БТ
Фильм "КРАПОВЫЙ БЕРЕТ" ("Беларусьфильм"). 3-я и 4-я серии.
ОНТ
Фильм "СОЛДАТ ИВАН БРОВКИН".
См. ЗДЕСЬ
*
Фильм "ИВАН БРОВКИН НА ЦЕЛИНЕ".
См. ЗДЕСЬ
*
Фильм "ОФИЦЕРЫ" (в цвете).
СССР, 1971, 91 мин., PG. Реж. Владимир Роговой («Юнга Северного флота», «Годен к нестроевой»); в рол.: Василий Лановой (Иван Варавва), Георгий Юматов (Алексей Трофимов), Алина Покровская (Люба), Владимир Дружников (Георгий Петрович), Евгений Весник (фельдшер), Наталья Рычагова (Маша Белкина), Андрей Громов (Иван), Шаджан Акмухамедов (Керим), Муза Крепкогорская (Анна Васильевна), Владимир Златоустовский (Гаврилов), Виктор Проскурин
Приключенческая драма по сценарию Бориса Васильева («А зори здесь тихие») и Кирилла Рапопорта («Аты-баты, шли солдаты»). Эта лента не просто победила в годовом советском прокате (53,4 млн. зрителей), но и обрела статус культовой. Прежде всего, для советских офицеров и членов их семей. Не счесть, сколько раз во время своей службы в армии, я слышал реплики из него, привязанные к той или иной ситуации. Так что фильм здорово поработал на пропаганду вооруженных сил, причем, как их прошлых побед, так и современных (на период выхода на экраны) достижений. Он фактически объединил поколения офицеров под девизом: "Есть такая профессия -- Родину защищать". Причем, преподнесены все эти моральные ценности с юмором, энергией и любовным треугольником. Конечно же, идеализации хватает, но то было непреложным условием тех времен, когда реклама была ненавязчивой, ибо ею было пропитано все и вся. В какой-то мере оторванность кино и реалий демонстрирует то обстоятельство, что сыгравшие закадычных друзей -- 44-летний Г.Юматов («Стряпуха») и 36-летний В.Лановой («Анна и командор») -- были не в ладах еще с 50-х годов, когда Василий «увел» у Георгия роль в фильме «Павел Корчагин». Плюс к этому, у Юматова была репутация выпивохи, способного сорвать съемки. Так что, несмотря на рекомендацию Б.Васильева, режиссер долго сомневался в правильности выбора. Впрочем, у Юматова был веский козырь – он прошел войны и шрам на его спине, столь органично вошедший в фильм, – реальный. А с Лановым общий язык был найден и впоследствии они не раз сотрудничали. События картины начинаются с 20-х годов и хорошо демонстрируют, что за «цыганская» жизнь была у советских офицеров. Но они, тем не менее, все успевали. И семьи завести, и детей взрастить, как правило, в будущем офицеров. Любопытно, что постановщик ленты В.Роговой окончил экономический факультет ВГИКа, поработал организатором съемок и лишь постепенно переключился на режиссуру. Причем, в качестве постановщика начал карьеру на «Беларусьфильме». Съёмки проводились в Москве, Подмосковье, Твери, Севастополе и Ашхабаде. Линия ВДВ внесена в фильм по рекомендации генерала В.Маргелова, белоруса и фактически основателя этого рода войск. Музыка Р.Хозака («Иван Макарович»). По опросу журнала «Советский экран», «Офицеры» признаны фильмом года, а Лановой – лучшим актером. Рейтинг IMDb – 7,4/186 голосов. **1/2
Фильм "КРАЙ".
*
РТР
Фильм "НА ДАЛЬНЕЙ ТОЧКЕ".
СССР, 1970. Реж. Эдуард Абалов. В ролях: Юрий Белов, Алексей Крыченков, Семен Морозов. Герой фильма - солдат последнего года службы, ефрейтор Гвоздев.
Фильм "ДОРОГОЙ МОЙ ЧЕЛОВЕК".
