https://www.traditionrolex.com/8
Заместитель директора лидской турфирмы «Святовит» рассказал, как развивается город после «Дожинок», чего не хватает туристам и кто должен задавать тон путешествиям в регионах

Заместитель директора лидской турфирмы «Святовит» рассказал, как развивается город после «Дожинок», чего не хватает туристам и кто должен задавать тон путешествиям в регионах.

 – Геннадий Петрович, в последнее время Лиду активно включают как в экскурсионные маршруты между Минском и Гродно, так и в трансграничные проекты. Как вы оцениваете успехи и готова ли инфраструктура к большому потоку туристов?

 – Наш главный показатель – к нам едет турист. Охотно едут не только белорусы, но также литовцы и россияне. Рабочий язык наших программ – белорусский. И наши гости прекрасно все понимают, даже не требуется переводчик. Мы стараемся делать маршруты анимационными как в замке, так и в городском Доме ремесел. В последнее время стали привлекать священников. Зимой они проводят рождественскую службу, весной – пасхальную.

Город уже подошел к такому статусу, когда инфраструктура работает на туриста. Действуют три гостиницы, где можно разместить до 200 гостей, а также множество агроусадеб. Проблем с размещением, как и с питанием, мы не испытываем. Есть заведения, с которыми мы работаем постоянно, они предлагают туристам скидки, поэтому понимание того, что развивать туризм нужно, уже пришло и к чиновникам, и к бизнесменам. Конечно, есть вопросы по качеству. Но здесь действует очень простой принцип – стоит тебе хоть раз ошибиться, как об этом мгновенно все узнают. В наше информационное время негативные отзывы быстро распространяются, это стоит учитывать.

– Как вы оцениваете проведение «Дожинок» в Лиде? Пошло ли это на пользу городу?

– Проведение «Дожинок» в нашем городе я оцениваю положительно. То же самое вам скажет любой лидчанин. Условно можно разделить летосчисление – до «Дожинок» и после. Город обновился, изменилась планировка. Сейчас нет проблем с парковками. Лида стала красочным и комфортным городом, хотя раньше это был рядовой серенький провинциальный городок. Появилась положительная атмосфера, а это всегда важно. Даже если в городе нечего показывать, но турист чувствует доброжелательную энергетику, он вернется сюда еще не раз.

– А как обстоят дела с развитием инфраструктуры для активного отдыха? Ведь ваша компания организует водные маршруты. Хватает ли стоянок для туристов?

– Оборудованные стоянки, где турист может отдохнуть, погреться у костра, – к сожалению, большая редкость. Я недавно разговаривал со знакомым, который сказал, что специально не будет оборудовать участок возле себя, потому что сразу же загадят, все испортят. У наших людей не хватает культуры. Я регулярно вывожу тонны мусора на вездеходе, который сопровождает туристическую группу по берегу. Конечно, этим должны заниматься лесные хозяйства. Но у них своих забот хватает, а тут еще туристы на их беду приехали. «На них-то и денег много не заработаешь!» – думают они. Решать эту проблему нужно в комплексе – обучать специалистов, менять мышление. Активный отдых во всем мире приносит прибыль и положительный имидж для страны, поэтому нам не нужно изобретать велосипед, а просто работать по алгоритмам мировой туриндустрии.

– Понимают ли это все участники турбизнеса? Я имею в виду чиновников, отельеров, владельцев ресторанов и, конечно же, туроператоров…

 – Проблема в том, что у нас в туризме все часто происходит, как в басне Крылова «Лебедь, рак и щука». Каждый тянет одеяло на себя, придумывает правила игры для своего региона и не хочет считаться с другими игроками рынка. С такой позицией мы далеко не уйдем. Прошло время сомнительных экспериментов. Есть мировые тенденции, нужно следовать им, независимо от национальной принадлежности, от направления – сплав ли это на байдарках, или отель 5*. Только тогда будет прибыль. Конечно, туризм – это не тягловая лошадь, которая вытянет нас из кризиса. Но это тоже бизнес, составляющая часть экономики страны.

– Как вы считаете, кто должен формировать турпродукт на направлении?

– На мой взгляд, формированием направления в регионах должен заниматься туроператор, он же должен задавать тон для путешествий. Именно туроператор отвечает перед туристом за весь комплекс услуг. Именно он несет в том числе и финансовую ответственность. На практике каждый субъект туриндустрии – ресторан, отель или музей – любит устанавливать свои правила игры, не посоветовавшись с туроператором. Но кто из них готов  в случае срыва 2-дневной экскурсии по маршруту Минск–Лида понести убытки на 30–40 млн рублей?

Нужно работать, как наши зарубежные партнеры. Польский союз туристических организаций диктует отелям, как работать с туристами, вплоть до цвета занавесок в номере. Потому что туроператор имеет опытных сотрудников, которые выслушивают жалобы и пожелания туристов; его сотрудники имеют профильное образование и бывают в инфотурах по всему миру. Так почему же не прислушаться к тому, кто привозит тебе туристов?

Беседовала Дарья ГУШТЫН

https://www.traditionrolex.com/8