Александр ВАНЮКОВ: «В турбизнесе главное это «софт» – сервис!»
15 марта исполняется 25 лет одной из самых знаковых туристических компаний Беларуси – «Санни Трэвел». Это фирма, которая стояла у истоков белорусского турбизнеса, формировала его идеи и принципы. Фирма, которая давала старт направлениям. Фирма, которая инициировала создание Союза туроператоров. Фирма, которая сегодня в силу специализации держится несколько особняком на белорусском рынке. О том, как пережила компания эти 25 непростых лет и какие принципы нужно исповедовать, чтобы быть успешным в бизнесе, рассказывает глава компании Александр ВАНЮКОВ.
– Александр Степанович, вы, как и многие нынешние аксакалы туризма, начинали бизнес в 1990-х с шоп-туров. Сегодня ваша фирма, пройдя интересный путь, по-прежнему на плаву. Вы совершаете интересные путешествия, находите новые ниши для работы. И хоть, будем откровенны, многое в стране за эти 25 лет не изменилось, но турбизнес белорусский не стоял на месте. Мы сейчас беседуем в респектабельном отеле, у вас вид преуспевающего бизнесмена. Другими словами, мечты сбылись?
– Ну, тогда, в самом начале пути, я, собственно, мечтал о паре простых вещей: начать свое дело, зарабатывать и как можно больше путешествовать. Я учился на факультете английского языка в Москве и еще в институте почувствовал страсть к путешествиям. Я хотел посмотреть мир, а возможности не было. Один раз в стройотряд в ГДР выехали – и все! Путешествия, свобода, свое дело – вот что меня привлекало! Больших бизнес-планов не было!
– То есть о капитализации бизнеса не мечталось? Не хотелось стать «хозяином пароходов и самолетов»?
– Нет, такого и в мыслях не было! Позже начали появляться какие-то идеи, например, стать крупным автобусным европейским оператором… Чартеры какие-нибудь «поднимать»… Я, собственно говоря, быстро переболел всей этой гигантоманией в области массового туризма. Хотя были разные вехи. Одно время компания «Санни Трэвел» была лидером по направлениям Кипр, Греция... На самом деле все это были не цели, а этапы. Спустя какое-то время у меня стала выкристаллизовываться идея, что же мне на самом деле нравится, куда мне двигать себя и бизнес, в чем совершенствоваться. Я понял, что меня интересует люкс-уровень, стильные путешествия, дизайнерские, так скажем, подходы в этом бизнесе.
– Многие нынешние бизнесмены вышли из комсомола. Вы тоже были, насколько я понимаю, комсомольским функционером. Как могла появиться идея насчет люкс-ниши у человека, который, простите за откровенность, родом из совка?
– Категорически не согласен с постановкой вопроса! Давайте посмотрим на сегодняшних преуспевающих бизнесменов, особенно российских, – бывших комсомольских деятелей! Сейчас они владеют банками, пароходами, самолетами и так далее. Все очень респектабельно! К тому же я ведь не был настоящим комсомольским функционером. Я работал в «Спутнике», идеологией, по сути, не занимался, нашей задачей было – налаживать туристические контакты. А выбор ниши и пути в турбизнесе, возможно, обусловлен моими увлечениями иностранными языками, европейскими фильмами, книгами на английском языке – вообще всем западным, красивым, утонченным. Фильмы французских и итальянских режиссеров, красивые вещи, которые покупали за рубежом, различные стили… Я чувствовал тягу ко всему этому – к свободе, к западному образу жизни. Это то, чем я наслаждаюсь и сегодня, я нашел себя в этом.
– Но ведь у нас же совсем небольшой слой людей, которые могут позволить себе отдых класса люкс.
– Конечно, это не чартеры на Турцию, Болгарию или в Албанию. Но в организации люкс-туров есть то, что называется passion – страсть. Мне это нравится. К тому же все получилось само собой. С определенного момента я заметил, что в компанию стали приходить дорогие клиенты. Все стали говорить: «Санни Трэвел» -- это такая дорогая фирма для дорогих клиентов!» Хотя я не видел, чтобы наши цены чем-то отличались от цен других фирм. Но то ли имидж сложился сам по себе, то ли наш рекламный стиль повлиял на имидж. Во всяком случае я подумал: ага, вы считаете компанию «дорогой», значит, мы не будем вас разочаровывать! И стал поднимать планку – во всем: в сервисе, в обслуживании, в рекламе. Мы начали учиться, участвовать в специализированных выставках, общаться с иностранными партнерами соответствующего сегмента.