My Beloved/My Dear Fellow!, CCCР, 1958, 108 мин., PG. Реж. Иосиф Хейфиц («Депутат Балтики», «Дама с собачкой»); в рол.: Алексей Баталов (Владимир Устименко), Инна Макарова (Варя Степанова), Леонид Быков (Саша Богатырев), Борис Чирков (Жилин), Иван Переверзев (Козырев), Петр Константинов (Родион Степанов), Юрий Медведев (Евгений Степанов), Цецилия Мансурова (Ашхен Оганян), Лидия Штыкан (Люба), Петр Кирюткин (дед Мефодий), Белла Виноградова (Вера Вересова), Таня Хабло (Наташа), Георгий Жженов (отец Владимира), Любовь Малиновская (Нюра)
Мелодрама по мотивам романа «Дело, которому ты служишь» Юрия Германа (1910 – 1967 гг.). Наиболее удачные экранизации этого писателя, осуществлены его сыном А.Германом («Проверка на дорогах», «Мой друг Иван Лапшин»), но и представляемая лента не забылась. Итак, 1936 г. Влюбленные вчерашние школьники Варя (31-летняя И.Макарова, «Молодая гвардия») и Володя (29-летний А.Баталов, «Летят журавли») еще размышляют, как именно построить свои жизни. Отцы обоих выполняли интернациональный долг в Испании, а вернулся только папа Вари, в прошлом моряк с легендарного крейсера "Аврора". Отец же Володи был сбит в небе над Мадридом. Вот и судьбы молодых героев ленты тоже неожиданно расходятся. Окончив медицинский институт, Владимир в соответствие с распределением отправляется в деревню, а вот Варя, мечтающая стать артисткой, остается в столице. У них происходит концептуальный раскол, ведь Володя мог с помощью пронырливого брата девушки остаться дома, но для него важнее гражданский долг. Таковым он оставался и в годы войны, когда был военным хирургом, и после нее, когда стал главным врачом городской больницы. Владимир служит людям, личная жизнь не складывается, да и не забывает он Варю, к слову в итоге ставшую геологом. Великая Отечественная сводит их, увы, лишь на короткое время, но история на этом не заканчивается… Разумеется, представляемый фильм, это детище своего времени, а не сокровищница вечных ценностей. Поэтому не удивителен такой вот блоговый отзыв: «Не знаю, за что поколение моих родителей так уж боготворило этот фильм. При всём моём уважении к Герману как писателю, к Хейфицу как режиссеру, а к Баталову как актёру, я не считаю, что фильм заслуживает таких уж восторженных откликов. Какой-то он сумбурный, а поступки главных героев не всегда адекватны. Да и постоянные апелляции к партбилету и партийной совести под конец становятся просто невыносимыми. Да, я понимаю, время было такое. Но ведь в те же времена был снят ряд настоящих шедевров, в которых партийная тематика звучала не так навязчиво. Хотя, возможно, вся эта сумбурность и неадекватность как раз и отражает тот факт, что авторы фильма не имели права признать, что медицина, как служение высшим идеалам гуманизма -- вообще не совместима ни с какой идеологией, а тем более с коммунистической». Режиссер И.Хейфиц (17.12.1905 –24.4.1995 гг.) родился в Минске, но с белорусским кинематографом связан не был. Вторые премии за фильм и режиссуру на ВКФ. 8-е место в советском годовом прокате (32 млн. зрителей). Рейтинг IMDb – 6,8/47 голосов. *1/2
*
Фильм "СОЛДАТ ИВАН БРОВКИН".
См. ЗДЕСЬ
*
Фильм "ИВАН БРОВКИН НА ЦЕЛИНЕ".
См. ЗДЕСЬ
*
Фильм "ПРИКАЗАНО УНИЧТОЖИТЬ. ОПЕРАЦИЯ "КИТАЙСКАЯ ШКАТУЛКА"
Россия, 2009, 166 мин., PG. Реж. Сергей Бобров («Мужчины не плачут», «Реальный папа»); в рол.: Константин Лавроненко (Пётр Гаврин), Михаил Ефремов (Андрей Бабушкин), Валерий Золотухин (Гитлер), Геннадий Хазанов (Сталин), Рената Литвинова (Шарлотта), Андрей Смоляков (Грейфе), Сергей Баталов (Илья Кретов), Тарас Бибич (Юрий Неверов), Илья Соколовский (Василий Гусаров), Иван Стебунов (Леонид), Александр Тютин (Вадис), Федор Добронравов (Моль), Сергей Габриэлян (Валеев), Кирилл Плетнев (Садков), Степан Старчиков (Абакумов), Анна Казючиц (Катя), Александр Яковлев (Гаврила)
Историческая военно-приключенческая драма для ТВ по сценарию Владимира Брагина («Люми», «Пантера»), основанному на секретных архивах советской разведки. 1944 г. В ходе операции "Китайская шкатулка" Гитлер поставил задачу ликвидировать Сталина. Будущих убийц тщательно готовят в особой диверсионной школе. А пленные советские солдаты используются, как подопытный материал, чаще всего погибая во время тренировок агентов. Особую участь фашисты отводят беглому солдату Петру Таврину... Все у разработчиков «Китайской шкатулки» выглядит убедительно, но ведь и советская разведка не лыком шита… Обратите внимание на очень громкий актерский состав фильма и заявленные в нем психологические подоплеки. Съемки проходили в Москве и Львове. Именно в украинском городе режиссер, по его признанию, нашел не просто массовку, а лица времени. Музыка В.Эглитиса («Тиски»). Рейтинг IMDb – 6,3/19 голосов. *1/2
Фильм "МЫ ИЗ БУДУЩЕГО".
