В Беларуси завершается работа над созданием национального списка растений, животных и биотопов, которые планируется включить в общеевропейский перечень охраняемых территорий
Когда видишь что-то каждый день, задумываешься ли о его уникальности? Пожалуй, нет. Ценим ли мы нашу белорусскую природу – леса, озера, болота, их обитателей? А ведь у нас, и только у нас есть уголки, где не ступала нога человека и о которых в Западной Европе и мечтать забыли! Такие, например, как Полесский регион с его низинными болотами, пойменными дубравами… Это наш национальный вклад, который мы вносим в «копилку» биоразнообразия континента. Кстати, совсем скоро Беларусь получит еще одно подтверждение ценности этого вклада, став полноправным членом Изумрудной сети.
«Как мы знаем, биоразнообразие не признает границ. Гармоничное существование видов важно в рамках всего континента. И, безусловно, для достижения этой гармонии недостаточно усилий одной страны, — отмечает международный консультант совместной программы Совета Европы/Европейской комиссии «Поддержка реа-лизации Конвенции о биологическом разнообразии, программы работы на охраняемых территориях в рамках Политики добрососедства ЕС в Восточном регионе и России: распространение принципов «Натура-2000» ЕС на всю Изумрудную сеть» Марк Роекаертс. — Вот почему важно, чтобы каждая страна присоединилась к общему делу сохранения биоразнообразия в рамках общеевропейской политики».
Изумрудная сеть особо охраняемых природных территорий международного значения охватит фактически весь континент: сюда входят страны Евросоюза и Восточной Европы, Кавказский регион и даже некоторые африканские государства. Решение о развитии сети было принято более десяти лет назад. С тех пор ее «зве-ньями» уже стали десятки тысяч самых ценных природных ландшафтов. Сейчас такая работа ведется в семи государствах, в том числе и в Беларуси.
Критерии отбора «изумрудных» территорий сформулировали еще в 1989 году. Учитывается, обитают ли на ней виды растений и животных, находящихся под угрозой исчезновения, отличается ли она высоким уровнем биоразнообразия, встречается ли здесь уникальное местообитание, представляет ли собой территория важный пункт остановки на путях миграции для одного или большего числа мигрирующих видов животных или птиц.
В Беларуси — более тысячи охраняемых территорий, что составляет 7,6 % от общей территории республики, или 1,5 миллиона га. К слову, многие из них уже подтвердили свою ценность на мировом уровне. Так, две территории имеют дипломы Совета Европы, еще девять – Рамсарский статус. Но если того же диплома Совета Европы в какой-то момент можно лишиться, поскольку это награда за хорошее управление территорией, то вхождение в Изумрудную сеть – навсегда, пояснил Марк Роекаертс. Впрочем, ее суть – не в поощрении, а в обеспечении устойчивого существования и развития видов и местообитаний, которые нуждаются в охране.
Каким будет количество таких территорий в Беларуси, пока не ясно. Сейчас завершается первый этап проекта, когда мы представляем в секретариат Бернской конвенции (Конвенции об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе) собственные списки. Следующий этап – их рассмотрение и утверждение. По словам Марка Роекаертса, как показал проект «Натура-2000» — предшественник Изумрудной сети, задействовавший все страны Западной Европы, для общеевропейской охраны от каждого государства оптимально до 17 процентов его территорий. «Но в зависимости от национальных особенностей стран, особенностей экологии, — отметил консультант, — эта цифра может колебаться. Есть случаи, когда она снижалась до 10 или же, напротив, повышалась до 35 процентов!»
Вместе с тем у белорусской команды экспертов все еще есть вопросы по критериям отбора территорий и видов, требующих охраны. По словам сотрудника Института экспериментальной ботаники имени Купревича НАН Беларуси Аркадия Скуратовича, в частности, ботанических видов из списка по Бернской конвенции (на которой основывается Изумрудная сеть) в Беларуси не так уж и много. В то время как полный список ценных растений для Западной Европы очень велик – их порядка 500, из которых в Беларуси встречается только 17. «Многие виды, ценные для Западной Европы, — отметил ученый, — являются для нас обыкновенными, например, как осока острая. Та же редкая для тех территорий сон-трава находится у нас в профилактической охране. Поэтому, на наш взгляд, этот список нужно было бы дополнить видами, которые нуждаются в сохранении на территории Восточной Европы. Беларусь со своей стороны, в частности по ботанической части, предложила бы до 5 редких видов». Один из них — крапива Киевская. О таком растении слышали разве что в Польше. Но основной ареал ее обитания – на территории Белорусского Полесья. Впрочем, как заверил Марк Роекаертс, критерии отбора видов и территорий для разных стран будут разными, исходя из ситуации. Зачем, скажем, в Беларуси охранять местообитание волка? В то время как в Европе этот хищник – редкий вид.
Что даст Беларуси членство в Изумрудной сети? Во-первых, отмечает Марк Роекаертс, это будет способствовать делу сохранения биоразнообразия. Во-вторых, это толчок к развитию экологического туризма, поскольку членство в Изумрудной сети – своеобразный знак качества, сигнал для туристов, что данная территория интересна. Консультант особо подчеркнул: на территориях, которые попадают в Изумрудную сеть, не настолько жесткий природоохранный режим, чтобы исключить экологический, образовательный туризм, то есть ту активность, которая позволяет и сохранять биоразнообразие, и расширять познания людей о природе, и приносить дополнительный доход.
---------------------------------------
Прямая речь
Петр БОГОЛЕЙ, директор ГПУ «Гидрологический заказник республиканского значения «Ельня»:
— Пока наши постоянные гости – ученые и студенты, но мы надеемся, что желающих познакомиться с нашим уникальным уголком будет все больше. Но надо понимать, что, выбирая экотуризм, ты едешь не в пятизвездочный отель с аквапарком! Мы предлагаем туристу пешие прогулки. В частности, в этом году планируем постелить на берега некоторых озер специальный настил, чтобы можно было ближе посмотреть их обитателей. Есть задумка опробовать водный туризм.
Сергей Габец, директор ГПУ «Заказник республиканского значения «Выгонощанское»:
— Наш заказник — эталон Белорусского Полесья. Здесь можно увидеть озера, реки, болота, леса, острова, совершенно не тронутые человеком. Обитают у нас такие редкие виды, как бородатая неясыть, орлан-белохвост, черный аист. Вместе с тем есть на территории заказника и рукотворные творения: здесь некогда был прорыт первый водный путь из Балтики в Черное море – Огинский канал. Сейчас ведутся работы по его реконструкции, чтобы использовать его как туристический маршрут. В 2009 году для экотуристов у нас появилась экологическая тропа, есть спецплощадки для фотоохоты. Растет число посетителей – только в прошлом году их было около 1,5 тысячи человек. Надеемся, что благодаря членству в Изумрудной сети о нас будут больше знать и за пределами нашей страны.
Вера Артеага («Рэспублiка»)