Корр. БЕЛТА: По-вашему мнению, каким сложится туристический сезон в этом году? Как изменится топ-10 туристских предпочтений?
Михаил Портной: Для того чтобы владеть туристскими потоками, проводили оперативную аналитику. Запросы в интернете показали, что на сегодняшний день топ-10 – это Египет, Болгария, Черногория, Грузия, Испания, Турция, Крым, Таиланд, Канарские острова, Греция. И это при том, что мы рекомендовали нашим потенциальным потребителям воздержаться от поездок в Египет. Но, видимо, критерии «цена–качество» играют свою роль. Здесь нужно обратить внимание, что в десятке появились новые игроки по сравнению с 2015-м. Это Черногория, Грузия, Канарские острова. Отмечу также, что в турецком направлении в целом потоки снизились, она у нас лидировала в 2014 и 2015 годах, занимала первое, потом второе места. Сейчас опустилась на шестое. А новые игроки заняли эту нишу.
Алексей Стрельченко: Много лет статья доходов от выездного туризма является лидирующей в бюджете любой туристической компании. Сейчас, думаю, все понимают, что прорывов в этом направлении и в 2016 году не ожидается. Если говорить о топ-10, то расстановка сил там меняется прежде всего за счет стран традиционного отдыха – севера Африки, рейтинг которого в глазах потребителей опустился в виду террористической опасности, и Турции, которая много лет была определяющей страной для белорусского рынка. Но я бы хотел уточнить, что с белорусского рынка Турция никуда не уходит, у нас рейсы заявлены. Другое дело, что национальный авиаперевозчик, который осуществляет все чартерные программы в стране, подошел более взвешенно к количеству рейсов. Значительно сократилось и количество заказчиков на Турцию. Но, думаю, что тем, кто хочет там отдохнуть, это не помешает – то есть речь не идет о замене Турции чем-то еще. Наблюдая клиентский спрос, могу отметить, что люди старшего поколения от 50 лет, которые более консервативны, более доверяющие печатному и телевизионному слову, напуганы событиями в Турции и не планируют там свой отдых, даже если в предыдущие годы они отдыхали там. Что касается молодежи, то те, кто привык там отдыхать, думаю, там и останутся.
Михаил Портной: Министерство спорта и туризма, государство будут прежде всего поддерживать въездной и внутренний туризм. Это валюта в страну. Выездной туризм тоже будем поддерживать, но во вторую очередь. Хотел бы дать ответ скептикам, которые считают, что в Беларуси нечего показывать. Факты говорят об обратном. В нашей компактной стране с небольшим населением есть четыре объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это много или мало? Думаю, это нормально. На всю Россию всего лишь 27. У нас 5,5 тыс. объектов признано культурным наследием. Оценку дал Талеб Рифаи, глава Всемирной туристской организации, когда мы пригласили его в апреле прошлого года. Он приехал настороженный, к Беларуси в то время было скептическое отношение, а уехал другом Беларуси и сделал авторитетное заявление, что инфраструктура, которая у нас уже есть, позволяет на этом сегменте зарабатывать нормальные деньги. Единственное – нужно разблокировать информационную составляющую.
Алексей Стрельченко: Мы связываем большие ожидания и перспективы с развитием въездного туризма.
Геннадий, Солигроск:
Как в нынешнем сезоне могут измениться цены на зарубежные путевки, в том числе по наиболее популярным туристическим направлениям?
Алексей Стрельченко: Ожидания низких цен по традиционным выездным направлениям не очень оправданны. У белорусов с чем эти ожидания связаны? Прежде всего с оттоками миллионов отдыхающих россиян с традиционных курортов, таких как Турция и Египет. Но возьмем такое популярное направление, как Испания. В этом году профессионалы ожидали в связи с неспокойной ситуацией в Европе и в мире уменьшение турпотоков и предполагали, что отельеры, собственники отелей, будут предлагать более дешевое проживание. По Испании, например, которая и у нас очень популярна, куда есть не только авиационные, но и автобусные программы, мы видим рост цен на отели. Почему? Потому что после турецкого направления, какая страна после Турции и Египта для россиян более близка, где у них много личных интересов, где учатся дети, есть в наличии недвижимость? Это Испания. Естественно, значительно вырос спрос россиян на нее, и отельерам нет повода снижать цены. Сегодня мы уговариваем их: «Вы должны войти в понимание нашего рынка». Чтобы получить желаемую цену, нужно провести серьезную работу. Поэтому о снижении цен на этом направлении речи не идет.
Достаточно новое для нас направление – в этом году особенно востребованное – курорты Краснодарского края. Такого спроса на курорты Краснодара мы раньше не наблюдали. Понятно почему. Люди ищут какую-то замену Крыму. В масштабном понимании он выпал из активных продаж, потому что нет прямой перевозки. И краснодарские курорты, в понимании многих, должны быть дешевыми. Но Россия, и мы все это знаем (особенно специалисты), активно переориентирует внутренний рынок на собственные курорты. В итоге колоссальный рост посещаемости именно Краснодарского края. Приведу в пример известный санаторий «Белая Русь» в Туапсе. Если в прошлом году его продажи на летний сезон осуществлялись в апреле, то сейчас продажи уже на стопе. Поэтому ожидать тенденции снижения цен по этому направлению бессмысленно. Компании серьезно рассматривают это направление как массовое.