Back in Time/We Are from the Future, Россия, 2008, 120 мин., PG. Реж. Андрей Малюков («34-й скорый», «Делай – раз!», «Грозовые ворота»); в рол.: Данила Козловский (Борман), Андрей Терентьев (Спирт), Владимир Яглыч (Череп), Дмитрий Волкострелов (Чуха), Борис Галкин (старшина Емельянов), Екатерина Климова (медсестра Нина), Даниил Страхов (л-т Демин), Сергей Маховиков (политрук Карпенко), Игорь Черневич (особист Жорин), Ральф Шиха (оберст Бонхов), Зоя Буряк (санитарка Клава), Сергей Мухин (Соколов), Тамара Спиричева (старушка)
(отказник сиквела Д.Козловский - см. ниже)
Фантастико-приключенческая военная драма. Достаточно необычный, особенно для «отечественного» кинематографа, фильм. И хотя в отношении сюжетной канвы принципиально нового в нем ничего нет (достаточно вспомнить «Назад в будущее»), то точно есть в самом подходе к Великой Отечественной, события которой преподнесены, в том числе, и весьма провокативными приемами. Но, к чести авторов ленты, получилось не пошло. Хотя, если честно, то медсестра, ползающая за ранеными в мини-юбке – это та еще хохма. Как и нагие забеги главных героев фильма… А начинается все в наши дни. Четверка молодых питерцев занимается «археологией» с целью циничной наживы. Будучи в одной упряжке, они, тем не менее очень, очень разные и по мировоззрению, и по манерам, и по мотивации для занятия этим крайне сложным делом, что ведет к постоянным конфликтам. А ведь надо быть командой, ибо приходится и драться с конкурентами, и много работать лопатой, и рисковать при реализации реликвий. Но всерьез Борман, Спирт, Череп и Чуха сходятся, когда оказываются … на фронте. Да, да, встретив обычную, но необычную старушку, а затем, раскопав блиндаж, в котором, помимо скелетов и оружия, обнаруживают документы на … самих себя, парни, нырнув в озеро, дабы остудить мозги (по их версии воспаленные паленой водкой), выплывают в боевые порядки. И благо, что их еще не расстреливают, как дезертиров. В дальнейшем, парни на удивление легко вписываются в тамошние порядки и даже начинают проявлять инициативу. Кто-то теряет голову от любви, а кто-то знакомит однополчан с теперешними приемами игры на гитаре. И, разумеется, очень важно для раскрытия характеров персонажей из будущего, их участие в батальных сценах, снятых в весьма реалистичной манере и с живыми человеческими эмоциями. Так что комических, героических, трагических и лирических отступлений в ткани ленты предостаточно и коли принять предложенные ее авторами правила игры, то она вполне может показаться захватывающей. Однако и о вечных ценностях призадуматься заставляющей. Имеющий опыт постановки еще советских военно-пропагандистских лент А.Малюков («В зоне особого внимания») заявляет, что его картина не носит нравоучительного характера: "Я не хотел этим фильмом никого воспитывать. Мне просто важно, чтобы зрители увидели разницу в глазах героев -- до и после их перехода во времени. Я пытаюсь показать в фильме связь времен. Необходимо связать узелки и понять, что все, что было до нас – это наше, а не чье-нибудь. И то, что мы сейчас проживаем – это тоже наше. Мы не пытаемся критиковать нынешнее время или хвалить его. Суть картины в том, чтобы показать, ради чего стоит жить. Мы часто забываем в повседневной суете о важных и, возможно, главных вещах...». В то же время, нельзя не заметить, что это ладно скроенное молодежное кино обладает четким идеологическим посылом. А еще качественными трюками и спецэффектами (которые в существенной мере делали канадцы), а также удачным кастингом.
