«ЧУДО»
(10, Чт, БТ, 22-00)
Россия, 2009, 110 мин., PG-13. Реж. Александр Прошкин («Холодное лето 53-го», «Доктор Живаго»); в рол.: Мария Бурова (Татьяна Скрыпникова), Сергей Маковецкий (Кондрашов), Константин Хабенский (Николай Артемьев), Полина Кутепова (Наташа Артемьева), Виталий Кищенко (Першин), Виктор Шамиров (отец Андрей), Александр Потапов (Хрущев), Ольга Лапшина (Клавдия Ивановна), Зураб Кипшидзе (Альберт Вахтангович), Тимофей Трибунцев (Пашка), Анна Уколова (Галя), Сергей Новиков (архиерей)
Ироническая драма по сценарию Юрия Арабова («Телец», «Молох», «Юрьев день»), выдающегося кинодраматурга, возможно, даже лучшего в России. Особенно ему удаются тонкие сентенции, благодаря чему интересно преподносятся высокие материи, имеющие сложную и противоречивую для понимания структуру. Во время показа «Чуда» на московском фестивале параллельно демонстрировались фильмы великого кинопровокатора Марко Феррери. И это дало основание для многочисленных сопоставлений. Не хочется сильно развивать эту тему, но киноманам, уверен, уже этого намека достаточно…
Мне трудно точно определить жанр представляемой картины. Слишком уж многое зависит от угла зрения каждого зрителя, его взглядов на искусство и религию. Я вижу в «Чуде» и «черную» комедию, и политическую сатиру, и мистическую притчу, и бытовую драму, и эстетский трагифарс…
(вот так комсомолка добралась до иконы, украшавшей крайне скромное жилище)
(таковы нравы на вечеринках в нем)
(вот так комсомолка застыла)
Причем намешано все это довольно органично, уверенной рукой опытного режиссера, который еще в СССР научился рассказывать истории таким образом, чтобы их как свои воспринимали и диссидентски настроенные зрители, и идеологические органы. Вот и «Чудо», с одной стороны, похвалил протоирей Всеволод Чаплин (тот, что призвал ввести общественный дресс-код), а с другой – мне показалось, что в фильме без почтения относятся к такой важной религиозной категории как чудо. А ведь именно оно должно наглядно подтверждать наличие высшего разума. В то же время – разве столь уж невероятно выглядит, если кто-то излечится, если с картины потекут капли жидкости, если что-то загорится… С одной стороны, все это не сопровождается «фирменным клеймом» Создателя, а с другой – что в этой системе координат прививка от оспы, высадка на Луне, интернет? Вот это действительно чудеса, только религии упорно продвигают свои, напоминающие то ли фокусы, то ли деяния экстрасенсов, с недоверием поглядывая на прогресс.
Впрочем, в 1956 году, когда проходили события данного фильма, в СССР мнение представителей культа с помощью СМИ не распространялось. Церковь действительно была отделена от государства, а контакты с ней трудящихся как минимум не поощрялись. Хотя многие, в том числе и верующие, всерьез утверждают, что в те времена и люди были добрее, и святости в обществе было больше. Так что прямой зависимости между торжеством нравственности и внедрением религиозности в массы не просматривается. Но совсем отмахнуться от прошедшего испытания веками учения мало кому удается. В «Чуде» это замечательно отражено. И лидер советских коммунистов Хрущёв, и районный уполномоченный по делам религии Кондрашов, и отвязная комсомолка Таня – все оговариваются, все держат в уме нечто такое, что противоречит генеральной линии партии. Не будь этого, церковь была бы попросту запрещена как идеологическое инакомыслие.
Но мы видим, что в советском городке действует храм, а решение сделать из него клуб насколько возможно тормозится местными руководителями. Неудивительно, что невероятное происшествие трактуется исходя из религиозных воззрений. Версии о происках инопланетян или отголосках научных экспериментов не рассматриваются. Конечно же, подкрепляющим фактором становится тот факт, что заживо окаменевшая девушка держит в руках икону, с которой перед этим нетактично танцевала. Но, во-первых, Таня Скрыпникова не самая большая грешница, подходящая для примера остальным, а во-вторых, мало что изменилось бы во взглядах, замри она, к примеру, с томиком Ленина.