Михаил Портной: На основании небольшой аналитики сейчас по сравнению с 2014-2015 годами цены остались примерно на том же уровне, если взять долларовую составляющую и евро. Но, как всегда, спрос и предложение влияют на цену.
Сергей, Воложин:
С какими жалобами на турфирмы белорусы обращаются в Минспорта и туризма чаще всего? Часто ли приходится обращаться в суд?
Михаил Портной: В Минспорта и туризма только в этом году поступило более 110 жалоб. Основные – по исполнению договорных обязательств, качеству услуг и отдельным вещам, которые переходят затем в уголовные дела. К счастью, последних немного. Но нам не надо дожидаться их роста, стоит работать на упреждение.
Алексей Стрельченко:
Как практик, я хочу выступить в защиту нашего рынка и тех людей, которые возглавляют эту отрасль по государственной линии. Мы не всегда должны сравнивать свою ситуацию в абсолюте с Россией. На нашем рынке никогда не было крупных скандалов, связанных с банкротством той или иной компании, невывозом наших туристов...
Михаил Портной: Позволю не согласиться с этой позицией. Например, случай с компанией «Аврора-тур» – пострадали более 40 человек. Есть еще примеры. Пускай наберется всего 300 человек, а не как в России сотни тысяч, но эти люди пострадали, и в государстве нет механизма их защиты. Человек должен быть защищен от мошенников.
Софья Андреевна, Борисов:
В последнее время стало появляться все больше новостей, что туркомпании не выполняют своих обязательств. Например, директор ООО «Буэно Тревел» и ООО «Оушен Тревел» похищал деньги с карт-счетов иностранцев и оплачивал ими отдых белорусов. Мошенническую схему раскрыли, но отдых туристов, покупавших путевки в этих фирмах, был испорчен. С неприятностями столкнулись клиенты компании «Аврора-тур». Почему это становится возможным? Как туристам обезопасить себя в таких случаях?
Михаил Портной: Вы сами видите, к чему привела либерализация туристического рынка у нас и в России. Особенно это ярко выражено в России. Банкротство приобрело массовую форму. В этот процесс был вынужден вмешаться президент России. В итоге принят закон об ужесточении ответственности туроператоров. В Беларуси в настоящее время отсутствует госрегулирование в сфере турбизнеса. Эти российские события докатились и до нас – мошеннические схемы и банкротство турфирм. Сегодня в стране нет механизма, который бы позволял защитить потребителя турпродукта. Новый закон о туризме, который, надеюсь, будет принят в апреле, позволит создать механизм защиты потребителя. В нем учтена необходимость интеграции в мировую туристическую систему. С этой целью будет обновлен глоссарий туристической отрасли. Также для продвижения турпродукта мы узаконим порядок создания и функционирования туристско-информационных центров. В настоящее время их в стране более 60, но в правовом поле работает только два. Кроме того, согласно проекту нового закона, избавить белорусов от недобросовестных компаний должен реестр субъектов туристической деятельности. То есть человек сможет зайти на сайт и ознакомиться с информацией о турфирме.
Антон, Минск:
При подготовке нового Закона «О туризме» не один раз поднималась тема создания фонда помощи туристам в экстренных ситуациях. К чему в итоге удалось прийти – появится ли у нас такой фонд или это не самый надежный механизм при форс-мажорах? Какие могут быть альтернативы ему?
Михаил Портной: Мы предлагаем ввести финансовые гарантии и создать на базе общественного объединения компенсационный фонд или резервный. То есть с каждой путевки, допустим, по 50 центов будет перечисляться в фонд. Это не скажется на цене путевки. Определенная часть средств фонда позволит компенсировать форс-мажорные обстоятельства. Ведь при банкротстве турфирмы пострадавшие люди могут годами ждать возвращения потраченных денег. А с созданием фонда человек будет гарантированно защищен. Но надо, чтобы депутаты поддержали. В апреле будем на эту тему разговаривать.
Корр. БЕЛТА: Несмотря на диверсификацию экспорта туруслуг, Россия – это все-таки главный для нас туррынок. Однако россияне стали реже ездить за границу и переориентировались на отдых внутри страны. Как это сказалось на нашей туротрасли? Как отреагировали на снижение спроса белорусские санатории, базы отдыха? Можно ли ожидать в связи с этим снижения цен?