Исполнители главных ролей еще не «звезды», но определенно имеют перспективы стать таковыми, ибо запоминаются и харизматичны. Натурные съемки, которые проводились в Санкт-Петербурге и Псковской области, заняли два летних сезона. Причем, сначала отсняли военную, а уж потом современную часть картины. Во время съемок Е.Климова была на 6-м месяце беременности и все трюки за неё выполняла канадская дублерша. Рабочие названия: «Черные следопыты», «До первой крови». Сборы в России $8,23 млн. (пока 3-е место в сезоне). Премия «Золотой орел» за монтаж. Номинации: Козловский и музыка И.Бурляева. Премия MTV-Россия за драку. Номинации: фильм, Шиха (как негодяй), поцелуй (Борман – Нина) и И.Климова, бывшая о время съемок на 6-м месяце беременности (трюки за нее выполняла канадская дублерша). Номинация на премию блогосферы «Жорж» за «отечественный фильм». Сборы в России $8,2 млн. Бюджет $5 млн. Рейтинг IMDb – 7,6/276 голосов.**1/2
Фильм "МЫ ИЗ БУДУЩЕГО-2".
Россия, 2010, 101 мин., PG. Реж. Александр Самохвалов и Борис Ростов (дебют), а также Дмитрий Воронков («Херувим»), Олег Погодин («Непобедимый») и Андрес Пуустусмаа («1814»); в рол.: Игорь Петренко (Сергей «Борман» Филатов), Владимир Яглыч (Олег «Череп» Васильев), Алексей Барабаш (Тарас), Дмитрий Ступка (Серый), Екатерина Климова (Нина), Владислав Резник (майор Дёмин), Иван Краско (дед), Денис Карасев (Мисюряев), Остап Ступка (поручик), Кирилл Полухин (Мартынов), Кристина Кузьмина (Маша)
Фантастико-приключенческая военная драма по сценарию Александра Шевцова («Фобос. Клуб страха»). Продолжение одноименного фильма (см. «ТиО» №17/2008). События Великой Отечественной вновь преподнесены в откровенно клиповой манере, со всеми плюсами и минусами этого стиля. Не обошлось и без крупного скандала. В феврале 2010 года Министерство культуры и туризма Украины запретило прокат «Мы из будущего – 2». По мнению членов экспертной комиссии, некоторые эпизоды фильма содержат сцены, разжигающие межнациональную рознь. По словам главы Госслужбы кинематографии Украины А.Чмиль, «то, как показана жизнь УПА, – скорее фантазии создателей фильма. А то, как в фильме освещено поведение командиров – просто перенесение российского менталитета, со всем этим самогоном и расстрелом в яме без суда и следствия. Конечно, я понимаю, что в кино все заканчивается дружбой. Но меня такая трактовка ролей – раз украинец, то либо бандеровец, либо предатель – как украинку обижает и унижает». И ведь действительно показалось, что российские кинематографисты хотели добиться именно такого эффекта, понимая, что он востребован в обществе. Известно, что из-за этого отказалось сниматься большинство актеров первого фильма: Д.Козловский, Д.Волкострелов, А.Терентьев, И.Черневич, Д.Страхов… Вот как рассказал об этом «The New Times» первый из этого списка: «Когда мне прислали сценарий, я допускал возможность, что меня это увлечет, хотя изначально был против продолжения. Тем не менее всегда оставляешь себе шанс – а вдруг? Но здесь сразу стало ясно, что это не тот случай. Передо мной был пошлый, неталантливый текст с развивающимся против всякой логики сюжетом, к тому же приправленным ксенофобией. У меня не было ни малейшего сомнения в том, что участвовать в этой «игре» я не буду». Когда же Козловского пытались уговорить, то намекали, что это нужно для очень высоких начальников и в преломлении через нужды не менее высокой политики. Пришлось артисту проявить мужество. По ходу съемок покинул проект, попросив убрать его фамилию из титров, режиссер О.Погодин. Согласно его признанию, «с патриотической линией изрядно перегнули. Как-то по-квасному все получилось. Нужно было нежнее сделать». Особенно поражает начало фильма. Современная молодежь Украины представлена в облике карикатурных националистов, да еще и поголовно одетых в фашистскую форму. Понятно, что и ситуация особая, и в кино есть место условности, но все равно остается неприятный осадок. Особенно учитывая раскол в украинском обществе. Правда, авторы ленты в свое оправдание говорят, что в конце концов все заканчивается российско-украинской дружбой, призывом к народам держаться друг друга. Все это так, но легко представить, во что бы все вылилось, если бы в Украине (или другой экс-республике СССР) сняли размашистый фильм с зеркальным сюжетом… Обиды было бы выше крыши. Действительно, пока еще все остро воспринимается, нужно быть или тактичнее, или считать, что фильм для внутреннего пользования. Ведь многим действительно сложно воспринимать «Мы из будущего – 2» как заведомое фэнтези или компьютерную игру.
