«ИГРЫ ДЬЯВОЛА» **1/2
(25, Пт, НТВ, 23-00)
Before the Devil Knows You’re Dead, США – Великобритания – Ирландия, 2007, 111 мин., R. Реж. Сидни Люмет («Телесеть», «Власть»); в рол.: Филипп Сеймур Хоффман (Энди Хэнсон), Этан Хоук (Хэнк Хэнсон), Альберт Финни (Чарльз Хэнсон), Мариса Томей (Джина), Алекса Палладино (Крис Ласорда), Майкл Шеннон (Декс), Эми Райан (Марта), Сара Ливингстон (Даниэлла), Брайан Ф.О’Бирн (Бобби), Розмари Харрис (Нанетта)
Психологическая криминальная трагедия с элементами триллера по сценарию Келли Мастерсон, написанному в 1999 году. Она известный театральный драматург, а в кино – дебютант. Но сейчас идет работа сразу над тремя проектами по сценариям Мастерсон. События «Игр дьявола» разворачиваются не в линейной последовательности, перепрыгивая во времени, а преамбулой становится откровенная эротическая сцена с участием супругов Энди и Джины. Он очень доволен результатом, а ведь казалось, что у них все в прошлом…
И раздумывает – может, это порошок столь благотворно подействовал? Впрочем, секс для него сейчас все же на втором плане. А на первом – деньги. Ведь у торговца недвижимостью Энди Хэнсона с ними критическая ситуация, связанная как с производственными неудачами, так и с тратами на наркотики. А ведь жить он привык на широкую ногу и не планирует менять привычки. Поэтому вместе с младшим братом Хэнком, которому грозит лишение возможности встречаться с дочерью, он задумывает ограбить… собственных родителей. Точнее, их ювелирный магазин. Со стороны преступление выглядит практически идеальным. Братья точно знают, где находятся тревожная кнопка и выручка. И уверены, что их родные материально не пострадают, ведь они застрахованы. Но, как это нередко бывает, все идет не так, как задумывалось, и приводит к трагическим последствиям…
83-летний (!) классик С.Люмет («12 разгневанных мужчин», «Собачий полдень») впервые работал в цифровом формате и нашел в нем массу удобств. Он также поведал, что во время съемок сцен с обнажением раздевались и мужчины из съемочной группы, дабы Мариса Томей не смущалась. Честно говоря, я был удивлен. Подобные истории я слышал, но чаще либо раздевались все, когда снималась массовая голая сцена, либо раздевался режиссер, чтобы быть наравне с актерами.
К тому же 42-летняя оскарная лауреатка М.Томей («Мой кузен Винни», «Рестлер») так много снималась раздетой, что едва ли могла стушеваться. Может быть, наоборот, окружающим мужчинам захотелось перед ней покрасоваться? Хоффман и Хоук в реальной жизни давние друзья Томей, что в преломлении событий данного фильма особенно любопытно. Его оригинальное название – «Прежде чем дьявол узнает о твоей смерти». Это финал традиционного ирландского тоста, который начинается так: «Да будет у тебя всегда еда и одежда, и мягкая подушка под головой; и да быть тебе 40 лет на небесах…»
Съемки проводились в Нью-Йорке. Главные кинопремии проигнорировали «Игры дьяволов», хотя критики отнеслись уважительно. Номинации на премии «Независимый дух»: дебютный сценарий и Томей. Премия «Gotham» за актерский ансамбль. Премия «Satellite» за актерский ансамбль. Номинации: фильм, режиссура и сценарий. Хоффман претендовал на «Chlotrudis». Премия «Silver Ribbon» (Италия) за режиссуру неевропейского фильма. Премия «Kinema Junpo» (Япония) за «инофильм». Сборы в США $7,1 млн. Сборы в остальном мире $18,4 млн. Сборы в России $0,18 млн. Продажи на DVD в США $1,8 млн. Бюджет $18 млн. Рейтинг IMDb – 7,4/40405 голосов. **1/2
"ПАРАГРАФ 78"
(25, Пт, БТ, 21-45)
Paragraf 78, Россия, 2007, 95 мин., PG-13. Реж.-сцен. Михаил Хлебородов (дебют); в рол.: Гоша Куценко (Гудвин), Владимир Вдовиченков (Скиф), Анастасия Сланевская (Лиса), Григорий Сиятвинда (Фестиваль), Станислав Дужников (Люба), Анатолий Белый (Спам), Азис Бейшиналиев (Пай), Юсуп Бахшиев (Доктор), Михаил Ефремов (Генерал)
Фантастический боевик по рассказам Ивана Охлобыстина (22.7.1966 г. в Москве). Он был колоритнейшей фигурой российского перестроечного кинематографа, затем «переформатировался» в продвинутого православного священника, очевидно, замаливающего и грехи бурного арт-прошлого. Затем же решился продолжить актерскую карьеру. С иными создателями «Параграфа» мне удалось виртуально пообщаться, ибо, будучи киношниками нового поколения, они дружно завели блоги в «Livejournal», видя в этом новый способ промоушна. Правда, если честно, то они охотно участвовали в обсуждениях со знаком «плюс», а вот то, что могло выглядеть минусом, нередко игнорировали. И, тем не менее, сам по себе факт «хождения в народ» необычен, чего не скажешь о сюжетной канве. Подобные истории уже многократно апробировались, как в блокбастерах («Чужой», «Хищник»), так и в минибюджетках. Итак, в недалеком будущем мироустройство становится более стабильным, а защищать его придится от достижений цивилизации. «Парагаф 78» -- это незыблемое правило, согласно которому, если боец спецназа заражается от биооружия, то обязан уничтожить себя как источник опасности для человечества. Именно эта участь грозит героям фильма, членам уже расформированного спецназа, прибывшего по приказу на сверхсекретную подземную военную лабораторию, где проводились опыты над особым штаммом. Бойцам еще неведомо, что придется лицом к лицу столкнуться … друг с другом.
