«Беларусьфильм» готовит турмаршрут по киношным местам Минска
Киномест в Минске хватает, здесь снимался не один известный фильм. Например, «Наши соседи» режиссера Сергея Сплошнова, снятый по сценарию Эфраима Севелы в далеком 1957 году. Съемки старой комедии проходили на площади Победы, возле парка Горького. В кадре можно опознать также здание Министерства обороны (тогда — штаб Белорусского военного округа) и вид с моста через реку Свислочь на Большой театр оперы и балета. Троллейбусы с вывеской «Обсерватория — вокзал» также вполне реальны: в 1950–х действительно существовал такой маршрут под номером 1.
Еще одна интересная точка — Лошицкий парк, где проходили съемки финала культового многосерийного подросткового детектива по повести Анатолия Рыбакова «Кортик» и ряда эпизодов «Бронзовой птицы». Усадебно–парковый комплекс XVIII–XIX веков обеспечил кинематографистов прекрасной натурой. Деревянное здание усадьбы Любанских отлично сыграло роль графской усадьбы, в окрестностях которой пионеры в «Бронзовой птице» ищут клад. Еще одно знаменитое детское кино — «По секрету всему свету» по мотивам «Денискиных рассказов» Виктора Драгунского отснято в Минске практически полностью. В кадре появляются узнаваемые дворы домов по проспекту Независимости и улице Веры Хоружей.А вот проспект Независимости со своей уникальной архитектурой в стиле «сталинский ампир» ярок и узнаваем в фильме Валерия Тодоровского «Стиляги»: там юные бунтари тусуются обычно напротив ГУМа. Минские улицы фигурируют и в фильме «Давай поженимся» с Маргаритой Тереховой и Георгием Волчек, и в популярных сериалах «Каменская» и «Возвращение Мухтара».
— Эпизоды «Мухтара» у нас часто снимают во дворах возле киностудии и даже на нашем крыльце, — рассказала Алла Куркуль, ведущий специалист «Беларусьфильма». — Также с известными кинокартинами связана наша натурная площадка в деревне Каменка: там снимались «В августе 44–го» Михаила Пташука и «Охота на пиранью».Много интересного связано и с самой киностудией. Например, все знаменитые фильмы–сказки Леонида Нечаева — «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку», «Рыжий, честный, влюбленный», «Питер Пэн» и «Не покидай» — отсняты в павильонах «Беларусьфильма». И, отправившись на экскурсию по киностудии, можно взглянуть вблизи на исторический реквизит и костюмы.
Всего в цехе подготовки съемок 5 складов: реквизита, мебели, одежды женской, мужской и военной — приблизительно по 20 тысяч единиц хранения на каждом. Причем все очень демократично. Хотите опереться на трость кота Базилио? Пожалуйста! Набросить на плечи накидку Карабаса–Барабаса и сделать фото на память? Примерить пенсне великой Рины Зеленой, в котором она изображала черепаху Тортилу в специально вырытом для этого пруду? Не вопрос!
Куклы Сверчка, Богомола и Совы, костюм Пьеро и веревочное платье лисы Алисы, сарафанчики из фильма «Девочка ищет отца», где в 6–летнем возрасте снималась Анна Каменкова, луки и стрелы из «Анастасии Слуцкой», кошелечек из «Бронзовой птицы» — вроде ничего особенного, однако ценный экспонат. Здесь же хранится подлинная реликвия — гармошка, на которой Николай Караченцов играет в фильме «Белые росы», забравшись в гнездо аиста.
Проведут вас и в оружейный цех — на пиротехнический участок, где в изобилии настоящее оружие, начиная с 1900 года и заканчивая современными образцами: в фильмах солдаты бегают отнюдь не с бутафорией, а задача пиротехников — сделать так, чтобы все это эффектно «стреляло» в кадре, с полагающимся к случаю дымком и хлопком. Пушки на киностудии, кстати, тоже имеются: не только игровые, но и подлинные — времен Первой мировой и Великой Отечественной войн. В будущем планируется на территории «Беларусьфильма» выставить и ретроавтомобили.