Авиарейсы в Калининград пока отменили, зато до Балтики можно будет добраться по Неману. Правда, не завтра, а в ближайшую пятилетку. Однако, чтобы активно перевозить туристов по Неману, оказалось, нужно приложить немало усилий. До сих пор у нас практически полностью отсутствуют на реке оборудованные причалы, нет ни одной плавучей заправки, а пассажирские стоянки в неудовлетворительном состоянии...
Между тем проект кажется реальным. Ведь основная составляющая круизных перевозок — река, у нас, к счастью, есть. Легко ли сделать водные пути Гродненской области привлекательными для туристов, выясняла журналистка «Вечёрки».
Когда приплывем на Балтику
Неманский речной путь считается непростым маршрутом.
— По этой реке пройдет не каждое судно. Из-за небольшой глубины здесь необходим теплоход, который предназначен для малых рек, с осадкой не более одного метра. Этим параметрам соответствует гродненский теплоход «Ольга Соломова». Условия для курсирования судов такого же класса есть, к примеру, на Минском море, в Пинске и Гомельской области, — поясняет заместитель начальника водного транспорта Министерства транспорта и коммуникации Андрей Чернобылец.
Однако наладить водное сообщение внутри страны (например, с упомянутыми выше регионами) и пустить по этим маршрутам пассажирский теплоход проблематично. Как объяснил начальник Гродненского филиала «Гродненский участок РУП «Белводпуть» Александр Маскалевич, Неман имеет замкнутый бассейн. Специалист более реальным считает оборудование пограничного с Польшей участка реки Неман для международных перевозок.
— Но в этом случае придется восстановить порядка 30 километров водного пути, а это немалые деньги, — говорит Александр Маскалевич, — хотя уже в этом году мы планируем начать совместную работу с речниками Литвы по восстановлению судоходства от Привалки и далее на их участке Немана до Каунаса. Работа в рамках трансграничного сотрудничества перспективна, ведь в плотине Каунасской ГЭС задумано соорудить судопропускной шлюз.
Так что, по словам начальника гродненского участка РУП «Белводпуть», ожидается, что в будущем у Гродно будет возможность выхода к Балтийскому морю.
Появятся новые теплоходы
Однако некоторые представители гродненского судоходного сообщества не уверены, что сотрудничество под эгидой Евросоюза в перспективе позволит приобрести новые пассажирские теплоходы. Сегодня в городе мало судов, готовых развлекать туристов. Теплоходу «Ольга Соломова», который принадлежит РУП «Белводпуть», уже 55 лет. Транспорт старый и малоскоростной.
— Судно развивает скорость до 60 км/час и предназначено для перевозок туристов в черте города. С такими мощностями двигателя добираться до Друскининкая придется несколько часов. Вряд ли пассажир захочет выдерживать длительную поездку, — говорит Александр Маскалевич.
Как сообщили в Управлении физической культуры, спорта и туризма Гродненского облисполкома, покупать еще один водный транспорт для города в ближайшее время не будут: на это нет денег. А вот посетителей Августовского канала к открытию сезона навигации ждет сюрприз. Помимо известного теплохода «Нёман» предприятие «Гродномелиоводхоз» планирует запустить два новых судна. Одно будет рассчитано на 21 пассажира, второе вместит шесть человек. Об этом рассказал заместитель генерального директора по строительству этой организации Иван Тихон.
Будет флот, найдутся и причалы
Чтобы развивать круизный туризм, помимо транспортного наполнения необходимо решить вопросы инфраструктуры.
— Но появление береговой инфраструктуры — шаткая перспектива, пока не появится достаточное количество теплоходов. Давайте будем реалистами: на решение всех вопросов в круизном туризме необходимо порядка десяти лет. А будет флот, найдутся и причалы, — высказал свою точку зрения Александр Маскалевич.
Решение проблемы эксперты также видят в продуманной координации усилий владельцев теплоходов и турфирм. К примеру, как рассказал начальник управления физической культуры, спорта и туризма Гродненского облисполкома Виктор Шнипко, в прошлом году рентабельность работы теплохода «Ольга Соломова» была нулевой. Судно заполнялось только на выходных, туристы выбирали более раскрученный водный путь Августовского канала. «Выгодно презентовать водные маршруты на реке Неман могли бы представители туристического бизнеса. Но в таком случае, скорее всего, стоимость билета на судно для пассажира повысится», — говорит специалист.
Есть вопрос
Будут ли круизные перевозки популярны среди туристов и гостей города?
Специалист по туризму гродненской турфирмы «Немново-тур» Ирина Сакало:
— Практика показывает, что в последнее время все больше людей интересуется круизными перевозками. Но если для любителей активного водного отдыха на байдарках предложения есть, то услуга речных прогулок на теплоходе отсутствует. А вот если бы город и владельцы таких суден предложили сотрудничать, мы бы не отказались. Это перспективное направление туриндустрии.
Кстати
Успешный опыт прохождения судов по неманскому речному пути есть. В конце ХIХ — начале ХХ века несколько теплоходов с духовым оркестром на борту совершали круизы в район Августовского канала и за Мосты.
Справка «ВГ»
Уделять большое внимание развитию водного туризма, обустройству рек и озер предусмотрено в проекте Национальной программы развития туризма в Беларуси на 2011–2015 годы.
Полина ЖУРАВЛЕВА ("Вечерний Гродно")