– Вы никогда не чувствовали отторжения коллег из-за позиционирования в luxury-сегменте? Не чувствовали одиночества на рынке в компании фирм, занимающихся массовым туризмом?
– Нет! Существует целый ряд агентств, которые в этом сегменте успешно работают, и количество таких агентств растет. Этому способствуют в том числе и воркшопы, которые проводит моя структура – Travel Connections. Кроме прочих, в ее задачи входит продвижение DMC-компаний и отелей класса люкс на белорусском рынке. И мы постоянно чувствуем, как меняется рынок и как меняется белорусский турбизнес: если раньше побаивались встречаться с представителями отелей люкс-класса, чувствовали неуверенность в этой нише, то сейчас спокойно работают, налаживают контакты, отправляют клиентов.
– А что было самым тяжелым в карьере и бизнесе за эти годы? Были моменты, когда казалось, что рынок, образно говоря, пробивает дно?
– Конечно, были! Первый реальный страх возник в 1998 году. Потом – кризис 2008-2009 годов. И сейчас – 2015-2016 годы – это, конечно, тяжелейший этап. Кроме реальных кризисов в экономике, которые больно били по бизнесу, было много других проблем. Госпроверки, проблемы с кадрами, финансовые неурядицы. Но это, наверное, в любом бизнесе есть. Этого не избежать. В целом, бизнес – это постоянный стресс, который временами обостряется.
– А что для вас самое приятное в турбизнесе? Деньги, путешествия, красивая жизнь, роскошные отели?
– Я иногда ловлю себя на мысли, что по фотографиям в фейсбуке людям кажется, что я веду исключительно гламурную жизнь, постоянно живу в люксовых отелях, обедаю в мишленовских ресторанах. Но нужно понимать, что это внешняя сторона этого бизнеса. За всем этим стоит напряженная работа, постоянный поиск идей, самосовершенствование, учеба. И за все нужно заплатить, обязательно нужна отдача. За каждым партнерским визитом стоит ожидание отдачи от меня. Я живу в пятизвездочных отелях – но за этим стоят реальные десятки и сотни туристов, которых я должен послать в эти отели. Тебя приглашают, значит, на тебя рассчитывают! Будь добр продать, продвинуть, сделать бизнес и дать бизнес партнерам. Сейчас я был на конгрессе в Довиле, 48 встреч за один день – каждые 10 минут новая встреча… И за каждой встречей – деловые контакты, которые должны превратиться в бизнес. Ну, а деньги… Это, конечно, необходимый фактор успеха. Но деньги, собственно говоря, ничего не значат. Рassion, страсть, путешествия, стиль, познание нового, кухня, культура – все вместе это и есть самое приятное в нашем бизнесе.
– В туризме можно заработать большие деньги?
– На больших объемах – да!
– А на нишевом продукте, таком, как люкс-туры?
– Тут нет поточной системы в продажах, тут совсем другие подходы к бизнесу. Для примера. Есть мишленовские рестораны, которые могут не зарабатывать или мало зарабатывать, потому что дорогой продукт, дорогой персонал. Между прочим, некоторые мишленовские рестораны даже закрываются, потому что становятся нерентабельными, хотя предлагают безупречный сервис и кухню экстра-класса. А есть «Макдональдс», который по всему миру шлепает свои гамбургеры и имеет хорошие барыши. Массовый спрос всегда приносит больше доходов. Кому что нравится. Но рынку необходима дифференциация, и ничего удивительного, что появляются игроки, желающие и способные создавать что-то свое. Не могут быть все масс-маркетами, похожими друг на друга, как две капли воды. Чем отличаются друг от друга операторы, торгующие исключительно массовым продуктом? Ничем! Те же отели, те же места на чартерах. Когда делаешь свой эксклюзивный продукт – совсем другие резоны и приоритеты. Но, естественно, любой бизнес создается, для того чтобы зарабатывать деньги.
– Массовый продукт, как понимаю, тоже никуда не ушел из линейки предложений «Санни Трэвел», но на первый план вышла организация туров люкс-класса?