По словам продюсера Ю.Бахшиева, «внешняя опасность в «Параграфе» лишь некий бульон, в котором проявляются взаимоотношения людей группы. Ведь известно, что когда люди долгое время находятся рядом, возникает привязанность друг к другу, но и раздражение, напряжение, вплоть до ненависти. Вот и наши спецназовцы уже накопили груз объяснимого недовольства друг другом. И когда попадают в радикальную ситуацию, это проявляется: где-то недовольство, где-то, наоборот, дружба. Этакий клубок человеческой драмы, который касается всех, а не только любовного треугольника Гудвина, Скифа и Лисы». Первоначально планировалось cнять один фильм, но рабочий материал так обрадовал продюсеров, что по примеру «Убить Билла» было принято смонтировать два. Согласно режиссерскому замыслу «в первом успеваешь привыкнуть к героям, а во втором начинаешь за них переживать». После просмотра фильма прежде всего подумалось: а чего собственно начали с … 78-ой серии? Чуть позже врубился, что все было бы в этой ленте драматургически оправдано, будь персонажи подростками (типа, «Дети шпионы»). Тогда съедалась бы вся эта неуправляемость, склонность к понтам и капризам. Иначе сами собой возникают неприятные Хлебородову (или же Кинородову?) мысли. Почему, например, после того, как компашка поссорилась с бякой Гудвином, никто из нее не нашел приличного места работы? Да и разве не интереснее было бы, если бы «параграфисты» ради чекисткой дружбы и дабы не заржаветь, не побросали бы теплые местечки, чтобы отправиться в «экстрим-экскурсию» в тьму-таракань? И как они умудрились со всеми своими туберкулезами-алкоголизмами сохранить лучшие спортивные кондиции? А то ведь даже перевозбужденные качки им не указ. Понимаю, что это для боевика логика не указ, но зачем тогда столь глубокое погружение в «мыльные» страсти? Симптоматично, что мат в картине присутствует, а голую Славу практически не показывают. И что это вообще за душевая для элитного подразделения? Ее в запущенной донельзя тюряге арендуют? «Парагаф 78» -- кинодебют М.Хлебородова (род. 10.3.1967 г., «Глубина»), корифея рекламы и музыкальных клипов для таких исполнителей как «Би-2», «Мумий тролль», «Маша и медведи», Саруханов, Валерия, Маликов, Титомир, Алсу, Вайкуле, Свиридова… Так что неудивительно появление в главной женской роли представительницы эстрады – Славы.
Она же 25-летняя кинодебютантка А.Сланевская, которой пришлось драться в душевой, будучи лысой и видимо голой. Среди ее партнеров признанные секс-идолы -- Г.Куценко («Дикари») и 32-летний В.Вдовиченков («Бумер»), а также несколько узнаваемых актеров. Съемки Сергея Kозлова ("Лев зимой"). Композитор – швед Тобиас Энхус. В записи музыки приняли участие известные мастера. Например, фронтмен группы «Suede» Бретт Андерсон вместе с «Мумий тролль» исполнил песню «Scorpio Rising». Для раскрутки «Параграфа» активно использовались шоу участников записи саундтрека (Йен Браун, «Death in Vegas», Слава и др.) и возможности «желтой» прессы. С ее помощью, например, широко оповещено о похищении в центре Москвы огромного рекламного брендмауэра (60х20 м) фильма. Съемки проводились в феврале–декабре 2005 г. в Калининграде, Севастополе и Москве. Были созданы рекордные по размерам для российского постсоветского кино декорации. По этому поводу Бахшиев заметил следующее: «Даже я, прожив полгода в этом павильоне (58 съемочных дней), не ожидал, что это выльется в такое диво. Я эти декорации знаю, как свои пять пальцев, и, тем не менее, на экране они выглядят аутентичными». Для ограниченного проката Хлебородов создал режиссерскую версию картины, включающую весь материал. Сборы в России $5 млн. Бюджет $10 млн. (хотя первоначально речь шла о $3,5 млн.). Затраты на наружную рекламу $3 млн., а на телерекламу -- $1 млн. Рейтинг IMDb – 5,2/847 голосов. *1/2
«ОСТРОВ ПОТЕРЯННЫХ ДУШ»
(25, Пт, СТВ, 0-15)
Island of Lost Souls, Германия – Дания – Швеция, 2007, 100 мин., PG. Реж. Николай Арцель («Игры королей»); в рол.: Сара Лангебек Гаарман (Лулу), Лукас Мунк Биллинг (Сильвестр), Лассе Борг (Оливер), Ларс Миккельсен (Некромант), Андерс В.Бертельсен (Герман), Беате Билле (Линея), Аннетт Стевельбек (Беата), Николай Кристенсен (Ричард)