Основные события происходят в Львовской области (хотя съемки проводились под Петербургом), где собрались доблестные реконструкторы, чтобы воспроизвести события Львовско-Сандомирской операции 1944 года. Как вы уже догадались, главные герои окажутся в реальной фронтовой обстановке. Далее следует много экшена, но не забывается и любовная линия. Кстати, в первой части скелет медсестры находят в разрушенном блиндаже, а погибает она теперь совсем в другом месте. Музыка А.Пантыкина. Украшение ленты – песня «Така як ты» («Океан Эльзы»). Климова номинировалась на «Золотой орел». Сборы в России $8,2 млн. Рейтинг IMDb – 5,7/284 голоса. *
ЛАД
Фильм "ТОЧКА ОТСЧЕТА".
The Point of Departure, СССР (Беларусь), 1979, 98 мин., PG-13. Реж. Виктор Туров («Через кладбище», «Люди на болоте»); в рол.: Николай Кочегаров (Воронов), Валерий Полетаев (Кольцов), Василий Петренко (Кукин), Юрий Демич (Чагин), Лидия Константинова (Раиса), Петр Юрченков (Гайдаш), Анатолий Ромашин, Андрей Градов, Виктор Тарасов, Александр Кашперов
Военно-приключенческая драма. Рассказ о буднях советских десантников в мирное время, оставляющий двойственное впечатление. С одной стороны, фильм плакатно-схематичен по сюжету и откровенно назидателен по сути. Но, с другой, его создатели так «отвязались» в деталях, нюансах и боевых сценах, что смотреть не скучно. Да и тема дедовщины проскальзывает. Не обходится и без любовного треугольника. Критика встретила фильм настороженно. В лучшем случае речь шла о полуудаче. Доставалось за следование канонам приключенческого жанра, упрощенные мотивировки. Как отмечал в 1986 году А.Камшалов, «Туров создал фильм в нарочито жесткой, холодной форме. Это относится прежде всего к сценам тренировок десантников. Процесс обучения подчас вызывает отталкивающее впечатление. Недостаточно четко и художественно убедительно режиссер освещает тему преемственности поколений. Да, средствами искусства мы должны воспитывать мужественное поколение. Мужественное, но не жестокое…». И кто мог тогда знать, что спустя несколько лет стандарты киножестокости претерпят радикальные изменения. Мне повезло наблюдать, с каким азартом и удовольствием работали на съемках «Точки отсчета» актеры. Как, например, подменяя штатного каратиста-трюкача на крупном плане, Ю.Демич так увлекся созданием достоверности, что не рассчитал и буквально «вырубил» своего партнера. А тот, когда очнулся, даже не обиделся, мол, за благое дело пострадал... Под стать им работал и оператор Ю.Марухин. Музыка О.Янченко. Украсили фильм песни В.Высоцкого в исполнении М.Влади. Многим особенно запомнился главный «антигерой» — 25-летний Н.Кочегаров (вторая в карьере кинороль). Премия ВКФ и диплом жюри “за лучший военно-патриотический фильм”. Премия В.Акимову и В.Ежову за лучший сценарий для фильмов о Советской Армии. В СССР фильм посмотрели 22,5 млн. зрителей. Рейтинг IMDb – 5,5/33 голос *1/2.
НТВ
"НЕБО В ОГНЕ".
Россия, 2010, PG. Реж. Дмитрий Черкасов («Красная вода», «Большая нефть. Цена успеха»); в рол.: Евгений Пронин (Владимир Самойлов), Иван Стебунов (Коля Воронин), Владимир Яглыч (Василий Астахов), Артемий Ткаченко (Костя Марецкий), Михаил Евланов (Леонид Тарасенко), Елена Полякова (Ася Береговая), Юлия Снигирь (Лиза Воронина), Владимир Турчинский, (Савелий Калачев), Андрей Егоров (Яшин), Нина Курпякова (Фира)
Военно-приключенческая драма для ТВ, повествующая о героических летчиках. В 1940 году недавний пограничник Володя Самойлов (29-летний Е.Пронин, "Застава Жилина") поступает в летное училище. Он детдомовец, заболевший небом еще в детстве. У него появляются замечательные друзья: одессит Костя, богатырь Василий и романтик Коля. А вот с сыном партийного бонзы Леней – лучше не связываться. Но у Володи, увы, возникает с ним конфликт. Он спасает во время пожару студентку Лизу, но роман у нее складывается с Костей. Правда, Володю больше интересует преподавательница летного дела Ася, но на его пути появляется Леня. Противостояние переносится в небо, случается ЧП и Самойлова исключают из училища, но…. Одна из последних ролей В.Турчинского. Сцены, в которых занята историческая авиационная техника, сняты на аэродроме Ватулино в Рузе. В съемках участвовали два истребителя И-15 (модификации "бис" и "дит"), два самолета По-2 и мессершмитт-109. Сцены авиабомбардировок и высадки воздушного десанта снималась в городке Выдропужск Тверской области. Найденные здесь полуразрушенные дома не требовали сооружения дополнительных декораций для наглядной демонстрации результатов вражеского авианалета. Рейтинга IMDb нет.
