Дорогу в Джайпур можно назвать неплохой и даже хорошей (что такое плохие дороги, мы ощутим позже, вместе с «убитыми» подвеской и амортизаторами нашей машины). Но каждые пару десятков километров прекрасное ровное полотно трассы прерывается необустроенными кусочками. То ли это границы городков, то ли штатов – но явно чья-то недоработка. И строителей в пылу трудового энтузиазма рядом не наблюдается – похоже, все это затянулось надолго. Тормозим, подпрыгиваем – и вновь набираем скорость, движемся дальше. Езда выглядит приблизительно так: газ-разогнались-тормоз-газ... Благо я не подвержена «морской болезни»!
На дорогах главенствуют велоповозки, моторикши, мопеды, мотоциклы, на которые, как правило, частенько усаживается вся семья: родители и двое детишек.
Встречаются известные у нас марки автомобилей: Ford, Nissan,Toyota, Suzuki и незнакомые нам по белорусским дорогам Mahindra. С выдумкой разукрашенные грузовики, а также внедорожники Xylo – именно этой последней марки. Мы еще их увидим в нашем репортаже.
Дороги создают впечатление совершеннейшего хаоса. Рука водителя, высунутая в окошко, может символизировать разные вещи. Например, знак «стоп!», «погоди» или, наоборот, «давай, проезжай!». Здесь действует правило, хорошо знакомое горнолыжникам: кто быстрее и увереннее едет, на том и ответственность за маневры и выбор дороги. В вечернее время на ближний свет никто не переключается, слепит встречных дальним. Сигналами поворота тоже практически никто не пользуется, эту функцию выполняет клаксон; более того, у меня создалось впечатление, что в Индии существует звуковой сигнал… левого и правого поворотов!
Пункты уплаты дорожной пошлины достаточно часты. И обязательный атрибут индийских дорог – невозмутимые коровы и буйволицы...
Переполненным транспортом здесь никого не удивишь. Более того, понятие переполненности здесь свое!
Видели автобусы с гроздьями пассажиров, сидящими на крыше и висящими на машине, видели, как в шестиместное авто набивалось, по словам нашего водителя, больше двадцати пассажиров, как на снимках ниже.
Но если, не дай бог, в пути что-нибудь с такой машиной приключится, вдруг какая авария, то страховка (а она здесь немалая!) в таком случае выплачена не будет.
…Вечер в Джайпуре приносит знакомство с потомком махараджей.
Наш собеседник – Каран Расор, менеджер отеля Umaid Bhaman, рекомендованного путеводителем Lonely Planet. Каран рассказывает историю отеля, входящего в Список всемирного наследия ЮНЕСКО:
«Отель был построен в 1920 году моим дедом Джор Сингхом. Он приехал из местечка Бурунда области Раджпутана, что дословно обозначает «родина раджпутов».
Что же касается махараджи, то это король королей – наследственный правитель, возглавляющий княжества, среди которых как огромные по территории и численности населения, наподобие Джодхпура, Гвалиора, Удайпура, так и небольшие. У наших предков, например, было 500 населенных пунктов в подчинении...
Дед был главой полиции и в начале XX века как дань моде построил этот дом как охотничий домик, т.к. увлечение охотой тогда было повсеместным.
В 1976 году правительством Индиры Ганди был принят закон на ограничение права на землю – Urban Land Ceiling Act, вводивший ограничение на размер земельных наделов, чтобы не допустить концентрации земель в одних руках и спекуляции ими с целью наживы... Отец в то время служил летчиком в вооруженных силах, летал на МИГах. Здание чудом удалось сохранить. Как? Не спрашивайте!
После терактов в Кашмире поток туристов направился в другие места, в том числе и в Раджастан, который вдруг стал очень популярным направлением, здесь наблюдался всплеск туризма. Поэтому в 1993 году на базе нашего здания возник отель. Начинали не спеша, с 7 номеров, сегодня же наш номерной фонд насчитывает 85 комнат, а скоро, со вводом в строй нового отеля, их будет уже 185.
Мы не чувствуем острой конкуренции, хотя в Джайпуре насчитывается около 1000 крупных и мелких отелей, гестхаузов, из них около 3% – из разряда мирового наследия, в таком же стиле, как наш. Клиенты их оценивают куда выше крупных, но перенаселенных «фабрик гостеприимства» в современном стиле хайтек. Мы с радостью помогаем друг другу. Если клиента что-то у меня не устраивает, я – без обид! – порекомендую ему другой отель. Согласно теории кармы, которую я исповедую, в жизни надо поступать по совести, вести себя позитивно, честно и оптимистично! Если поступки твои правильны, мысли добры, сердце чисто, и ты терпелив, то все твои дела, без сомнения, будет сопровождать постоянный успех, и твой духовный рост будет очевиден. Терпение – важное качество. В бизнесе, особенно туристическом, в Индии надо быть предельно терпеливым!»
Построенный в традиционном стиле восточной роскоши,
с оригинальными фресками,
резными ажурными балконами,
изобилием цветов,
прекрасным внутренним двориком с садиком
и открытым бассейном,
с картинами и лепниной, отель оставляет очень хорошее впечатление.
Это лучшее из того, что я видела в Индии, с комфортабельными номерами и антикварной мебелью. Причем тарифы, надо отметить, весьма гуманные.
Вечером в ресторане для гостей предусмотрена культурно-развлекательная программа.
