Болгария – направление, которое традиционно пользуется спросом благодаря хорошему соотношению цены и качества. Но этот год стал особенно удачным для туристических фирм. Не последнюю роль в этом сыграла экономическая ситуация в Европе.
– В этом году сезон прошел очень хорошо, – рассказал Игорь Немцев, директор компании «Мастер ВГ-тур». – У приблизительно полутора тысяч туристов, которых мы отправили в Болгарию, не было ни одной жалобы. Очень активно продавались туры по системе раннего бронирования: первая путевка на минувшее лето у нас была забронирована 4 января. В целом 50% туров было продано именно по системе раннего бронирования – в период с марта по май. Особенностью этого года стало изменение предпочтений по типу питания: полупансион выбирали единицы – туристы предпочитали отели либо без питания вообще, либо только завтраки, либо систему «все включено». Что касается ценового диапазона, то в этом году наши клиенты довольно часто выбирали дорогие туры, отдавая предпочтение отелям 4* или 5* на курортах Золотые Пески, Елените, Солнечный Берег, Св. Константин и Елена. Стоит отметить, что это в основном те туристы, которые пришли к нам с других направлений – например, с турецкого и египетского. Что касается бюджетных вариантов, то туристы эконом-класса чаще всего выбирали курорт Балчик.
Интересная ситуация сложилась в транспортном вопросе. В этом году мы впервые столкнулись с тем, что туристы бронировали отель, но выезжали в Болгарию самостоятельно на своем личном авто либо по две семьи на микроавтобусе. И подобный вариант выбирали многие.
Проблем с заполняемостью самолетов не было, как и с автобусными перевозками. А вот с железнодорожным транспортом возникли определенные проблемы. В июле из-за наводнений, обрушившихся на Европу в этом году, на границе Румынии и Украины был размыт мост, по которому ходили поезда из Минска в Варну. В связи с этим маршрут следования изменился: если раньше он пролегал через Украину и Румынию, то теперь – еще и через Молдавию. В результате 22 июля, в самый разгар сезона, мы узнали о повышении цен на железнодорожные перевозки в Болгарию. Однако на этом проблемы не закончились – поезда в Варну приходили с 8–10-часовым опозданием. Это вызывало напряжение как у туристов, так и у встречающей стороны, которая вынуждена была часами ожидать прибытия поезда. Самое интересное, что до конца сезона справочное бюро БЖД давало устаревшую информацию о расписании и стоимости проезда на поезде Минск – Варна.
– В этом году Болгария лидировала по количеству продаж, – комментирует итоги прошедшего года Евгения Зубкова, директор туристической компании «Мастер путешествий». – В этом сезоне было очень выгодное соотношение курса евро и доллара, в результате чего европейское направление выглядело более привлекательно. И если у Греции и Испании постоянно возникали проблемы в связи с визами, кризисом и прочим, то Болгария на их фоне выглядела весьма стабильной. Тем более что уровень предоставляемых услуг здесь вырос и стал не хуже, чем на других европейских курортах. Особенностью этого сезона стало то, что наши клиенты чаще всего выбирали отели, работающие по системе «все включено» и «ультра все включено». Большой процент продаж пришелся на раннее бронирование. Учитывая, что мы специализируемся на отдыхе с детьми, самыми популярными направлениями в нашей фирме были Елените и Дюна. Также хорошо продавались отели на Солнечном Берегу. Что касается заполняемости самолетов, то в этом сезоне провальных дат не было, и в целом было очень мало горящих туров.
– Мы даже не ожидали, что этот сезон пройдет настолько хорошо, – согласился с коллегами Михаил Капцевич, директор туристического агентства «Ростинг». – В этом сезоне был очень выгодный курс евро, что увеличило поток туристов на европейском направлении. Отлично сработала и система раннего бронирования. Что качается питания, то предпочтение, как ни странно, туристы отдавали системе «все включено». Все чартеры были заполнены, и несмотря на то, что в разгар сезона было добавлено несколько рейсов, горящих туров в этом сезоне не было. Отдельно хочется отметить слаженную работу болгарского консульства, которое постоянно оказывало нам поддержку.