"СТРЕЛЯЮЩИЕ ГОРЫ".
Россия, 2010, 4 серии, PG. Реж. Рустам Уразаев («Меч», «Мент в законе – 2»); в рол.: Роман Курцын (Меркурьев), Вадим Цаллати (Хасан), Самад Мансуров (Нуралиев), Сослан Фидаров (Зарипов), Константин Тополага (Лоськов), Рустам Уразаев (Джабиев), Людмила Свитова (Ольга), Анатолий Отраднов (Хамзат)
Военные приключения для ТВ по одноименному роману Геннадия Ананьева и Юрия Бойко, отмеченному премией ФСБ РФ. Подобные героико-пропагандистские ленты рассчитаны прежде всего на аудиторию страны-производителя. Нам же бывает трудно разобраться, кто прав, а кто виноват. Особенно на Кавказе, где, увы, дошло до больших войн, обернулось множеством погибших и раненых. И совсем уж плохо воспринимается противостояние России и Грузии. Честно говоря, не хотелось верить, что такое в принципе возможно. Однако случился военный конфликт, и теперь идеологические органы этих бывших частей СССР прикладывают большие усилия, чтобы «прикрыть», оправдать его. А нам, нейтральным зрителям, если уж нарываешься на просмотр, приходится разбираться, где в фильме печальные реалии, а где циничная пропаганда. Итак, начало XXI века. Панкисское ущелье. Скромные и тактичные российские пограничники противостоят почему-то куда более многочисленным боевикам-головорезам, которые готовы на все, пытаясь перейти границу и захватить мирный город, дабы насадить бандитские порядки. Проиграв смертельную битву воинам капитана Меркурьева, предводитель боевиков Хасан решает отомстить ему лично, как «кровнику»… Во время съемок было произведено 25 взрывов, на что пошло 400 кг тротила. Было отстреляно 15 тысяч патронов. В мини-сериале снялся реальный спецназ. Группа базировалась в Карачаевске. Музыка А.Шелыгина («Бригада»). Титульная песня «Погранзастава» – О.Газманова. Рейтинга IMDb нет.
СТВ
Фильм "ВЫЙТИ ЗАМУЖ ЗА КАПИТАНА".
СССР, 1985, 89 мин., PG. Реж. Виталий Мельников ("Начальник Чукотки", «Агитбригада «Бей врага»); в рол.: Вера Глаголева (Лена Журавлёва), Виктор Проскурин (Александр Петрович), Вера Васильева (Вера Семёновна), Николай Рыбников (Кондратий Петрович), Юрий Демич (Лядов), Светлана Крючкова (дизайнерша), Валентина Березуцкая (мать Александра), Федор Одиноков (Андрей Степанович), Татьяна Рудина (Полина), Вера Вельяминова
Комедийная мелодрама по сценарию Валентина Черныха («Москва слезам не верит», «Свои»). Энергичная, почти приключенческая лента. В эпицентре ее событий, роман очень разных по восприятию жизни людей. В силу принципов и характера, немногословный и хронически правильный капитан-пограничник Блинов (32-летний В.Проскурин, "Жестокий романс") не склонен к легкомысленным связям, ему нужна большая и чистая любовь, а в практическом плане: хранительница семейного очага, готовая поехать с ним хоть на край света (если и там есть границы). Казалось, что заводная, отчаянная фотожурналистка Лена Журавлева точно не такая. Ради достижения цели всегда готова на коварство. Была замужем и не скрывает, что ее посещают мужчины. И кто бы мог предположить, что их курортная интрижка не пройдет бесследно, причем, прежде всего, для нее. Именно Лене необходимо разбираться, как быть с полученным от Александра правом решать и действовать... А сколь элегантно звучит в его устах: «Для меня ты никогда не была замужем. И никого у тебя не было. Кроме меня". Как писал в 1986 г. критик А.Федоров «Создатели картины вместе со своей эмансипированной героиней словно заранее предупреждают: у нас все через край -- чувства, характеры, события, острые словечки. И верно -- обратившись к теме современного героя-лидера, авторы картины выбирают решительного и мужественного пограничника, который в меру своих сил и возможностей пытается учить уму-разуму (бескомпромиссности, честности, настойчивости) экзальтированную молодую женщину из профессорской семьи». Стоит заметить, что юмор в картине выглядит несколько натужным, а сатира – притянутой за уши. Но если подходить объективно, то они скорее фон для главенствующей «мыльной» лини. 28-летняя В.Глаголева («Женщин обижать не рекомендуется») по опросу журнала "Советский экран" признана актрисой года. Кстати, по меркам тех лет, в представляемом фильме была «обнаженка» с участием Веры. Музыка И.Шварца. 14-е место (11,6 млн. зрит.) в годовом прокате. Рейтинг IMDb – 5,7/44 голоса. *1/2
МИР
Фильм "ЕСЛИ ЕСТЬ ПАРУСА".
