Мы попросили главных инициаторов этих фестивалей рассказать о том, как появилась идея создания бренда, как шла работа над фестивалями и чем в нынешнем году они будут отличаться от прошлогодних.
Заместитель начальника отдела образования, спорта и туризма Шарковщинского райисполкома Наталья Орешкова:
– Наш район очень маленький, и туристов привлечь особенно нечем. Поэтому несколько лет назад у нас родилась идея сделать попытку найти свой бренд и развивать событийный туризм. Основа для этого уже была: на протяжении 25 лет в районе, в деревне Алашки, где жил и работал знаменитый селекционер Иван Сикора, проводился православный праздник яблочный Спас. Да и фруктовых садов, где растет отличный урожай яблок, достаточно. Поэтому брендом района было выбрано яблоко. Фестиваль «Яблочный Спас» стал расширять свои границы: если в 2013 году это был совсем небольшой праздник, куда съехалось не более 200 человек, то в 2014 участников уже было около полутора тысяч. А в прошлом году приехало более 1 700 человек со всей Беларуси и из России. Для того, чтобы оценить наш праздник, приезжали представители туристических компаний из Минска и других городов. Многие отнеслись к нашим предложениям о сотрудничестве очень скептически: «Деревня! Оставайтесь на районном уровне и не дергайтесь!» Но нам все-таки не хотелось с этими оценками соглашаться. Приятно, что не все представители турбизнеса были единодушны. К примеру, нас поддержала директор туркомпании «Райдо Тур» из Витебска Виолетта Грудская, предложившая объединить усилия и вместе продвигать Витебщину, как дестинацию событийного туризма. Так родилась идея «Белорусского лета». Наш фестиваль «Яблочный Спас» открывает серию мероприятий. Все это время мы тщательно готовились, выступали с презентациями на выставках и ярмарках, рассылали приглашения. Для турфирм разработали пакет предложений. Гостей праздника ждут самые разнообразные развлечения: яблочная ярмарка, дегустационная аллея кулинарных яблочных изысков и напитков для детей и взрослых, благотворительный аукцион яблочных пирогов, флешмоб «Картина из яблок», арт-маркет «Райские яблоки», конкурс «Яблочная красавица», «Яблочная свадьба», мастер-классы и веселые состязания из сельской жизни. Из новинок – предложим такое развлечение, как нудлинг – это ловля рыбы руками. И что главное – все площадки будут интерактивные, а значит, каждый гость сможет попробовать свои силы в любом занятии, будь то колка дров или мастер-класс по гончарству. Мы изучили опыт проведения подобных массовых мероприятий и знаем все «узкие места» – это недостаток туалетов, контейнеров для мусора и умывальников. Поэтому готовимся решить и эти проблемы. Надеемся, что на наш фестиваль приедет не менее двух тысяч человек. Хотелось бы предупредить потенциальных гостей: синоптики вроде бы обещают хорошую погоду, но до этого у нас прошло много дождей и довольно сыро, так что стоит одеть закрытую обувь.
Инструктор-методист ГУ «Лепельский физкультурно-оздоровительный центр» Ольга Маханенко:
– Наш фестиваль «В гости к Лепельскому Цмоку» посвящен мифологии, которая занимает достойное место во всемирной культурной истории. Говорят, что среди драконов были не только злые, но и добрыми существами, в старину они были полезны и помогали людям, как помогал наш местный Цмок. У него есть «родственники» во многих странах мира, в том числе и в Китае, и в Индии, и в России. Несмотря на относительную молодость, фестиваль пользуется популярностью: в прошлом году его посетили более двух тысяч человек. Надеемся, что 21 августа, в воскресенье, в Лепеле соберется еще больше поклонников нашего Цмока и мифологии. Их круг постоянно расширяется. Мне постоянно звонят частные лица, спрашивают, как можно попасть на фестиваль. И это не может не радовать. Приедут россияне, приедут участники из Латвии. Кстати, столкнулись с проблемой: хотели, чтобы латышская делегация получила бесплатные визы. Нас поддержал и замминистра спорта и туризма Михаил Портной. Но в результате долгих переговоров и ходатайств все равно конечной цели не достигли. Что еще очень важно: при организации фестиваля не был задействован административный ресурс: участники сами проявляли инициативу и энтузиазм, это очень творческие люди. Что касается нашего общего бренда «Белорусское лето», то в программе нашего фестиваля есть выступления спортсменов – мастеров спочан из разных стран. Приедет баскетбольная команда «Цмоки»-Минск. Что касается новинок фэста, то организаторы приготовили множество приятных сюрпризов для гостей. А главной фишкой станет возможность сделать фото с «живым» Цмоком.
Директор туристической компании «Райдо Тур» (Витебск) Виолетта Грудская:
– Основная цель создания цикла мероприятий «Белорусское лето» – сделать что-то уникальное, что-то такое, что отличало бы Витебщину от других регионов страны. Согласитесь, практически все праздники и фестивали в Беларуси похожи друг на друга: люди приходят на них, чтобы поесть и выпить, послушать музыку. А мы решили изменить эти стандарты. Все наши фестивали, входящие в «Белорусское лето» – совершенно разные, но их объединяет одна идея – интерактивность. Мы хотим, чтобы посетители этих фестивалей не были пассивными, чтобы им захотелось самим поучаствовать в мероприятиях, конкурсах, мастер-классах. Мы планируем, что центральным событием станет международный турнир по спочан (спортивная чанбара - вид японского боевого искусства на безопасных мечах) «BELARUS OPEN – 2016», на который приедут спортсмены из Беларуси, России, Украины, Италии, Японии, Эстонии, гости из Туркмении – всего более 60 человек. Сам турнир состоится на базе санатория «Лесное» в Докшицком районе 26 августа. Но спортсмены начнут приезжать в Беларусь с 18 августа, и примут участие в «Яблочном спасе» и фестивале «В гости к Лепельскому Цмоку», покажут свое искусство и пригласят желающих попытаться освоить японское оружие и почувствовать себя самураем. 27 августа состоится еще одно мероприятие – тимбилдинг на природе «Звездные воины» – это увлекательное путешествие в мир активного отдыха и развлечений, где можно будет познакомиться со «Звездными воинами» и самому стать на время «джедаем», «ситхом» или другим персонажем книг, сериалов и компьютерных игр на космическую тематику. В нем будут принимать участие сами спортсмены, молодежные команды и команды предприятий. Что огорчает: на наших фестивалях практически не будет организованных групп туристов. Более того, наши потенциальные гости из Италии, когда мы вели с ними переговоры, отметили: «Вы приглашаете на свои мероприятия иностранцев. А почему вы сами в пределах страны не ездите друг к другу?» И мы задумались – и ведь правда! Попробуй пригласить на Витебщину, к примеру, брестчан. И они сразу скажут: «Так далеко ехать! И зачем?» Единственное, что привлекает – выступления топовых музыкантов, или события в Минске. Вместе с тем, мы надеемся, что гостей на наших фестивалях будет много, и наше «Белорусское лето» состоится, и про Витебщину-событийную узнают не только в нашей стране, но и за рубежом!
– Спасибо за беседу. Удачи!
Беседовала Надежда СУСЛОВА