– Бронируем, безусловно, и массовые туры. Есть спрос – есть предложение! Но у нас имеется собственный продукт, в котором мы достигли успеха. На данный момент «Санни Трэвел» – единственное турагентство Беларуси, которое входит в ассоциацию Traveller Made. Это глобальная мировая сеть агентств и отелей, люксовых трэвел-дизайнеров. На данный момент в сети состоит 270 агентств с оборотом 1 млрд 900 млн евро. Принадлежность к Traveller Made дает нам доступ к контактам, мы можем делать привилегии своим клиентам, различные апгрейты, ваучеры на spa, поздние чек-ауты, ранние заселения и так далее. У нас прямые контакты с генеральными менеджерами, есть своя группа в фб, где мы активно контактируем.
Войти в ассоциацию Traveller Made можно только по приглашению. Нас пригласили, и мы, естественно, приняли приглашение. В настоящее время «Санни Трэвел» уже позиционируется не просто как турфирма, а как трэвел-дизайнеры! Мы сейчас меняем визитки, стиль. Несколько наших сотрудников уже сертифицированы как гранд-дизайнеры. У меня 2-я категория гранд-дизайнера, у Алины Скрибы – 3-я категория. Конечно, сейчас мы будем стремиться повысить свои категории и сделаем все, чтобы другие менеджеры тоже получили сертификаты.
Еще один приятный момент – мы единственное в Беларуси аккредитованное агентство Leading Hotels of the World – Ассоциации лидирующих отелей мира. Это признание того, что мы реально работаем с лучшими люксовыми отелями мира, и возможность бронировать многие люксовые отели напрямую по привлекательным ценам. Пока мы единственное аккредитованное агентство Leading Hotels of the World в Беларуси, но обязательно будут и другие!
– На ваш взгляд – самые золотые времена белорусского турбизнеса?..
– До 2008 года, тогда рынок рос валом, продажи были такие, что мы не справлялись с клиентами, очереди стояли, в сезон два-три офиса работали с раннего утра до позднего вечера, менеджеры не успевали обрабатывать заявки. После кризиса тоже был рост. Затем кризис 2011 года, и снова хорошие времена – 2012–2014 годы. В то время продажи как будто уже приближались к продажам 2008 года, хотя вернуться к тем объемам мы так и не смогли.
– Может быть, это связано в том числе и с тем, что люди, образно говоря, напутешествовались, за 10 лет утолили туристический голод, и уже, даже если не брать в расчет экономический фактор, такого внимания к путешествиям быть и не могло?
– Думаю, пресыщенности не наступило, как нет ее и теперь. Главный фактор – финансовое положение белорусов. Спрос явно упал из-за падения доходов. Да и разве можно пресытиться путешествиями и отдыхом? Мир – это книга, и кто не путешествует, тот прочитал только одну ее страницу, это сказал святой Августин. Можно отложить путешествие или закрыть железным занавесом страну и ограничить выезд, но желание путешествовать у людей уже не отнимешь.
– Когда-то, на заре турбизнеса, мир для себя открывало среднее поколение белорусов, которое занялось бизнесом, заработало денег и принялось тратить их на путешествия. Сейчас новые направления исследует, в основном, молодежь. И мы знаем, что молодежь частенько делает это без помощи турфирм.
– Да, откровенно говоря, среди моих клиентов молодежи почти нет. Я чувствую, что молодое поколение действительно бронирует через интернет. Дети моих клиентов уже не пользуются услугами турфирм, они самостоятельные.
– А дальше что?
– А дальше эти молодые станут зрелыми людьми, и, возможно, им понадобится фирма. А кому-то не понадобится. То есть турбизнес не умрет. Вопрос только в одном: сколько фирм останется на рынке? Выживут не все! Но я хочу сказать, что на самом деле никакие интернет-сервисы не вытеснят полностью резервации турагентств. А что касается люксовых клиентов… им нужны советы. Это сегмент, который не гоняется за ценой. Но тут нам всем нужно искать, создавать свой особенный продукт, придумывать какие-то экспириенсы. Браться за новые направления, бронировать необычные отели – что угодно, но создавать что-то интересное. Как-то так, наверное.
– Насколько я помню, какое-то время у вас была идея открыть ресторан. Наверное, это было бы логичным развитием бизнеса наряду с журналом «Дольче вита», который вы выпускали до последнего времени?