Очень важно отметить, что авторы фильма не пытались сделать из своего детища универсальную притчу, а изо всех сил добивались отражения реалий именно того времени. Некоторые сцены поражают размахом реконструкции. Очень уж много усилий пошло на то, чтобы этого добиться. На мой взгляд, удалось и внедрение в ткань фильма Н.С.Хрущева, Первого секретаря ЦК КПСС.
Как это ни странно, но глава сверхдержавы тогда на самом деле мог появиться перед трудящимися без предварительной «зачистки» и облагораживания территории, без многократного оцепления… пусть и в результате аварийной посадки самолета. Именно Никите Сергеевичу удается разобраться с чудом, когда у застывшей девушки уже появились признаки разложения,
а шприцы гнутся о ее тело.
Доходит фактически до анекдота с поиском инока («новоначального монаха») или, на крайний случай, просто девственника.
Мне как имеющему опыт работы еще в советских СМИ стал интересен рассказ о том, как организовывалось идеологическое прикрытие сложившейся ситуации. Из областной газеты послан разобраться наиболее талантливый журналист Николай Артемьев. Вообще-то он поэт, а в газете трудится, чтобы зарабатывать на жизнь и не оказаться в зоне за тунеядство.
Естественно, он ударяется в загулы и доставляет хлопот начальству, которое, поругивая, пытается его отмазывать. Хабенскому удался этот типаж. Про саму ситуацию в газете «Волжская коммуна» от 24 января 1956 года писали в т.ч. следующее: «Да, произошло это чудо – позорное для нас, коммунистов, руководителей парторганов. Некоторые даже додумались до того, что вносили предложение послать туда попов для ликвидации этого позорного явления…»
Режиссер Прошкин так рассказывал о своей ленте: «В ее основу легла весьма странная история. В 1956 году в Самаре женщина в день своего рождения, не дождавшись избранника, схватила икону Николая Угодника, пустилась в пляс – и застыла. Она простояла 128 дней. Затем вернулась в свое обычное состояние. Дальнейшая ее судьба не известна. Доказано, что это событие имело место быть. Я верю, иначе бы не стал снимать этот фильм. Он – история людей, которые столкнулись с этим явлением, и о том, как оно повлияло на их жизнь. В картине, безусловно, есть религиозная составляющая, но все же фильм не столько о религиозном феномене, сколько о феномене человеческой души, о том, что человек, душу которого озаряет вера в чудо, преображается, становится лучше. И я бы очень хотел, чтобы мы поверили в чудо нашего преображения».
(судьба героини печальна и это еще не самые страшные кадры из того, как развивались события)
Основные съемки проводились в пригороде Тулы – поселке Косая Гора. Был построен дом с видом на Косогорский металлургический завод. Также съемки проводились на вокзале, в отделении милиции Ясногорска, в Заокской типографии, в здании «Тулаугля» и в доме офицеров, где, по сюжету, проживает Хрущёв. Последние планы ленты сняты в музее-усадьбе «Ясная Поляна». Специальный приз жюри «Серебряный Георгий» за режиссуру на МКФ в Москве. Номинации на премии «Золотой орел»: Маковецкий и Кутепова, которая также претендовала на «Нику». Гран-при правозащитного МКФ «Сталкер» в Москве. Сборы в России $50 тыс. Рейтинг IMDb – 6,1/105 голосов. ***
“ЖЕНСКАЯ ИНТУИЦИЯ”
(10, Чт, БТ, 12-10)
Россия, 2003, 52 мин. Реж. Оксана Байрак («Инфант», «Аврора»); в рол.: Ольга Погодина (Даша), Александр Дьяченко (Александр), Алена Ивченко (Юля), Анастасия Зюркалова (Маша), Анатолий Дяченко (Анатолий, водитель), Римма Зюбина (Лиля), Алла Масленникова (Инга), Николай Баклан (Юру), Юлия Котовицкая
