Это интересное и модное направление, о котором достаточно много говорят в последнее время, реально действует в настоящее время именно на Воложинской земле.
…Семинар стартовал прямо в автобусе, когда наш экскурсовод Павел, одетый в костюм богатого шляхтича, сделал экскурс в историю тех мест, которые мы проезжали.
Слушая его повествование, участники семинара незаметно добрались до Минской областной спортивно-оздоровительной базы «Галактика», где состоялась презентация экскурсионного маршрута «Воложинские гостинцы».
А затем все отправились знакомиться с объектами, вошедшими в кластер. Первым оказался загородный клуб «Фестивальный», который сегодня состоит из нескольких объектов. Один из наиболее привлекательных – «Малпа-лэнд», где могут получить свою долю адреналина как взрослые (говорят, что лет до 80!), так и дети.
Есть вполне комфортабельный домик для проживания, гостиница, целый банный комплекс.
Ресторан называется "Вокруг света"...
Следующий объект семинара, который находится совсем рядом – усадьба «Мир пчел». Совсем недавно на этой усадьбе появился симпатичный домик, где можно переночевать.
Но, по словам хозяев усадьбы, Василия и Аллы Фроловых, все-таки большей популярностью здесь пользуются экскурсионные поездки и участие в различных обрядах. Недавно на этой усадьбе стали проводится «выпускные» для детских садов. Детям вообще здесь очень нравится. Особенная «фишка» - очаровательный ручной символ нынешнего года – козел Чубайс – просто удивительно общительный и милый.
Отведав фирменного блюда Аллы Фроловой – блинов с медом, полюбовавшись на сувениры,
едем на известную всей стране агроусадьбу «Кони-Пони», что находится в деревне Михалово.
Гостеприимный хозяин усадьбы и глава фермерского хозяйства по разведению лошадей Александр Столярский рассказал, что этот современный загородный комплекс появился всего пару лет назад, но уже привлекает гостей – до 30 человек одновременно. Здесь можно провести романтические выходные, провести время с семьей, деловые мероприятия, в общем, все, что угодно. Судя по названию, отдых не может обойтись без лошадей: предлагаются экскурсии по окрестностям усадьбы в дилижансах, запряженных парами лошадей под названием «Экодрайвинг», зимние праздники с катаниями на лихой тройке в санях, детские праздники с участием пони, фотосессии в настоящих каретах и многое другое. Организуется питание, можно попариться в роскошной баньке.
«Лошадиная» тема была успешно продолжена в конном клубе верховой езды «Золотая Шпора».
Именно сюда туристов, отдыхающих на агроусадьбах Воложинщины, можно привезти, чтобы их обучили верховой езде в манеже и на природе, уверенно держаться в седле в любой ситуации. Здесь можно просто пообщаться с лошадьми Машей, Гонгом, Оладьей, Рено, Каролиной, Лавандой и пр. – сейчас их 25 – погладить их, угостить (без фанатизма!) чем-то вкусным. А можно прогуляться верхом по живописным окрестностям.
В нынешнем году 2 мая здесь состоится девятое по счету яркое шоу в стиле «вестерн» - праздник ковбойской культуры Родео «Золотая шпора-2015». В прошлом году это шоу собрало более 500 человек. Есть и более отдаленные планы – 6 июня провести театрализованное представление, посвященное событиям 1812 года. Лошади, разумеется – среди главных действующих лиц.
