Российский миллиардер Алексей Мордашов и подконтрольная ему S-Group Capital Management готовы увеличить свой пакет в крупнейшем в Европе туристическом концерне TUI AG до 25-30%. Если это произойдет, то доля, принадлежащая Мордашову, станет блокирующей.
В пятницу федеральное ведомство по защите конкуренции Австрии получило от S-Group Travel Holding GmbH ходатайство об увеличении доли в TUI с 18 до 25-30%, о чем уведомило на своем сайте всех предпринимателей, чьи интересы могут быть затронуты этой сделкой. Аналогичный запрос от S-Group еще 25 августа поступил и в федеральный картельный офис Германии. Заявка будет рассматриваться по меньшей мере месяц.
Это не значит, что российский совладелец сможет диктовать компании условия, однако владелец более четверти TUI на общем собрании акционеров может заблокировать принятие решений, предложенных менеджментом, например, по стратегии концерна. Это значит, что в дальнейшем он сможет реально воздействовать на все шаги крупнейшего туроператора.
Крупнейший туристический концерн Европы TUI AG состоит из трех дивизионов – туроператорского (TUI Travel), гостиничного и круизного. Компания TUI Travel PLC работает в 180 странах мира. В 2008 году ее услугами воспользовалось более 30 млн клиентов. Только в Европе TUI имеет более 3 000 туристических агентств. 15 апреля 2009 года в результате подписания договора между мировым лидером туристической индустрии, компанией TUI Travel PLC и компанией S-Group Capital Management, находящейся под контролем Алексея Мордашова, генерального директора и главного акционера «Северсталь-Групп», была создана инвестиционно-холдинговая компания TUI Russia & CIS. Основной задачей новой компании, естественно, являлось развитие туристического бизнеса в России и СНГ. S-Group принадлежит 51% TUI Russia & CIS, а TUI Travel – 49%. Эта компания, в свою очередь, имеет по 75% в каждом из российских операторов «Мострэвел» и VKO Group, а также в украинском «Вояж-Киев». В марте этого года TUI Russia & CIS широко анонсировал запуск бренда TUI в России и Украине. Ожидались крупные – до 60 млн долларов – вложения во входящие в концерн российские и украинские компании и открытие более 200 собственных и франчайзинговых под брендом TUI на этих рынках. Однако, по отчетности TUI Travel, в первом квартале этого года убыток СП составил £4 млн, во втором – £2 млн. В то же время выручка международного TUI Travel за 9 месяцев текущего года составила £8,2 млрд, чистый убыток — £409 млн.
Несмотря на потери, экспансия TUI на российском и украинском рынке будет продолжена. Особенно если Алексей Мордашов и его компания получат дополнительные рычаги воздействия на принятие решений по поводу стратегии оператора. Можем ли мы ожидать, что TUI вскоре улыбнется и Беларуси? Согласно изложенной на корпоративном сайте стратегии, TUI Travel PLC в основном специализируется на организации поездок с целью отдыха, обучения и работает по четырем направлениям:
зрелые рынки (Mainstream sector);
перспективные и растущие рынки (Specialist & emerging market sector);
узкоспециализированные туры (Activity sector);
управление гостиничным фондом и онлайн-услуги для потребителей (Accomodation and Destination sector).
TUI Travel Russia & CIS является частью сектора «Перспективных и растущих рынков». А место в этом списке для Беларуси, похоже, появится не скоро.