https://www.traditionrolex.com/8
<p>О разных подходах к обустройству Нарочанского края, распределении полномочий и «пробуксовке» агротуристического VIP-комплекса.</p>

О разных подходах к обустройству Нарочанского края, распределении полномочий и «пробуксовке» агротуристического VIP-комплекса

ТО уже стало своеобразным журналистским штампом: если Нарочь, то непременно «уникальная жемчужина Беларуси, которую надо огранить по-современному»! И побыстрее. Но будет ли при этом качественнее? Увы, несмотря на изначальный призыв делать ставку на внебюджетные инвестиции, пока Мядельщина курортная обустраивается во многом благодаря средствам из государственной казны... Несколько дней назад мне довелось побывать на рабочем совещании по вопросу реализации Государственной программы развития курортной зоны Нарочанского региона на 2011—2015 годы. Застрельщиком в этом деле выбран Миноблисполком. Ему, как говорится, и карты в руки — с самого начала держать в поле зрения проблемные вопросы. А их предостаточно…

Денежные люди пассивны?

На то есть причины. К сожалению, первый год реализации госпрограммы по осовремениванию Нарочанского края идет на фоне не самой благоприятной экономической ситуации. В такие периоды некоторые денежные люди придерживают свободные средства. Потенциальный инвестор — птица свободного полета. Может, при сильном желании и страну вкладывания средств сменить (если речь идет об иностранном капитале).

И хотя председатель Мядельского райисполкома Александр Даниленко вполне оптимистично перечисляет задействованных в процессе туристического обновления Нарочанского края инвесторов, у председателя Миноблисполкома Бориса Батуры более критичный подход к ситуации, сложившейся в первом полугодии 2011-го.

— Уже достаточно времени прошло, как запущена госпрограмма, — заметил глава столичного региона. — Но серьезных подвижек не происходит — в первую очередь, по привлечению инвестиций. Прежние охотники вкладывать деньги как следует не развернулись, новые — не появились. А ведь курортные преобразования на Мядельщине задумывались прежде всего как большой инвестиционный проект. На мой взгляд, пока есть необходимость присмотреться к тому, насколько местная власть и администрация Нацпарка «Нарочанский» распределили между собой координирующие функции.

Всего за пять лет на туристическое обновление Мядельщины планируется до 480 миллиардов рублей. Только за 2011-й нужно освоить более 100 миллиардов. Очевидно, при сложившейся ситуации в экономике страны вряд ли стоит уповать на бюджетные вливания. Впрочем, изначально было продекларировано: львиную долю необходимых денег поставят инвесторы. Но, откровенно говоря, еще в прошлом году, когда обсуждался проект госпрограммы, было ясно — огромного наплыва желающих раскошелиться не будет.

Требовалось как-то заманить, завлечь потенциального инвестора. В качестве «приманки» используются, по словам Александра Даниленко, «серьезные преференции для частного бизнеса». Это — освобождение от налогов на землю, прибыль, недвижимость. Вот вопрос: насколько продолжительными по времени окажутся подобные послабления? Не завершится ли их действие слишком быстро, по мнению бизнеса? А главное, что беспокоит инвестора — не будут ли отдельные чиновники злоупотреблять мелочной опекой, а временами — откровенно подгонять, требовать немедленных результатов там, где их на конкретный момент и быть не может?

Нарочь 1

Сколько домиков «навесить» санаторию?

В первом квартале 2011-го работа кипела на добром десятке объектов, входящих в курортную зону Нарочанского региона. В передовиках здесь были «замечены» санатории «Спутник» и «Приозерный». Подвижки в той или иной степени есть по «Нарочанскому берегу», «Журавушке», санаторию МВД. А вот на территории «Белой Руси» в этом квартале должны обустроить пирс. Обновляются лагеря «Зубренок» и «Русалочка» — им уже скоро принимать ребятню.

Что слегка удивило, так это «обрастание» едва ли не каждого санатория гостевыми домиками. Судя по жесткому требованию Бориса Батуры, каждое такое заведение должно непременно присовокупить к своим «мощностям» минимум по три-четыре отдельных домика. А нужно ли столько, вот в чем вопрос. И не проще ли пристраивать корпуса (чтобы не смешивать санаторный тип отдыха с экологически-деревенским)? Кроме того, видимо, придется корректировать траты по госпрограмме. А не лучше ли построить остро необходимую району станцию обезжелезивания воды, нежели выполнить запланированный показатель по числу гостевых домиков?

Конечно, тут имеем дело с простой арифметикой. Мол, больше домиков — автоматически становится шире приток туристов? Не факт! Кроме как поселить, нужно еще развлекать, давать возможность туристам тратить деньги. Они не прочь, а вот насколько готова инфраструктура Мядельщины удовлетворить такой спрос? Не совсем она насыщена нужными объектами, мягко говоря. Да и всяческих «фишек» типа развлекательных мероприятий брендового характера в Нарочанском крае что-то не просматривается. Правда, нынче, в начале июня, запланирован рыбацкий праздник. Но этого явно мало для того, чтобы туристу захотелось приезжать сюда вновь и вновь.