Мелодрама для ТВ. Жизнь бизнесмена Александра до предела насыщена деловыми хлопотами. А ведь надо еще заниматься воспитанием маленькой дочки, которую он даже не подпускает к ее матери, своей бывшей жене. Когда в офисе появляется претендентка на должность секретаря Даша, то Александр сразу же понял, что истинное предназначение этой девушки -- воспитание его дочурки. Так она неожиданно для себя стала гувернанткой маленькой бестии Маши и было очень непросто стать с ней друзьями, практически подругами. Очень скоро Даша начинает понимать, что в душе ее подопечной поселилась печаль. Ребенок очень остро переживает развод родителей и скучает по маме. Даша решает помочь ей, хотя сама влюбилась в своего хозяина и даже провела с ним ночь… Как именно помочь, полагаю, вы догадываетесь. Довольно мило собраны в одном фильме сюжетные клише, в преломлении к новорусской традиции. Много внимания уделяется женским отношениям, стремлению к сводничеству, а также скорее душещипательным, чем трогательным эпизодам с ребенком. И полным хэппи-эндом. Рейтинга IMDb нет. *
«ПЛАТЬЕ ОТ КУТЮР»
(9, Ср, БТ, 12-10)
Россия – Украина, 2008, 90 мин, PG. Реж.-сцен. Татьяна Канаева («Птица счастья»); в рол.: Полина Воробьева (Маша), Андрей Феськов (Иван), Стивен Киннок (Тим Старк), Елена Андреева (Оля), Галина Бокашевская (Люська), Константин Стрелков (рыбак-профессор), Зоя Буряк (Лидусик), Владимир Космидайло
Мелодрама. В Санткт-Петербурге стоят романтичные Белые ночи, поэтому в фильме не обойдется и без проблем с разведением мостов, которые разделят возлюбленных… Итак, приехавший в Россию за красивой и покладистой женой Тим Старк встречает Машу. Для нее это, объективно «счастливый билет», однако на душе у девушки не слишком радостно. Однако она помнит, что должна помогать родителям, обитающим в провинции. Даже приобретенное женихом дорогое свадебное платье от кутюр, Маша тайком сдает обратно в бутик, чтобы послать больше денег близким. Сама же шьет его копию, надеясь, что счастливый Тим не выявит подделки. Ситуация складывается таким образом, что в ночь накануне торжества она бродит по городу, неся в пакетике платье, запросто вступая в общение с окружающими и даже приглашая их на свадьбу. Но как быть с одним из новых знакомых Иваном, который сразу вызывает у Маши симпатию?.. Любопытно складывалась карьера постановщицы ленты Т.Канаевой. В 1984 г. она окончила ЛГУ по специальности экономическая и социальная география. После чего работала в лаборатории проблем народов Севера. Но в 1993 г. ее потянуло в кинопроизводство, где Канаева попробовала себя на самых разных должностях, будучи ассистентом режиссера, фотографом, вторым режиссером, директором съемочной группы, исполнительным продюсером. С 1998 г. она реализует себя как автор и режиссер документальных фильмов, а в 2005 г. поставила игровую короткометражку «Няня». Даже интересно, доберется ли настойчивая Татьяна до Голливуда? Рейтинга IMDb нет.
Кино из СССР.
«ЧУЖАЯ ВОТЧИНА»
(9, Ср, БТ, 10-05)
The Alienated Motherland/The Lands of Others, СССР (Беларусь), 1983, 91 мин., PG-13. Реж. Валерий Рыбарев («Меня зовут Арлекино», «Свидетель»); в рол.: Андрей Дружкин (Митя), Наталья Бражникова (Алеся), Владимир Поляков (Имполь), Владимир Гостюхин (Литовар), Любовь Черняева (Христя), Стефания Станюта (Мондриха), Павел Кормунин (дядька Ладимер), Антонина Бендова (немая Евка), Виктор Гоголев (старый Корсак), Стасис Петронайтис (Царик), Ольга Белявская (Чеся), Леонид Баранчик
Драма по мотивам романов «Чужая бацькаўшчына» (1978 г.) и «Год нулявы» (1983 г.) белорусского писателя Вячеслава Адамчика (1933–2001).
1938 год. Западная Беларусь, входившая тогда в состав Польши. В центре событий – молодой поэт-вольнодумец Митя, который наблюдает и даже испытывает на собственной шкуре проявления несовершенства, жестокости мира, но надеется на лучшее. Ведь впереди вся жизнь… Сей самобытный фильм оказался слишком сложным для восприятия и логично провалился в прокате (0,8 млн зрителей). Однако это не мешает считать «Чужую вотчину» грандиозным событием нашего кинематографа. К примеру, согласно моему субъективному списку лучших лент в истории «Беларусьфильма» она находится на пятом месте. Замечательные съемки Феликса Кучара. Сценарий А.Лапшина («Вкус хлеба»). Награды ВКФ: диплом за режиссерский дебют и премия за декорации Е.Игнатьева и А.Верещагина. Кстати, я хорошо помню, с каким восторгом была воспринята на нашей киностудии именно вторая награда – практически советский «Оскар». Рейтинг IMDb – 3,8/11 голосов. ***