Круглый стол, посвященный кластеризации в туризме, открыла руководитель БОО «Отдых в деревне» Валерия Клицунова, которая подчеркнула, что тема создания кластеров – не очень новая: еще лет 10–20 назад подобные объединения появились в США. Правда, это была не туристическая, а производственная кооперация. Кластеры в туризме имеют ряд особенностей. Прежде всего это связано с тем, что турист должен получить все услуги в одном регионе, где на него «работает» множество разнообразных бизнесов. Гость размещается, питается, посещает магазины, кафе, театры и пр. Все эти кусочки мозаики складываются в единое целое. Главное предназначение кластера: получение всеми его участниками дополнительной прибыли. А главная ошибка организаторов туризма в стране – построить дороги и отели и ждать, когда хлынут туристы. Но в случае, если туристы приехали, необходимо их задержать. Но существуют и общие черты, позволяющие дать такое определение: кластер – это объединение всех участников туристической цепочки, географически сконцентрированные. Это ассоциация, куда участники привносят только лучшее, что у них есть. Более того, отметила Валерия Клицунова, кластер – это, прежде всего, вопрос коммуникаций, взаимодействия личностей: «Почему у одних получается создать кластер, а у других нет? Потому что, скажем в Воложинском районе, члены этой ассоциации смогли договориться, сесть за стол и обсудить проблемы, преодолеть зависть друг к другу и другие негативные чувства. Это позволило не только разработать зеленый маршрут «Воложинские гостинцы» и новый веломаршрут, но и сделать их чрезвычайно популярными». Она привела примеры наиболее удачных зарубежных кластеров. Образцом для подражания может служить, к примеру, южный Тироль, где создана дестинация-мечта, где можно отдохнуть на высокогорной или «органической» ферме, в историческом месте, там, где можно кататься на лошадях, там, где хорошо людям с аллергиями или инвалидам, где созданы винные туры и пр. Эксперт назвала также необходимые компоненты для создания кластера: географическая близость субъектов, наличие уникальных предложений, близость туристических рынков, наличие инноваций, кооперация и координация, совместные мероприятия, качество и образование. Созданию кластеров в Гродненской и Брестской областях поспособствовал проект ПРООН «Местное предпринимательство и экономическое развитие». В результате создано 17 туристических дестинаций, которые по сути и являются кластерами. Но, по мнению эксперта, в лучшем случае «работающих» останется не более пяти: «Одной из наиболее известной дестинацией является «Муховецька кумора», объединившая очень креативных участников. Но слаженной работе помешали внутренние разногласия, и теперь этот кластер как бы разделился на два».
Заместитель начальника отдела спорта, туризма и организационно-кадровой работы управления спорта и туризма Миноблисполкома Инга Малашкевич отметила, что значение и полезность кластера в Воложинском районе можно проиллюстрировать цифрами: в прошлом году на Воложинщине, где насчитывается 33 агроусадьбы, побывало около 7 тысяч туристов, а в Мядельском районе, где 65 усадеб, при наличии озера Нарочь и других благоприятных природных факторов – всего чуть более 4 тысяч.
По словам хозяина усадьбы «Ганка», председателя общественного объединения по агроэкотуризму Воложинского района Анатолия Ганца, при создании кластера очень многое зависит как от людей, живущих на данной территории, так и от местных властей: «Нам повезло, что в то время туризмом в районе ведала Инга Малашкевич, человек неравнодушный, поддержавший нашу идею». Он признался, что вопросы личного взаимодействия утрясали в течение года, пока все не стало на свои места: «Очень важным оказалось неофициальное общение, когда мы собирались все вместе и решали, кто чем будет заниматься, чтобы не дублировать услуги друг друга. В результате – все получилось. И теперь вы слышали, как Александр Столярский сказал: «Зачем мне обучать людей верховой езде? У нас ведь есть Паша! («Золотая шпора»). Сегодня мы пошли дальше и организовали потребительский кластер, позволяющий нам закупать у местных фермеров сельскохозяйственную продукцию оптом и по хорошей цене!» Анатолий Ганец подчеркнул, что насущная задача, которая стоит перед Воложинским кластером – задержать туристов на несколько дней: «Мы дружно уговариваем приезжать к нам не в субботу, а в пятницу, чтобы гости смогли пройти «всю цепочку» и побывать и у Алеся Лося, и в «Мире пчел», и на «Золотой шпоре» и пр. – и уехать в воскресенье вечером. Сейчас настали нелегкие времена, и наши основные гости – россияне не приезжают к нам в таком объеме, как раньше. Но мы нашли выход – и обслуживаем экскурсионные программы, работаем со школьниками. В результате весь январь и февраль к нам приезжало до 4 автобусов в день».
Директор туристической компании «Колесо путешествий» Евгений Апанасевич поблагодарил участников Воложинского кластера за сотрудничество, позволяющее именно здесь, на Воложинщине, воплощать в жизнь уникальные экскурсионные проекты, популярные у туристов: «Шляхецкий родовод», «Традиционная белорусская культура» и другие. Он высказал уверенность, что взаимодействие турфирм и Воложинского кластера – очень полезно для обеих сторон.
При подведении итогов организаторы семинара отметили, что туристические кластеры – это будущее белорусского туризма, интересная перспектива и хорошая возможность для привлечения туристов.