РЖД развивают международную скоростную сеть
ОАО «ФПК» планирует с середины декабря этого года запустить поезд сообщением Москва – Париж
Сев в него утром, пассажиры прибудут в столицу Франции вечером следующего дня, проведя в нём всего одну ночь.
Об этом рассказал вице-президент ОАО «РЖД» Михаил Акулов на международной конференции «Роль железнодорожного транспорта в развитии европейского туризма», прошедшей недавно в Мерано (Италия).
Поезд будет курсировать через Минск, Варшаву и Берлин. Ускорение поездов будет достигнуто за счёт модернизации и развития инфраструктуры – как собственной, так и в сотрудничестве со странами, через которые проследует поезд. С вводом нового графика движения международных поездов в декабре 2011 года ОАО «РЖД» планирует сократить время в пути на данном маршруте приблизительно на два часа. Но и это не предел – в будущем время в пути ещё сократится за счёт введения нового подвижного состава.
Так, в настоящее время прорабатывается вопрос применения подвижного состава с изменяемой шириной колёсных пар, в частности с использованием пассажирских вагонов поездов на платформе Talgo.
– В перспективе планируется организация международных сообщений на базе модульных (постоянного формирования) поездов Talgo с повышенным уровнем комфорта. Речь идёт о курсировании полносоставных поездов по основным пассажирообразующим направлениям с организацией согласованных пересадок на региональные скоростные и местные поезда по внутриевропейским маршрутам, – рассказал Михаил Акулов.
По его словам, введение в обращение модульных поездов целесообразно также на направлениях Москва – Киев и Москва – Прага. В настоящее время ведутся переговоры с компанией Patentes Talgo по вопросу заключения контракта на закупку составов Talgo для организации их курсирования на направлениях Москва – Берлин и Москва – Киев.
– Запуск этих поездов будет способствовать интеграции российских железных дорог в единую европейскую сеть скоростных железнодорожных сообщений, – считает вице-президент.
Предполагается, что поезд будет состоять из 9 вагонов, один из которых – VIP-класса.
Сегодня в сообщении Москва – Париж курсирует один вагон в составе поезда № 13 Москва – Берлин. В 2011 году в сообщении Москва – Париж было предложено в продажу 6200 мест. Из них реализовано 34%, объём продаж в 2011 году увеличился в 1,5 раза по отношению к 2009 году.
Также ОАО «РЖД» предложило австрийским и итальянским коллегам рассмотреть возможность организации движения по их территории поезда Москва – Ницца со скоростью до 200 км/ч, что позволит с декабря 2011 года сократить время в пути на 6 часов в направлении на Ниццу и на 3 часа – обратно в столицу России. Напомним, ещё осенью прошлого года общее время этого поезда в пути составляло чуть более 52 часов. ОАО «РЖД» удалось договориться с европейскими коллегами об ускорении поезда, и в настоящее время дорога из Москвы в Ниццу составляет 50 часов 23 минуты, а из Ниццы в Москву 49 часов 34 минуты.
Вопрос ускорения поезда тесно связан с перспективами развития туризма – для реализации мест в поезде ОАО «РЖД» пригласило к сотрудничеству ряд европейских туристических агентств.
Пока же с начала курсирования поезда его услугами воспользовались около 2 тыс. человек. Наибольшим спросом у пассажиров пользуются Франция, Италия и Австрия. Однако основной пассажиропоток приходится на прямые сообщения от станций России и Белоруссии.
В компании полагают, что поезд станет ещё более востребованным после того, как начнётся продажа билетов на него через Интернет. Привлекут пассажиров и новые сервисы – в пути они смогут просмотреть различные информационные программы, которые будут включать в себя краткие путеводители, исторические зарисовки о достопримечательностях стран, мини-уроки иностранных языков и прочее. Все нововведения запланированы на вторую половину этого года.
По мнению генерального директора международного туроператора Ital Travel Нелли Ионкиной, с дальнейшим ускорением и расширением маршрутной сети поездов есть хорошие возможности для развития железнодорожного туризма, а поезд Москва – Ницца уже вызывает интерес на рынке – правда, больше пока на российском.
– Да, экономия времени – аспект далеко немаловажный, но даже сейчас, когда поезда сильно проигрывают по скорости авиации, есть и такой серьёзный фактор, как люди, которые по состоянию здоровья, по своему психологическому восприятию полётов не могут путешествовать на самолётах. Таких очень много. Пример – Адриано Челентано, который вообще не летает и ездит только туда, куда можно добраться поездом. Поэтому турпоездки в поездах могут занять свою нишу, – отмечает Нелли Ионкина.
По её мнению, для повышения привлекательности поезда Москва – Ницца надо развивать в нём дополнительные услуги. Например, устраивать гастрономические туры, когда пассажиров угощают национальной кухней той страны, по которой следует поезд, сделать культурно-развлекательную программу для детей и для взрослых, приглашая к её проведению звёзд эстрады, известных спортсменов.
– Да, это отразится на стоимости билета, но люди готовы платить за нестандартность, и таких сегодня немало, – говорит эксперт.
Между тем на конференции в Италии был подписан протокол о намерениях между Русским центром им. Н.И. Бородиной в Мерано и ООО «РЖД-Трэвел» (управляющая компания ООО «РЖД-Тур»).
– В протоколе говорится о качественном расширении взаимных туристических поездок железной дорогой в Южный Тироль и в Россию, – рассказал «Гудку» генеральный директор «РЖД-Трэвел» Александр Шамшиев. – Протокол – база, которую мы рассчитываем наполнить целым пакетом документов по разным сегментам рынка – это будет не только путешествие по железной дороге, но и, например, посещение нашими туристами горнолыжных курортов, включённое в пакет услуг.
По мнению экспертов, поезд Москва – Ницца пока ещё сильно недооценён и о его возможностях знают далеко не все потенциальные клиенты, в том числе профессионалы рынка туризма.
Более 50% от всего объёма железнодорожных перевозок в сообщении России со странами Европы занимает Финляндия. За два последних месяца скоростными поездами «Аллегро», курсирующими на маршруте Санкт-Петербург – Хельсинки, перевезено более 38 тыс. пассажиров. Михаил Акулов также рассказал, что в перспективе скоростное сообщение будет связано в единый международный маршрут Киев – Москва – Санкт-Петербург – Хельсинки. Кроме того, в настоящее время в компании прорабатывается вопрос организации скоростного движения на направлениях Москва – Кавказ через Украину на полигонах Москва – Курск – Белгород – Харьков – Адлер и Москва – Курск – Белгород – Харьков – Симферополь.
Елена Мирошникова ("ГУДОК")