https://www.traditionrolex.com/8
<p><strong>Поводом для нашего разговора послужила презентация новой книги  Валерии Клицуновой «Интерпретация наследия в туризме. Новые подходы в эпоху экономики впечатлений». </strong></p>

– Прежде всего хочется поздравить вас с выходом этого интересного издания и пожелать дальнейших творческих успехов!

 Большое спасибо, ведь подобные события случаются не каждый день…

 Что послужило толчком  для разработки именно этой темы?

 Идея о необходимости интерпретации зародилась давно, и сегодня она приобрела особую актуальность. Поэтому в США, где я проходила стажировку в качестве стипендиата  Программы имени сенатора  Фулбрайта, я занималась только разработкой этой темы.  Большую поддержку мне оказали сотрудники Школы рекреации, спорта и туризма университета им. Дж. Мэйсона. Вдохновенная работа интерпретаторов Национальной ассоциации интерпретации США, членом которой я являюсь, продемонстрировала мне  эффективность новых подходов, а значит, и правильность выбранной мной темы. Кроме того, в Америке я увидела лучшие примеры интерпретаций.

 Сейчас много говорят о впечатлениях как о главной составляющей каждой поездки и каждого путешествия…

 И это на самом деле так. Известный экономист и футуролог Ролф Йенсен считает, что быстрее всего в XXI веке будет развиваться индустрия развлечений для ума и чувств. Люди покидают свои дома и отправляются в путешествия, на экскурсии, на праздники и фестивали за яркими, сильными впечатлениями, эмоциями, переживаниями, которые они не могут получить дома.

 Многие получают эмоции, не выходя из квартир, благодаря интернету…

 Не могу с этим согласиться. Интернет, кино, книги – все это опосредованные впечатления. А хочется настоящих. Есть такая книга «Экономика впечатлений. Работа – это театр, а каждый бизнес – сцена». Ее авторы – Джозеф Пайн и Джеймс Гилмор – считают, что «признание впечатления отдельным экономическим предложением – это залог экономического роста в будущем».

 Получается, что впечатления – это товар, за который нужно заплатить?

 Да, если просто информацию можно получить из любого источника, будь то интернет, радио, телевидение и пр., то впечатления – это нечто особенное. Экономисты подсчитали, что сегодня в мире насчитывается по меньшей мере миллиард людей, готовых платить за эмоции. Это самый дорогой товар, хотя сами по себе эмоции могут ничего не стоить. Я всегда привожу такой пример: когда в Беларуси создавались зеленые маршруты, приехала группа голландцев. Они восхищались нашей природой, а однажды устроили «минуту тишины»: легли на траву и десять минут смотрели в небо, слушали пение птиц… Разве это стоит денег? Нет, но эти минуты, я уверена, запомнятся на всю жизнь.

Есть и еще один пример. Приехала группа экспертов из Польши, и они попросили, чтобы мы их отвезли в деревню. И когда они вошли в дом, красиво одетые в национальные костюмы бабушки запели белорусскую песню. У поляков на глазах появились слезы…

 Насколько продвижение экономики впечатлений и интерпретации  наследия актуально для нашей страны?

 К сожалению, вынуждена констатировать, что эти тенденции  пока не очень характерны для белорусского туризма, где при разработке экскурсий и программ все еще доминирует много устаревших стереотипов. Пора признать, что они больше не работают и, соответственно, не востребованы. Уже выросло новое поколение, воспитанное и на других ценностях и, что особенно важно, на других формах коммуникаций: интернет, социальные сети, которые предполагают интерактивность, диалог и выражение собственного мнения. Взять, к примеру, моих студентов. Они уже родились в эпоху интернета, привыкли высказывать свои мысли на форумах и пр. Их не проймешь обычными подходами и обычными экскурсиями, которые в основном написаны в 7080-х годах прошлого века. Сейчас другая эпоха и другая среда. Невозможно представить, что нынешняя молодежь будет слушать гида, который берет микрофон и вещает в течение двух с половиной часов.

Это не двусторонняя коммуникация, к которой привыкли молодые люди. Раньше экскурсия была средством идеологии, и все, что говорил экскурсовод, принималось на веру. У меня есть достаточно негативных примеров, когда наши экскурсоводы вели себя по старинке. К примеру, приезжаем в Пинск с гостями из Израиля. Времени у нас мало, и мы просим гида, чтобы она рассказала нам что-то интересное из истории города. А в итоге десять минут она сыплет цифрами и датами. Израильтяне попросили прекратить это издевательство и отказаться от услуг экскурсовода.

Другой пример. Вместе с американцами осматриваем Софийский собор в Полоцке. Гости задают вопрос. Экскурсовод отвечает: «Это неправильный вопрос, это не по методике, отвечу попозже»… Потом еще один вопрос – и такой же ответ...

Мне было очень интересно, как работают экскурсоводы в Америке. Там гиды – это скорее актеры. Они поют, танцуют, они одеты в костюмы соответствующей эпохи. И это очень востребованно. В США я видела майку интерпретатора. На ней написано, что этот человек – и гид, и педагог, и человек, который показывает, где туалет… Поэтому,  если мы хотим видеть среди наших потребителей молодежь, нужно создавать для них туристический продукт, основанный на новых подходах, который может конкурировать с социальными сетями, современными парками развлечений, клубами, вечеринками и т.п.

 Если классическая «экскурсионка» не способна выполнять функцию интерпретатора, то на кого можно рассчитывать?

 Безусловно, эту функцию вполне может выполнять агротуризм. Если честно, хозяева агроусадеб не перестают меня удивлять своим творческим подходом и креативностью. Примеров более чем достаточно. Казалось бы, такая простая тема – пчеловодство. Но на усадьбе «Мир пчел» погружение в эту тему идет настолько увлекательно, что захватывает и взрослых, и детей, и белорусов, и иностранцев. А на усадьбе «Гаенские истоки»  к этой же теме подход другой, не менее интересный. Каждая усадьба сегодня делает упор не на чарку и шкварку, хотя кулинария – это тоже интерпретация наследия, а на какие-то фишки. Сегодня у нас есть и дома на деревьях, и необычные квесты, и фестивали разнообразного толка, и экомузеи, и мастер-классы… Всего и не перечислить. И предела этой работе нет, а перспективы – завораживают!

 Спасибо за беседу.

Беседовала Надежда СУСЛОВА

 

https://www.traditionrolex.com/8