Презентация первой в нашей столице анимационной экскурсии «Минск: история в лицах», которая состоялась в рамках выставки «Турбизнес-2012», вызвала множество откликов, как положительных, так и отрицательных.
Мы попросили руководителя туристической компании «Колесо путешествий», инициатора и создателя этого маршрута Евгения Апанасевича ответить на несколько вопросов.
– Евгений, какую цель вы преследовали, когда создавали экскурсию «Минск: история в лицах»?
– Мы хотели показать прежде всего жителям города и гостям нашей столицы, как выглядела его история не на словах, а, если так можно выразиться, на деле. Мне кажется, что польза очевидна – турист видит то же самое, что ему показывают на обзорной экскурсии, только сухие факты подкрепляются сценами из прошлого. История приобретает лицо или лица, которые можно запомнить и которые потом будут ассоциироваться с теми или иными историческими событиями. Кроме того, мы руководствовались такими соображениями: анимационных программ по Беларуси создано довольно много, а вот по Минску их нет и не было. Мы решили, что этот пробел необходимо восполнить.
– На какую целевую аудиторию вы рассчитываете – дети, взрослые, жители Минска, гости столицы или иностранные туристы?
– Наша экскурсия чрезвычайно вариативна, поэтому может быть «приспособлена» для любой аудитории. К примеру, если младшие школьники ничего не знают о масонах, этот эпизод мы опустим. Какие-то важные знаковые моменты можно углубить, акцентировать на них внимание… Хочу подчеркнуть главное: мы не претендуем на истину в последней инстанции и не беремся утверждать, что вот этот конкретный исторический момент выглядел именно так, а не иначе. Мы не уверены на 100%, что указ о магдебургском праве зачитывался перед городской ратушей, но допускаем, что такое событие было. Экскурсанты вправе включать воображение, а анимация даст толчок для более эмоционального восприятия. Что касается иностранных туристов, то летняя «обкатка» маршрута прошла именно для зарубежных гостей Минска. Это были туристы из Исландии, Польши, Франции и российские журналисты. И всем им экскурсия очень понравилась.
– Многие посетители нашего сайта в процессе обсуждения назвали «Минск: история в лицах» винегретом…
– Если говорить откровенно, то история любого города и любой страны – это винегрет, потому что происходило множество событий, сменялось множество эпох. Обзорную экскурсию в таком случае тоже можно назвать винегретом, потому что рассказывает обо всем, что происходило и происходит в городе. Наша экскурсия – это вариант обзорной, на которую «легла» инсценировка. Она универсальна, поэтому ее может проводить любой аттестованный по обзорной по городу экскурсовод. Так что обвинений в том, что получился винегрет, я не принимаю.
– Почему в экскурсии отобраны именно эти, а не какие-то другие объекты – ведь их в Минске достаточно?
– Мы сконцентрировались на ключевых событиях отечественной истории, хотели охватить как можно больше различных веков и эпох. Еще раз подчеркиваю, это обзорная экскурсия, и мы планируем в будущем расширить спектр предложений за счет экскурсий-анимаций на определенную тему. Возможно, это будет война с Наполеоном, возможно, Вторая мировая. Надеемся, что к лету следующего года они уже будут готовы.
– Пожалуй, среди откликов наиболее отрицательные касались появления в экскурсии немецкого солдата. Может быть, стоит убрать этот эпизод?
– Честно говоря, не понимаю, почему нужно это делать. Оккупация – часть истории. Мы не можем менять историю в угоду чьим-то вкусам. Кому-то не нравится ВКЛ, кому-то наполеоновские войска, кому-то большевики… Те, кто были на экскурсии, наверное, помнят, что она неслучайно заканчивается на площади Победы, и экскурсантам неслучайно предлагается посмотреть на возрожденный после войны Минск.
– В театре «Берсерк», которые обеспечивают театрализацию экскурсии, играет не так много артистов, и все они – мужчины. Вы не думали, что количество актеров можно было бы увеличить и ввести женские персонажи?
– Безусловно, мы об этом думали. Но здесь вступают в силу вопросы финансов. Если будет больше актеров, то и стоимость экскурсии увеличится, а нам бы этого очень не хотелось.
– Что, по вашему мнению, нужно предпринять, чтобы экскурсия стала популярной?
– Пока очень хорошо «работает» «сарафанное радио». Но мы намерены договориться с городскими властями и делать бесплатные небольшие анимации в выходные дни. Например, где-то с 12.00 до 15.00 возле ратуши. Те горожане и гости столицы, которые будут там гулять, обязательно обратят внимание на наше представление.
– Успехов!
Беседовала Надежда СУСЛОВА