Михаил Портной: Вы затронули очень актуальную тему. На самом деле Россия – наш стратегический партнер. Мы провели очень активную маркетинговую политику по основным богатым российским регионам: Москва, Питер, Новосибирск, Казань и другим. В преддверии нового сезона 5 апреля мы встречаемся в Минске с руководителем «Ростуризма» Олегом Сафоновым. Он привозит с собой основных туроператоров, которые работают на выезд, и различные средства массовой информации. Надеюсь, снижение потока российских туристов мы компенсируем. Я за то, чтобы мы брали объемами, чтобы наши санатории и гостиницы были заполнены, и мы на этом зарабатывали. А не так, как на сегодняшний день: и гостиницы недостаточно заполнены, и санатории. Но пока существует спрос на наши предложения, цена уменьшаться не будет. Скорее всего по определенным параметрам и в определенных санаториях, где хорошие продажи, она может увеличиться.
Алексей Стрельченко: По результатам первого квартала работы предприятия «ЦентрКурорт» могу констатировать улучшение ситуации в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Я бы рассматривал возврат россиян на свой внутренний рынок как пользу для Беларуси. Мы констатируем увеличение интереса к нашей стране, увеличение спроса – и по санаториям, и по экскурсионным программам.
Юрченя С.В.:
Не секрет, что одной из важных причин, сдерживающих въездной туризм в Беларусь, являются визовые ограничения (высокая стоимость, сложная процедура получения, невозможность оформить для туристов многократные визы через туристические компании). Недавно Минспорта и туризма в очередной раз выступил с предложением упростить визовый режим для граждан благополучных в миграционном плане государств. Ранее обсуждалась возможность разрешить туристам въезд без визы на три дня, предлагалось также сделать визы бесплатными для гостей туристических мероприятий. Какие конкретные шаги могут быть сделаны в этом направлении в текущем году?
Михаил Портной: Это тема горячая и влияет на туристские потоки. Но эта работы идет не так быстро, как хотелось бы. Мы ввели безвизовый режим с Турцией, потом с Израилем, упростили визовый режим с Китаем, отменили визу для посещения Беловежской пущи сроком до трех дней. Как только это случилось, количество посетителей в Беловежской пуще увеличилось в полтора раза. Сегодня мы занимаемся облегчением или упрощением визовых процедур для безопасных в миграционном плане стран вместе со всеми заинтересованными органами – Министерством иностранных дел, Министерством экономики, Министерством финансов. У меня есть большая надежда, что в ближайшее время такое решение будет принято. Например, европейцы отвыкли от виз, и для них проблематично проходить эту нашу административную процедуру.
Наталья Слодченко, Минск:
Когда будет запущен единый страновой туристический портал с возможностью бронирования и покупки туруслуг онлайн, о разработке которого было заявлено? Будут ли там полноценные иноязычные версии? Кто будет заниматься его раскруткой и продвижением?
Михаил Портной: Такой туристический портал стране необходим. Эта работа не быстрая. Другие страны, например, Грузия, два года занималась продвижением этой программы, большие средства вложили. Мы идем по нескольким направлениям. Национальное агентство по туризму наращивает информационную составляющую. А что касается продаж продукта в режиме онлайн, этим занимаются туркомпании, в том числе «ЦентрКурорт». Ветліва.by – это будет страновой интернет-портал. Проведена определенная работа. «ЦентрКурорт» имеет опыт в этом направлении с чемпионата мира по хоккею. Наверное, к концу года мы уже можем попробовать этот продукт. Мы ни в коем разе не подавляем частную инициативу, и другие туристические компании этим направлением тоже занимаются.
Алексей Стрельченко: Задача – сделать интернет-площадку действительно гостеприимной для всех участников туристического рынка Беларуси и тех, кто оказывает околотуристические услуги, чтобы они имели возможность бесплатно для пользователей, прежде всего белорусских, рекламировать свои услуги по всему миру. Бесценен в этом плане опыт, который мы получили на ЧМ по хоккею. Он показал, что это путь к успеху, когда любой человек на планете Земля может зайти и не только купить какой-то пакет, но и составить туристский маршрут сам.
Задача поставлена завершить работу в этом году, запустить площадку и начать ее активное продвижение за рубежом. В текущем году этот проект заработает. На портале в обязательном порядке будет английская версия. Что касается других иноязычных версий, нужно определиться в том числе с приоритетами. Один из них – это китайский туризм, который занимает в мире первое место. На прошлой неделе мы с Михаилом Петровичем (Портным. – Прим. БЕЛТА) принимали участие в IV Российско-китайском туристическом форуме, где получили возможность изучить опыт России, которая сделала колоссальный шаг: только за 9 месяцев прошлого года они приняли 583 тыс. китайских туристов.
Дмитрий, Минск:
Как еще планируется использовать возможности интернета и соцсетей для представления нашей страны иностранным туристам? Будут ли создавать иноязычные версии страниц о Беларуси на wikivoyage и wikipedia? Многие пользуются именно этими сайтами при планировании поездки.
Михаил Портной: Действительно, сегодня стоит задача наполнять контентом названные ресурсы, а также мониторить ресурсы вроде TripAdvisor. Это задача Национального агентства по туризму и субъектов туристической индустрии, которые таким образом могут развивать государственно-частное партнерство. В этом могут быть задействованы белорусские блогеры и все, кто не равнодушен к теме туризма.