в туристической отрасли постепенно исправляется и уже нельзя сказать, что «все плохо». Напротив, в среде профессионалов чувствовался позитивный настрой и даже некая уверенность в успехе предстоящего сезона. Это, кстати, подтверждается и фактами – например, в «Натали Турс» по направлениям ОАЭ и Таиланд по сравнению с прошлым годом наблюдается рост объемов продаж. Еще один показатель – контрактинг на предстоящий летний сезон, который наша компания по ряду направлений уже завершила. Радует, что основная часть контрактов заключена нами на уровне реальных цен прошедшего сезона. В прошлом году в это же время кто-то еще упрямо не снижал цен, говорил, что «у нас кризиса нет» и ожидал, что туристы приедут как обычно, а потом в течение сезона стоимость на проживание корректировалась на понижение в диапазоне от 20 до 50%, по причине несоответствия цен и возможностей туристов платить за отдых. Сейчас весь мир соглашается: мы находимся в состоянии кризиса. Больше никто не хочет платить втридорога – в том числе и за отдых. Мы начинаем жить в реальном мире, и в этом, наверное, благотворная роль кризиса.