И кухня, хочется заметить, здесь отменная! Свежевыжатые соки...
Тали...
Овощи на гриле, сыр в соусе кешью, макароны с томатом... Замечательно вкусные лепешки: наан, чапати.
Tandoory aloo, картофель с сыром, lal maans (баранина с красным перцем), dal makhani (чечевица в соусе).
Более подробно об отеле.
Напоминания о махараджах сопровождают нас на протяжении всего пребывания в городе. Мы гуляем по крепости Амбер на вершине неприступных гор,
поднявшись сюда ранним утром на слонах, подобно древним правителям.
Здесь предки Джая Сингха II возвели прекрасный дворец, разбили дивные сады.
В Джай Мандир (Зеркальном дворце) сильнейшее впечатление производят стеклянные витражи и инкрустация. Прежде такого я не встречала нигде!
Рисунки не повторяются, осколочки остекленной амальгамы преломляют свет, делая дворец поистине сказочно загадочным. И отраженное в старых зеркалах твое обличье приобретает патину старинной тайны.
Резьба по мрамору очень искусная, тонкая!
Мы проникаемся рассказами о временах и нравах махараждей и вдохновляемся романтичными историями об их танцах во время дождя под потоками воды, которым аккомпанировал оркестр, укрытый в нише,
(вверху зал для танцев)
о переездах короля из одного форта в другой по подземному тоннелю, о том, как махараджа одаривал ласками своих королев, посещая их комнаты на первом этаже тайными переходами. И лишь один король знал, куда он пойдет!
Вид из форта на сады...
... и храмы...
услаждает даже взор грациозных животных...
Дворец был построен с использованием новейших технологий того времени, многие из которых удивляют и по сей день: внутренние помещения вентилировались хитроумной системой кондиционирования воздуха при помощи многочисленных отверстий и желобов, по которым текла вода. Летом, даже в самый изнуряющий зной, здесь всегда было свежо!
В инкрустации стен использовался натуральный камень, эта техника уже знакома нам по Дели.
Ажурные окна служили не только украшением, но также кондиционировали воздух.
Можно, конечно, подняться в форт и пешком, и на внедорожнике,
но, согласитесь, слоны как транспортное средство выглядят куда романтичней! Нашего, к примеру, звали Lucky, Счастливчик.
Чем вам не Великая китайская стена?! Правда, похоже?
На высоком холме в 6 км от Джайпура расположен еще один форт, Нахагарх, первый и самый маленький из трех фортов, построенных Джай Сингхом II.
Здесь мы провожаем заходящее солнце. Но заката как такового не видим: небо затягивают тучи.
Из форта Амбер в 1727 году древняя столица Раджастана переехала в Джайпур. Первый махараджа Джайпура Джай Сингх был не только правителем, но и одаренным ученым, астрономом, астрологом, архитектором. Он лично определил место для строительства нового дворцового города и сам им руководил.
Розовый город, как его называют по цвету камня, из которого он выстроен,
окунает в историю, впечатляет дворцом Дал Махал на озере Ман Саробар,
радует улицей-улыбкой
и архитектурным чудом, Дворцом ветров – музыкой, застывшей в камне.
Хава Махал (Дворец ветров) стал одним из символов Джайпура. Фасад этого пятиэтажного здания украшает более 900 окон, обрамленных резными каменными решетками.
Заметно влияние исламского искусства, что бы там ни говорили!
Мавританские арки и решетчатые окна в лучших традициях мусульманской архитектуры.
Каждый ярус дворца – это ряд балконов, выступающих из стены эркерами. Их решетчатые окна вырезаны из белого мрамора.
Это позволяло женщинам гарема, не прячась за паранджой, наблюдать из окошек своей «светлицы» за происходившим на улицах.
Среди шума, суеты и грязи базарной улицы Джайпура волшебный фасад Дворца ветров возникает, как сказочный сон.
Это один из немногих в Индии городов с геометрической планировкой. С востока на запад его пересекает главная магистраль, идущая от ворот Солнца на востоке до ворот Луны на западе. Под прямым углом ее пересекает еще три осевые магистрали.
Городской дворец (City Palace).
Надо отметить манеру современных индийских женщин одеваться броско и ярко.
Такое ощущение, будто они собрались сниматься в каком-то фильме. Множество браслетов, богатые ожерелья, массивные серьги, пестрые сари, украшенные золотом или серебром.
А иногда и мужчины способны удивить...
Джайпур во все времена славился своими ремесленниками.
Главная улица города по сути представляет собой базар. Так она, кстати, и называется. Здесь можно найти изделия из текстиля, хлопка и шелка, керамику, ковры, изделия из меди.
На каждом шагу готовы заботиться о вашем желудке...
...и о внешнем виде.
Считается, что самую лучшую «ювелирку» делают именно здесь. Знакомимся с ассортиментом одной из лавочек с драгоценностями. После первого часа переговоров цены, вместе с нашим терпением, медленно падают.
Джайпур — крупнейший в мире центр обработки драгоценных и полудрагоценных камней. Сюда на обработку привозят рубины, сапфиры, изумруды не только со всех концов Индии, но и из других стран. Другое популярное ремесло — обработка серебра. Серебряных дел мастера Джайпура известны во всем мире.
Парковый комплекс Рани ка Багх, излюбленное место для съемок музыкально-танцевальных номеров для Болливуда, который мы посещаем, уезжая из Джайпура в Агру.