СССР (Украина), 1969. Реж. Валентин Козачков («Казаки-разбойники»); в рол.: Виктор Семенов, Тая Додина, Михаил Пуговкин, Алексей Грибов, Георгий Юматов, Борислав Брондуков, Виктор Мережко
Драма. Выпускник мореходки Елкин получает назначение возглавить буксир «Геркулес» и команду, которой надо доказать свою годность. Худ. рук постановки П.Тодоровский.
Фильм "СЕМЕРО СМЕЛЫХ".
СССР, 1936. Режиссер Сергей Герасимов; в рол.: Тамара Макарова (Женя Охрименко), Петр Алейников (Молибога), Олег Жаков (Курт Шефер), Николай Боголюбов (Илья Летников), Иван Новосельцев (Богун), Иван Кузнецов Андрей Апсолон
Первый фильм из известнейшей героико-романтической трилогии Сергея Герасимова, в которую также входят “Комсомольск” и “Учитель”. Считается образцом социалистического реализма. “Семеро смелых” с шутками и песнями, просто замечательно переносят трудности полярной зимовки. Большинство исполнителей ролей -- ученики тогда 29-летнего С.Герасимова. Особенно полюбился зрителям персонаж 21-летнего белоруса П.Алейникова. Очень важными для раскрытия темы стали музыка и песни Венедикта Пушкова. Одна из которых, “Лейся песня на просторе”, стала суперхитом своего времени. Сосценарист Юрий Герман. Приз Всемирной выставки в Париже. Рейтинг IMDb – 6,4/34 голоса.
Фильм "ТЕОРИЯ ЗАПОЯ".
Россия, 2003, 70/80 мин., PG. Реж. Наталья Погоничева ("Лифт", "Как я провела лето"); в рол.: Дина Корзун (Светик), Ярослав Бойко (Виталик), Галина Петрова (Теща), Виктор Сухоруков (Шофер), Станислав Дужников (Тракторист), Сергей Арцибашев (Дедулик), Евгений Булдаков (Петя), Мария Миронова (Идеал -- Маринка), Константин Мурзенко (Сантехник), Сергей Шнуров (Фея-гаишник), Татьяна Киселева (Дворничиха), Сергей Рубеко
Эксцентрическая лирическая комедия по пьесе Дениса Родимина ("Бумер") и Левана Галустова "Теория забоя". Небольшая модификация названия сделала фильм коммерчески более привлекательным. Многие потенциальные зрители почувствовали в нем что-то родное и близкое, хотя, по логике, должно бы быть наоборот. Ведь что может быть отвратительнее человека, угодившего в запой?! Впрочем, это одно из проявлений загадочной славянской души... В то же время поставившая "Теорию запоя" Н.Погоничева (род. 06.01.1974 г.) уверяет, что практически не пьет, т.к. ее организм "просто не приспособлен к алкоголю. "Мне не нравится вкус алкоголя, -- признавалась она в интервью “МК”. -- Но я не отношусь отрицательно ни к питию, ни к запою". Это на практике, а теорию запоя Наталья освоила во время проживания во ВГИКовской общаге, когда осваивала реж. профессию в мастерской С.Соловьева и В.Рубинчика. Ее яркие учебные ленты завоевали ряд наград и заставили прессу заговорить о появлении Гайдая в юбке, а компания "Полигон", прославившаяся "ДМБ", тут же предложила взяться за комедию. Прежде всего благодаря незаурядному сценарию Наталье удалось заманить в свой проект группу элитных актеров. Ведь авторитет ей еще предстояло заслужить. Не случайно в группе так понравилась шутка Д.Корзун ("Страна глухих"), которая, глядя на режиссера, показно возмущалась: "Чья это девочка на площадке? Уберите!" "Я за всю свою жизнь так не хохотала, как во время съемок этой картины, -- вспоминала Погоничева. -- В некоторых сценах, где писался живой звук, смеялась так, что мой смех перебивал текст. Пришлось перекрывать его лаем собак". Тараканы в фильме компьютерные, а вот лемуриха Маня -- настоящая. "Интересное животное. Ей все по фигу. На кличку не отзывается, хозяина не узнает. Ужасно бестолковое животное. Только жрет и висит". Одна из главных заманок "Теории" -- лидер скандально-культовой группы "Ленинград" С.