– До воплощения в жизнь идеи с рестораном не дошло. Нужны были большие инвестиции, и кризисы вмешались. Сейчас во всяком случае таких планов нет. Что касается журнала «Дольче вита», выпуск которого остановлен… Это бизнес – что-то получается, что-то нет. Да, когда-то я мечтал о гламурных журналах и респектабельных ресторанах. А по факту сейчас имею фирму, которая успешно работает на рынке делового туризма – Travel Connections. Я вижу, что это мое, в этом я специалист, я знаю, как это делать, и у меня очень много необходимых контактов. Travel Connections создает продукт, который пользуется спросом, в том числе у зарубежных партнеров, которые приезжают сюда с деловыми целями – обрести контакты, развить партнерство в области туризма, продвинуть свои направления. Также Travel Connections занимается продвижением Беларуси за рубежом – мы объединяем и вывозим на различные презентации белорусские объекты инфраструктуры, которые продвигают национальный турпродукт.
– Согласимся, что сделать небольшую фирму, которая организует воркшопы, все же легче, чем в наших условиях создать успешный ресторанный бизнес?
– Однако же рестораны постоянно открываются. Каждый месяц в Минске появляются новые заведения. И будут открываться – и кафе, и рестораны, и клубы, и отели. Все будет развиваться! Насколько все это будет успешным, покажет время, но сегодня Минск не тот, что был десять или даже пять лет назад.
– Был ли кто-то в жизни, кого можно назвать наставником, и какими принципами вы руководствуетесь в бизнесе?
– В весьма поучительной книге «Богатый папа, бедный папа» Роберт Кийосаки написал, что самый оптимальный вариант в жизни – это иметь хорошего наставника. К сожалению, у меня такого наставника не было. Да и кто это мог быть? Мы все начинали с нуля, тыкались, ошибались… Но всегда встречались личности, зарубежные партнеры, представители западного бизнеса, отелей, авиакомпаний, у которых было чему поучиться. И я многое у них перенял. Многое из их принципов стало и моими жизненными принципами. Например, расставаясь с персоналом, нужно делать это так, чтобы при встрече на улице, можно было поздороваться.
Еще один постулат, которому меня научили: не надо оглядываться на других, делай свое дело, и ты получишь отдачу. Один из основополагающих принципов турбизнеса: все время надо меняться, постоянно двигаться вперед, меняйте что угодно и как угодно, но меняйтесь! Ну и все, кто хочет успешно работать в нише люкс-туризма, должны понимать, что «хард» – это хорошо, но самое главное в нашей работе – это «софт», то есть сервис. Вообще, по моему глубокому убеждению, в турбизнесе главное – это сервис.
– Сейчас, видимо, самое время уже самому передавать опыт?
– Я передал свою философию своим сотрудникам, но не всем, безусловно. Всем не удается. Передал тем, кто воспринял мои ценности. И я этим горжусь: команда разделяет мои принципы – сервис, люкс-трэвел, подходы к бизнесу, о которых я уже говорил. Вообще я всегда жалел, что поздно начал бизнес – в 35 лет. Начинал, как и многие, с торговли на польском рынке, потом открыл свою фирму, возил людей в шоп-туры. Первоначальный капитал на квартиру заработал именно на польских рынках. Для открытия бизнеса больших денег тогда не надо было: взял 200 долларов – открыл фирму, нанял пару человек персонала – можно зарабатывать. 6–8 человек отправил в тур – можно жить. Времена такие были! Сейчас все по-другому.
– По вашему мнению, в части аутгоинга, то есть выездного туризма, Беларусь развивается, как положено? Мы не должны комплексовать, что многие направления контролируют зарубежные игроки, что мы «второсортный» рынок?
– Мы в любом случае второсортный рынок. Рынки первой значимости из постсоветских стран – это Россия, Украина, Казахстан. Они топы в силу своих объемов. Но мы идем в тренде всех технологий. А присутствие крупных зарубежных игроков – это нормально, точно так же происходит и на развитых западных рынках. В той же Центральной Европе многое контролируют немецкие, австрийские компании. Другое дело, что у нас очень сильно российское доминирование. Но это уже исторически так сложилось.
К сожалению, мы не пошли по европейскому пути. 25 лет назад сделали выбор и, собственно, имеем то, что имеем. Но опять-таки – это обусловлено исторически. Беларусь находилась под Россией 200 лет, все интересы, вся деятельность сфокусированы на восток. Мы ведь не пошли в ту сторону, в которую развиваются Польша, Литва, другие восточноевропейские страны. Хотя, помнится, на заре турбизнеса многое указывало на то, что вектор нашего интереса будет на Западе – Варшава, Вильнюс. Те же поляки активно приходили на рынок, многие направления продавались именно из Польши. Такие тенденции были вплоть до 2000 года. Потом все экономические и бизнес-процессы однозначно повернулись в сторону России.