Гостиница в райцентре: спасет кредит?

Когда в Мяделе «вырастет» более-менее приличная гостиница? К слову, эта проблема не только одного райцентра на Минщине. Нужны глубинке компактные отели эконом-класса, да где ж их сыщешь? Впрочем, кое-кто из специалистов, задействованных в сфере туризма, уже сейчас опасается — дескать, в глухое по части туризма межсезонье гостиничные мощности могут простаивать…

Председатель Минского облисполкома Борис Батура мядельским чиновникам четко дал понять —  в любом случае на райцентровскую новостройку нечего ждать денег из бюджета. Выход — брать кредит. Но в каком объеме и под какой размах? Изначально задумывалось, чтоб и SPA-центр, и ФОК, и пляжная зона были в гостиничном комплексе.

Теперь нужны более экономные подходы. Но как подвергнуть своеобразному секвестированию солидную госпрограмму?

— А почему нельзя инициировать какие-то перемены прямо на марше? — предлагает Борис Батура. — Да, надо будет пошевелиться! Всем — и чиновникам, и тем же инвесторам.

Очень важным персонам придется обождать…

Некоторые из инвесторов, присутствовавшие на рабочем совещании в Мяделе, как раз и акцентировали внимание на еще очень сильном «бумажном праве». Доходит до неконструктивного формализма: к примеру, если в документе прописано строительство кемпинга, то отступить от первоначального замысла — ни-ни! А ведь у инвестора, постоянно варящегося в рыночном соку, могут меняться планы, ужиматься финансовые возможности... Но что за беда, если сменить слово «кемпинг» на, допустим, «турбаза»?

Председатель комитета экономики Миноблисполкома Роман Куликовский озвучил такую цифру: всего в курортной зоне Нарочанского края планируется реализовать 18 инвестпроектов примерно на 150 миллиардов рублей. Но записать на бумаге — одно, претворить в жизнь — другое. Почему возникают загвоздки с реализацией начинаний? Во-первых, инвестор не должен ждать помощи от чиновника, особенно на местах. В сущности, ситуация сегодня такова, что любой потенциальный вкладыватель средств — на вес золота. Но и, с другой стороны, не должно быть… тишины. К примеру, уже в этом году, если заглянуть в плановый «гроссбух», в Кривичах должна расти как на дрожжах элитная база в агроэкотуристическом стиле. Под объект, где, надеемся, когда-то будут принимать на отдых VIP-персон, отвели ладный кусок земли. Но работы на объекте не начались в первые месяцы 2011-го. На это последовал суровый комментарий из уст Бориса Батуры:

— Не хочет один инвестор выполнять положение госпрограммы — нужно искать других! А не ждать, чтобы подрядившийся прохлаждался. Разве все идет по плану?! Нет, если сроки упускаются! Думается, здесь нужно четче отслеживать сроки выполнения обещаний. А иначе расслабятся инвесторы.

…А местным властям разделаться с мусорным вопросом

Сегодня ясно одно — одним механическим выполнением положений госпрограммы уже не обойдешься. С другой стороны (тут можно соглашаться с Борисом Батурой), самим инвесторам сподручнее быстрее завершить строительство, запустить объекты, чтобы оперативнее воспользоваться преференциями, в том числе налоговыми послаблениями.

— Скажите, Александр Иванович, а вы уже разобрались со свалками? — задал в разгар обсуждения руководитель Минщины немного неожиданный вопрос председателю Мядельского райисполкома.

— Работаем, Борис Васильевич! На сегодня остались всего 33 стихийные свалки, — ответил Даниленко.

— Раньше насчитали целых сорок шесть, — напомнил Борис Батура. — Медленно что-то раскачиваетесь. Негоже, чтобы уникальный край был захламлен.

...А глаз у туриста  и впрямь как алмаз! Все до мелочей подсечет, ничего не упустит. Посему размах нынешний, строительно-инвестиционный, наверняка мимо внимания отдыхающего не пройдет. Что выберет гость Мядельщины — большой санаторий на несколько корпусов или тихую, камерную, живописную агроусадьбу? Между прочим, сегодня в Мядельском районе небольших частных туробъектов порядка сорока. Ни одна усадьба не пустует. На всех клиентов хватает. Но даже навскидку, сильно не анализируя, не просчитывая, можно утверждать: такого количества явно мало! Для сравнения: на Браславщине счет агроусадьбам перевалил уже за сотню. Мядельские власти стараются, конечно, отводят земли под агротурпроекты возле менее «раскрученных» в плане отдыха озер нарочанской группы. Но все равно мощностей туристических не достает. А по части развлекательной инфраструктуры... Вот где поле непаханное!

Инна Гармель ("Белорусская нива")

https://www.traditionrolex.com/8