Шнуров. "Я не всем осталась довольна, -- делилась Наталья. -- Я его позвала и знала, что от него можно ждать большего (кстати, Наталья поставила немало муз. клипов). Но я понимаю, человек он творческий, давить бесполезно. Ну, ничего, отпорхал, отмучился. Вообще он спокойный, терпеливый и достаточно интеллигентный человек. Пришел, естественно, с перепоя. Но все было чинно, благородно, не буянил". Шнур не только написал музыку, но и сыграл Фею-гаишника – глюк Шофера. После того как он несколько часов провел в воздухе, привязанный к тросам, Шнуров сказал: "Надо было вам настоящего гаишника взять. Отомстили бы им за все. Мой гаишник из будущего. Скоро выведут новую породу с крыльями, будут их клонировать и запускать в воздух, чтобы сверху следили за порядком. А вообще в этой роли я чувствую себя погано. Я ментов не люблю, я по другую сторону барьера". О сюжете, за неимением места, рассказывать не буду, а из высказываний о фильме выбрал цитату А.Курносенко ("Афиша"): "Парадокс "ТЗ" заключается в том, что русская мелкобюджетная комедия построена не на ожидаемой схеме "люди выпивают, а потом забавно дебоширят", а на схеме "люди выпивают, и... ничего не происходит". Из такой предпосылки могла бы выйти русская психологическая драма, но взаимоотношения персонажей слишком уж схематичны. С одной стороны, правдоподобно, можно даже сказать: "Верим!" -- вот только зачем смотреть на то, что мы и так знаем? С добросовестностью новичка Погоничева, взявшись за отображение национальной проблемы, совершенно позабыла про шутки-юмор-веселый смех. Ничего, кроме длинных пауз после каждой фразы, рассчитанных, наверное, на смех зрителя, от комедии в фильме не осталось. А смеяться просто от того, что народ спивается, -- это, знаете, все-таки странно". Сборы в РФ $0,06 млн. Рейтинг IMDb – 5,8/118 голосов. *
"ДОЛГИЕ ВЕРСТЫ ВОЙНЫ"
СССР (Беларусь), 1975, 208 мин., PG. Реж. Александр Карпов («Завтра будет поздно», «Его батальон»); в рол.: Юрий Овсянко (Сафронов), Вадим Яковлев (Константин Ананьев), Николай Федорцов (Карпенко), Юрий Дуванов (Климчук), Александр Вдовин (Свист), Борис Щербаков (Овсеев), Виктор Петров (Пшеничный), Николай Ферапонтов (Воробей), Алексей Инжеватов (Ванин), Светлана Крючкова (Зина Богданова), Александр Потапов (Орлов), Александр Карпов (комдив), Геннадий Овсянников (Пилипенко), Федор Шмаков (Кривошеев), Раднэр Муратов (Закиров), Валентина Титова (Ирма), Павел Кормунин
Военные приключения для ТВ по мотивам военных повестей Василя Быкова «Журавлиный крик» (1959 г.), «Проклятая высота» (1968 г.) и специально написанного литературного сценария. Итак, август 1941 г. немцы отчаянно давят, а отступающие советские солдаты еще даже не разглядели врага в лицо. Шестеро бойцов из батальона лейтенанта Ананьева получают приказ, который достался от попавшегося на пути комдива. Им надлежит защищать железнодорожный переезд. Мы знакомимся с этими людьми, очень разными, как по опыту и военному умению, так и по взглядам и социальному положению. Пока враг не атакует, они не только готовятся к отражению, но и притираются друг к другу… Следующие эпизоды войны относятся уже к марту 1943 и маю 1945 гг. Они связаны между собой Ананьевым, который к концу войны становится майором. Стоит отметить, что постановщик ленты А.Карпов тоже фронтовик. Был командиром танка, награжден двумя орденами. Полгода лежал в госпитале с контузией… Так что знал о событиях ленты не понаслышке. Обратите внимание на актерский состав. Музыка Н.Богословского. Диплом зрителей на Всесоюзном телефестивале. Рейтинг IMDb – 7,2/6 голосов. **