Далее нужно понимать, что случилось с нашей экономикой и нашим обществом. Если взять Польшу, Литву или любую другую восточноевропейскую страну, то там доминирует средний класс. Он самый большой в обществе – это люди с крепкими средними доходами, с определенной философией и психологией, с жизненными и гражданскими убеждениями. А мы по модели развития общества скопировали российскую модель – средний класс у нас небольшой, довольно слабый, зато есть большой разрыв между топ-классом и большинством населения, которое можно отнести к классу гораздо ниже среднего.
– До 2014 года на самое массовое и супердешевое направление – в Крым – ежегодно выезжало по 500 тысяч белорусов, остальные 200–300 тысяч распределялись по всем другим странам. Это, в общем, хорошо иллюстрирует количество белорусских граждан, относящихся к среднему классу, а также к топ-классу – всего несколько процентов. Многие считают, что турбизнес белорусский не церемонится с этими несколькими процентами – цены из Минска на зарубежные курорты немаленькие. Из-за этого белорусский турбизнес на каком-то этапе оказался демонизированным, и, по общему убеждению, туры из Беларуси за границу дороже, чем аналогичные туры из сопредельных стран. Вообще маржа большая в туризме?
– Нет! Цену тура можно регулировать за счет многих вещей – в том числе провозных емкостей. Если из России или Украины летают большие самолеты, соответственно, можно ставить цену турпакета ниже. К тому же на таких рынках – большие объемы, выгодные контракты. И они часто демпингуют. Поэтому порой мы видим такие цены, которые позволяют обывателям говорить: в Беларуси дорогие туры! Но мы никогда не рисковали, не демпинговали, не вели таких жестких конкурентных войн. На сегодняшний день разница между ценой наших туров и туров в странах-соседях небольшая. Конечно, когда они горят, разница может быть и 300, и 500 долларов, но это единичные случаи. Так что можно успокоиться – никто в Беларуси с белорусских туристов большие деньги не берет! Сотни долларов или евро на одной путевке не заработаешь. Рентабельность нашего бизнеса, дай бог, 5-6%. Раньше, конечно, была больше. Если из 1000 долларов я заработаю 50 – разве это много?! Хотя некоторые игроки и на нашем рынке пытаются демпинговать, но в этом тоже нет ничего хорошего, в том числе и для клиентов.
– До какого-то времени «Санни Трэвел» была стопроцентно выездной фирмой. И вдруг – интересный поворот – у вас появился интерес к Беларуси. Вы создали фирму Travel Connections, которая занимается в том числе воркшопами и различными мероприятиями, направленными на продвижение Беларуси, а «Санни Трэвел» непосредственно занялась приемом иностранцев в Беларуси. Почему?
– На такой поворот в бизнесе повлияли три фактора. Первый. К ЧМ по хоккею в 2014 году мы неожиданно получили хороший заказ на размещение трех групп в пятизвездочных отелях. Мы с этой задачей справились, нам это понравилось. Второй. До ЧМ в Беларуси не было хорошей инфраструктуры и отельной базы. Когда появились хорошие гостиницы, мне стало приятно работать. Появились загородные структуры, приличные санатории, продукт стал интересен. Ну, и третий фактор – кризис. Стало ясно, что нужно дифференцировать бизнес. Нельзя полагаться на один аутгоинг, когда он падает. А инкаминг в стране вдруг стал динамично развиваться. Многие пошли в эту нишу, и мы в том числе.
– Есть отдача?
– Сейчас мы смотрим на этот сегмент, как на перспективу. Мы инвестируем, работаем. В настоящее время много подготовительной работы. Много запросов, что-то срабатывает, что-то нет. Это бизнес!
– Какой белорусский турпродукт вы готовы продвигать и продавать?
– У нас, в основном, запрашивают MICE-туры – инсентив-мероприятия, гостиницы, трансферы, машины люкс-класса, президентские номера. Бывает, что даже просят принять частный самолет. Это во многом связано с консьерж-сервисом, и сейчас мы уже готовы оказывать такие услуги. Нам нравится. За эти два года мы напрактиковались в MICE-туризме, в проведении деловых мероприятий для турбизнеса, в воркшопах, ивентах, презентациях, и чувствуем, что этот сегмент будет активно развиваться.