Приключенческий мистический триллер для семейного просмотра. Еще одно сражение добра со злом. Итак, 1871 г. Копенгаген. Задержан крайне подозрительный мужчина, пытавшийся похитить Книгу Ложи борцов со злом, содержащую самые сильные заклинания. Преступника не просто допрашивают, а изучают и на всякий случай пичкают успокаивающими средствами в дозах, которого бы хватило на десятерых человек. Впрочем, задержанного нельзя назвать человеком. Он Некромант, заключивший договор со злом. Душа у него есть, но она пленена черной магией. Ложа решает казнить похитителя, но тот не дается, испуская некую враждебную силу. От нее погибает Линея, оставляя Германа безутешным… Такова преамбула ленты. Много лет спустя, обычная датская семья переезжает в приморский городок после развода, произошедшего из-за измены ее главы.
Вместе с мамой живут мальчик Сильвестр и 14-летняя Лулу, крайне недовольная переездом из столицы в глухомань. Она увлекается черной магией и проводит исследование своего нового жилища дома на предмет наличия неспокойных душ. Спальня с братом у них почему-то общая, так что Лулу приходится разбираться с боязливостью братика, ко всему прочему слышащего загадочные призывы помочь, освободить. Доходит до того, что Сильвестр становится словно заторможенным. А может быть еще и лунатиком? Скорее же, в него некто вселился… Лулу вместе со своим новым знакомым, радикально неспортивным Оливером, пытаются помочь мальчику. Рядом с берегом расположен загадочный остров Потерянных Душ, на котором и разыграются главные события ленты, в которых есть место и персонажам хоррора, и сценам экшена… Взрослые, как обычно только и делают, что не верят детям, а все мертвые, оказывается, разговаривают на едином языке. В финале есть место и юмору, и патетике, и умилению, а также намеку на продолжение. В целом ничего особенно нового, но смотрится без раздражения. Спецэффекты в ленте вполне приличного уровня. В фильм вошло 630 планов с ними, общей продолжительностью 35 минут, что является рекордом для Скандинавии. Кристенсен номинировался на премию «Bodil» (Дания). Премии «Robert» (Дания): детский фильм, декорации, грим, специальные эффекты и звук. Номинации: режиссура, съемки, музыка, монтаж и костюмы. В Дании фильм посмотрели 0,2 млн. зрителей. Бюджет 39 млн. датских крон. Рейтинг IMDb – 5,8/843 голоса. **
«КОГДА НЕ ХВАТАЕТ ЛЮБВИ»
(25, Пт, РТР, 22-25)
Россия, 2008, 85 мин., PG. Реж. Андрей Морозов («Хэлп ми»); в рол.: Екатерина Семенова (Тамара Викторовна), Александр Песков (Ярослав), Анжелика Вольская-Вострикова (Ирина Юрьевна), Екатерина Зинченко (Галя Недосейкина), Владимир Горюшин (Михаил Иванович), Александр Рапопорт (Илья Попов), Зоя Буряк (Людмила Астахова), Александр Голобородько (Леонид Лавров), Сергей Ларин (Валентин), Екатерина Травова (Лида), Майя Полянская (Ася)
Криминальная драма со слоганом «Нужно верить в свое счастье...». События этой намеренно запутанной истории с множеством персонажей начинаются с того, что Тамару Викторовну (37-летняя Е.Семенова, «Увидеть Париж и умереть») оставляет молодой любовник. И кто бы мог подумать, что сей удар становится стартом череды неприятностей? Судите сами: умирает любимая бабушка, прямо в квартире Тамары некто убивает ее соседку Ирину, а лучшей подруге Гале наносят удар по голове во время прогулки с собакой (к счастью, не до смерти)… Впрочем, беды добираются и непосредственно до Тамары. Незнакомые молодые люди, явно криминального толка, явившись без приглашения, запирают ее на своей же даче. Так что следователю Лаврову вместе с помощником Валентином, надо всем этим массивом данных, приходится изрядно поломать голову. Но больше помогает Тамаре случайно встреченный одноклассник Ярослав, который сложив воедино все факты, кажется, вычисляет их общий знаменатель… Блоговый отзыв: «Хороший, интересный, спокойный "женский" детектив. Под такой можно хорошо отдохнуть...». Рейтинга IMDb нет.