В ней изложены цели, задачи, в рамках которых, по мнению государства, должна развиваться туристическая отрасль. Также – в соответствии с типом нашей экономики – в программу заложены целевые показатели, которые белорусский туризм должен выполнить.
Как сказано в преамбуле, анализ выполнения мероприятий госпрограммы на 2011—2015 годы показал, что поставленные задачи в целом решены, произошли положительные перемены в развитии туристической индустрии. Наиболее успешными проектами за последние несколько лет стали оздоровительный туризм и агроэкотуризм. Однако, говорится далее в документе, на сегодняшний день в сфере туризма существует ряд нерешенных проблем. К этим проблемам, по мнению государственных аналитиков, относятся следующие:
- до настоящего времени не внедрен вспомогательный счет туризма, которые позволил бы оценить реальный вклад туризма в экономику страны;
- Беларусь является визовой страной для туристов из большинства стран мира;
- продвижение туристического продукта страны осуществляется недостаточно эффективно;
- развлекательные и событийные мероприятия проводятся в основном в столице и имеют сезонную периодичность;
- музеи и дома ремесел, расположенные в регионах, не имеют собственной индивидуальности;
- на улицах населенных пунктов отсутствуют знаки туристической навигации;
- из 530 объектов размещения сертифицировано только 54;
- слабо развита инфраструктура туризма (кемпинги, хостелы, объекты придорожного сервиса);
- в местах нахождения туристических объектов создано недостаточное количество парковок, санитарных зон и пунктов по реализации сувенирной продукции;
- обслуживающий персонал не владеет иностранными языками.
С помощью каких же мер государство собирается, собственно говоря, преодолевать все эти тормозящие развитие отрасли недостатки?
Для реализации поставленных целей в программе имеется две подпрограммы: Подпрограмма 1: «Кадровое, научное и учебно-методическое обеспечение в сфере туризма». Подпрограмма 2: «Маркетинг туристических услуг».
В общий комплекс мероприятий госпрограммы включены такие задачи, как проведение разработок и исследований, проведение учебно-воспитательной и патриотической работы, введение государственных кадастра и реестров, проведение профессиональной аттестации экскурсоводов и гидов-переводчиков, обновление туров по Беларуси, обмен опытом в сфере туризма, совершенствование нормативно-правовой базы, организация ознакомительных туров, туристических выставок, рекламных кампаний, конкурса «Познай Беларусь», осуществление международного сотрудничества в сфере туризма, развитие и продвижение сети интернет-сайтов, реализация проекта Belarus N и другие.
Интересно, что отдельная глава программы посвящена «анализу основных рисков» при осуществлении поставленных задач. Так, сказано, что «перспективы развития сферы туризма будут зависеть от степени интенсивности экономического развития страны в целом». «В ходе реализации Государственной программы возможно возникновение следующих рисков: девальвация белорусского рубля, а также рост темпов инфляции».
В таком случае, как записано в госпрограмме, «в случае возникновения данных рисков мероприятия будут выполнены на 70—80%».
Для того чтобы ознакомиться с государственной программой целиком, нужно перейти по ссылкам:
mst.by/ru/programma-razvitiya-turizma