– Не дорогая Беларусь для деловых путешественников и вообще для MICE-туризма?
– Нет, отели подешевели. У нас меньше, может быть, национального колорита, чем в других странах, но все это у нас будет развиваться. Вообще, все виды туризма будут развиваться – деловой, спортивный, экскурсионный. Сейчас фирмы активно выходят на рынок с различными предложениями. Жизнь нас заставляет это делать! А безвизовый режим способствует.
Нам нужны западные рынки. Сегодня безвизовый режим действует пять дней, а завтра ради загрузки санаториев, возможно, сделают и 14 дней. Фирмы будут вкладывать деньги, частный бизнес всегда найдет партнеров, так что будем продвигать Беларусь. Но обязательно нужно создавать софт – интересные интерактивы, ивенты. К сожалению, мы в начале пути. Общаясь с коллегами, в том числе российскими, я вижу, как мы отстали. Во въездном туризме мы сегодня такие бэби, которые обязательно вырастут.
– У вас, насколько я знаю, была попытка развивать бизнес в Европе?
– Да, у меня есть такой опыт – 12 лет работала моя небольшая фирма в Литве по отправке литовцев на отдых, также мы занимались инкамингом. Но это непростое дело – выйти на чужой рынок, тем более – западный. Фирму я закрыл, экспириенс оказался не очень удачным, но это был опыт – он ценен сам по себе. Мне помешал в том числе и кризис, ситуация была не лучшая. К тому же, имея бизнес за рубежом, имеешь и проблемы в управлении – нужно все время ездить, контролировать, зарубежный персонал по-другому мыслит.
– А как насчет идеи перебраться когда-нибудь в любимую Италию?
– Нет! Конечно, я люблю Италию, знаю итальянский (кроме английского и французского). Но, думаю, никакая Италия или Франция мне «не светят». Будем жить, работать здесь и выезжать в прекрасную Европу, чтобы зарядиться эмоциями и впечатлениями.
– Александр Степанович, по большому счету, все, что могло, уже осуществилось? Дальше только – не потерять достигнутое?
– Нет, далеко не все осуществилось. Да, есть фирма, дом, возможно, какое-то признание, известность в определенных кругах. Но это не значит, что нужно остановиться в развитии. Безусловно, хочется чего-то большего. И возможности есть. Я люблю цитировать Альберто Моравиа: кто мало хочет – мало получит. Я все время хочу чего-то большего. Желания, мечты, креатив, силы – все это есть. Одно время я думал, могу ли я уйти на заслуженный отдых. Нет! Во-первых, бизнес не работает так, чтобы его не надо было контролировать. И сейчас не такая финансовая ситуация, чтобы жить на дивиденды. Сложный период, не буду кривить душой. Но проблеск надежды, что ситуация улучшится, появился. Мы видим больше активности со стороны туристов, и такое ощущение, что дно кризиса пройдено. Во всяком случае мы на это надеемся. Народ адаптировался, знает свой бюджет, хочет продолжать жить, путешествовать.
Во-вторых, чем я буду заниматься, уйдя из бизнеса? Я не представляю себе жизни без путешествий, встреч, деловых контактов, движения. Мне это нравится. Пусть «Санни Трэвел» не зарабатывает больших денег, но есть ощущение радости от жизни. Как я без выставок, посещения воркшопов, контактов с интересными людьми, исследования новых продуктов, отелей, стран? Скучно будет! Надо работать и идти вперед. Что-то получится, что-то – нет, бояться этого не стоит. Я всегда развивал «Санни Трэвел», руководствуясь этим принципом, и в дальнейшем намерен идти именно таким путем!
– Спасибо за беседу!
Поздравляем компанию с юбилеем и желаем многих лет работы на благо белорусского туризма!
Беседовала редактор портала TIO.BY Лилия КОБЗИК
Фото Виктора ВЕДЕНЯ
Во время съемки интервью использованы интерьеры бара Bar Dot XXI отеля DoubleTree by Hilton Minsk. Благодарим отель DoubleTree by Hilton Minsk и лично генерального менеджера Светлану Бурову за предоставленные возможности и помощь при подготовке материала.