Основой туризма во всех странах является наследие – как материальное, так и нематериальное. Материальное наследие, включающее памятники архитектуры, истории, искусства и т.д., в силу своей вещественности и наглядности всегда привлекало больше внимания. О ценности и сохранении нематериального наследия задумались не так давно – в конце XX века. А первыми инициаторами были власти Боливии, обратившиеся в ЮНЕСКО с просьбой помочь сохранить устное творчество местных индейских племен.
Понятие «нематериальное наследие» появилось у нас в 2006 году, когда Беларусь ратифицировала Конвенцию ЮНЕСКО о сохранении духовного наследия. В понятие «нематериальное наследие» входят обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства и многое другое, что составляет духовную жизнь общества и что нельзя потрогать руками. Речь может идти не о единичном объекте, а о комплексном понятии. К примеру, в этот перечень может входить сельский ландшафт, исчезающий из-за урбанизации. Охранять духовное наследие очень сложно. Если материальные объекты можно реставрировать и восстанавливать, то с памятниками духовной культуры этого сделать нельзя.
Вопросы сохранения уникального нематериального наследия Беларуси были рассмотрены на конференции «Агроэкотуризм – состояние и перспективы развития», прошедшей в Минске в пятницу, 15 апреля. Второй блок конференции начался с доклада «Нематериальное духовное наследие Беларуси: потенциал для туризма», с которым выступила заведующая отделом научно-методического обеспечения охраны историко-культурного наследия Института культуры Беларуси Алла Сташкевич. Она отметила, что сегодня ученые и практики туризма двигаются в одном и том же направлении, но зачастую не пересекающимися параллельными путями. А это недопонимание приводит к созданию в Беларуси псевдотуристического продукта, не дающего туристам представления об истинных духовных ценностях. По ее мнению, пришло время объединить усилия и перейти к созданию совместных программ и проектов, потому что туризм по своей сущности – междисциплинарный продукт. Алла Сташкевич подчеркнула, что сфера нематериального наследия очень хрупкая: исчезают носители – исчезает само наследие. Задача социума – сберечь наследие и передать потомкам. В этом смысле обеспечить экономическую составляющую, преемственность поколений, создание рабочих мест вполне по силам агроусадьбам. Они могут стать материальной базой, своеобразными трансляторами духовного наследия.
На сегодня в Беларуси имеется 65 элементов нематериальной культуры. 20 из них соответствуют требованиям ЮНЕСКО и могут быть включены в Список Всемирного культурного наследия. Пока же в него включен только один обряд – «Колядные Цари» в деревне Семежево Копыльского района Минской области. Документы готовятся еще на 17 обрядов, среди которых традиции шаповальства в Дрибине и язык шаповалов, центр традиционного гончарства в деревне Бродная на Столинщине, «Юрье» в деревне Ахоново, «Женитьба Терешки» на Лепельщине, «Туровский карагод» и другие. Агротуризм вполне может использовать эти элементы для привлечения туристов.
При этом нужно помнить, что народные обряды – это не шоу «а-ля Купалье» или что-то подобное. Духовное наследие – вещь очень хрупкая и не терпит излишней массовости и коммерциализации. В заключение Алла Сташкевич отметила, что нужно обратить внимание на заброшенные деревни: «Сегодня во многих деревнях остались только старики, которые и являются носителями духовной культуры, и нужно успеть перенять у них эти знания».
Кухня также относится к нематериальному наследию и даже может стать охраняемым объектом. Например, в прошлом году ЮНЕСКО внесла в Список Всемирного культурного наследия целую кухню – средиземноморскую. На волне этого успеха Италия намерена потребовать внести в пантеон свое самое знаменитое блюдо – неаполитанскую пиццу. Белорусские кулинарные традиции довольно долго находились в забвении, но в последнее время интерес к национальным блюдам ощутимо вырос. О том, как кулинарные традиции белорусского народа можно использовать на сельских усадьбах, рассказал Тадеуш Новогродский, заведующий кафедрой этнологии, музеологии и истории искусств исторического факультета БГУ. По его словам, кухня – это такой этноопределяющий компонент, по которому можно увидеть не только национальную самобытность, но и характер представителей той или иной нации. В подтверждение он привел несколько высказываний. Например, французы говорят: «Характер любой нации можно определить в постели, политике и застолье» и «Человечество начинается с кухни». По белорусской кухне также можно проследить историю нации, определить привычки и традиции белорусов. К примеру, почему у нас говорят «медовый месяц»? Потому что в Беларуси молодых на свадьбе и после свадьбы поили исключительно медовухой, крепость которой не превышала 6 градусов: заботились о здоровом потомстве. Сегодня на усадьбах вполне можно использовать все элементы и составные части кулинарного процесса: местные продукты, технологии приготовления, способы подачи, предметы домашней утвари… При этом хозяева усадеб должны возродить характерные особенности белорусских традиций гостеприимства, традиций «людскости» – «прымусе» и «прынуке». Иначе образованные гости могут сказать, как говаривали в старину: «Всего за столом хватало, и поесть, и выпить, только прымусу не было». Тадеуш Новогродский выразил сожаление, что из условий конкурса на лучшую агроусадьбу исчезла номинация, связанная с традициями национальной кухни.
Белорусская кухня станет центральной темой очередного кулинарного фестиваля «Мотольские прысмаки», который состоится 12-13 августа.